М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




СОН

В толковом словаре Ожегова и Шведовой сон трактуется как Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Однако это только первое толкование. Второе - то, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сон может быть разным – отсюда и разнообразие в эпитетах: здоровый сон, крепкий сон, чуткий сон. Последний также называют будким или соловьиным сном. Ещё сон ассоциируется с некой заторможенностью процессов в организме, отсюда и «как во сне» - бессознательно, смутно, туманно; Ни сном ни духом — совершенно; нисколько. Ни сном ни духом не знать, не ведать чего–нибудь. Ни сном ни духом не виноват, не повинен в чём–нибудь.
Люди в старые времена очень много работали, и поэтому на сон оставалось им мало времени, а тот, кто много спал, считался неработящим и ленивым, отсюда масса пословиц: Кто больше всех спит, тот меньше всех живет. Много спать — мало жить (что проспано, то прожито).
Кто живет на воле, тот спит боле (спит до воли).
Много спать — дела не знать (добра не видать).
Кто долго спит, тому денег не скопить.
Долго спать — с долгом встать. Спать долго — встать с долгом.
Кто поздно встает, у того хлеба не стает.
Сонлив, так и ленив. Сон не богатит.
Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.
Заря деньгу дает. Зарю проспать — рубля не достать.

Весьма разнообразны также сравнения для сна. Очень часто в русских деревнях напивались и засыпали глубоким сном, поэтому и крепкий сон часто сравнивали со сном после перепоя.

Спит, как коней продавши (т. е. и напившись с магарычей).
Спит, как маковой воды напившись (снотворного настою, маковок).
Спи, да не с перепою. Коли проспался, так надо опохмелиться.

Есть и такое выражение, появившееся для обозначения всеобщего сна - "Сонное царство" (т. е. все спят).

Для древних славян сон также ассоциировался со смертью, вследствие этого появились такие пословицы:

Сон смерти брат. Уснул — помер. Спит человек — не живой.
Сонный, что мертвый. Уснешь, что умрешь.

Мы знаем, что сон также хорошо лечит, поэтому читаем:
Сон лучше всякого лекарства. Сон дороже лекаря.
Ляг да усни; встань да будь здоров! Выспишься — помолодеешь.
Ляг, опочинься, ни о чем не кручинься!

Считалось, что человек с нечистой совестью не сможет спокойно спасть – совесть будет ему мешать:

Совесть спать не дает. Не живется, так и не спится.
У меня подушка в головах не вертится (совесть чиста).
Перинка совести не замена. Не всяку кручину заспать можно.
Беспечальному сон сладок. И рука спит, и нога спит.

Однако всё же сон был ночью, а ночь считалась временем тёмных сил, поэтому и сну чаще всего приписывались обманные, неправдивые, тёмные свойства:

За сон не ручись (не знаешь, долго ли проспишь и что пригрезится).
Хмельной да сонный не свою думу думают.
Во хмелю да во сне человек сам в себе неволен.
Сонный да пьяный — божевольный (не в своем уме).
Сон правду скажет, да не всякому.
Куда ночь, туда и сон.
Грозен сон (черт), да милостив бог.
Видел мужик во сне хомут — не видать ему лошадки довеку.
Коли чудится, так перекрестись!
Мана манит, да бог хранит.
Морочила морока, а пророчила сорока.
Во сне видел маковники, так во сне и ешь.

 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014