М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




Академия магических наук Волшебного мира

Чжоули Линк

Методика преподавания Магии языка в виртуальных школах

Специальность - Магия языка

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора магических наук

Хогвартс Сириуса - 2008 г.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  • Актуальность темы исследования.
  • Степень разработанности проблемы.
  • Цель работы и задачи.
  • Научная новизна работы.
  • Теоретическая значимость исследования.
  • Практическая значимость исследования.
  • Основные положения диссертации.
         1. Характеристика работы.
         2. Методология преподавания Магии языка.
         3. Структура курса Магии языка, ведущегося в Хогвартсе Сириуса.
  • Апробация результатов исследования.


    Актуальность темы исследования.

    Быстрое развитие сети Интернет, появление в ней новых общеобразовательных программ привело к тому, что во всемирной паутине стало появляться огромное количество проектов разного типа, в том числе и виртуальных школ. Однако, так как всё здесь основано на визуальном обучении и просто восприятии информации, то большое внимание должно уделяться грамотности размещаемых в сети материалов, потому что сеть - сродни книге. А вы видели ли когда-нибудь безграмотно написанную книгу?

    Свободный доступ кого угодно к размещению в виртуальном мире информации для общего ознакомления привели к появлению в сети огромного количества совершенно безграмотных проектов. Такая подача информации, с большим количеством ошибок (орфографических, синтаксических, лексических), приводит только к тому, что люди, а в особенности дети, обнаружив новый мир и с энтузиазмом окунувшиеся в его жизнь, видя, как легкомысленно относятся владельцы проектов к состоянию грамотности выставляемых ими материалов, теряют те, иной раз совсем крохотные, знания языка, которые они получили, обучаясь в реальной школе.

    В виртуальной магической школе Хогвартс Сириуса, с момента ее открытия в 2001 году, не раз поднималась проблема грамотности, проводились месячники по ее ликвидации, но дело двигалось с места очень и очень трудно.
    Очередные бурные дебаты в школьных коридорах осенью 2004 года дали толчок к зарождению нового предмета - Магия языка. Первая лекция была выставлена 3 декабря 2004 года, и с тех пор данный предмет без перерывов ведется в школе магии и волшебства Хогвартс Сириуса.

    Магия языка стала аналогом преподавания русского языка в реальных школах и, прежде всего, направлена на развитие дополнительной заинтересованности учеников в его изучении. Для подавляющего большинства он является родным языком, а не знать родной язык, не любить его, не уважать законы, по которым он живет и развивается, - недостойно настоящего мага.

    К началу

    Степень разработанности проблемы.

    Несмотря на большую безграмотность, которая опутывает многие виртуальные миры, нельзя сказать, что этой проблеме не уделяется внимания вовсе. Словари, справочные пособия, учебники и т.п. - всё это в больших количествах располагается в разных местах для всеобщего ознакомления, но особенность человека состоит в том, что большинство не считают свою безграмотность очень уж большим недостатком, не видят, что за ней скрываются куда большие проблемы, что грамотность, на самом деле, ведет к общему развитию человека. Без нее нельзя достичь больших успехов и в других областях магических, и не только, наук.

    Лишь немногие способны самостоятельно заниматься ликвидацией пробелов в своих знаниях по языку. Остальные довольствуются тем, что имеют на данный момент, с каким багажом знаний они вышли из реальной школы. Поэтому уроки по языку, где в увлекательной форме рассказывается о скучных вроде бы вещах, где можно самому творить волшебство даже без помощи волшебной палочки, где можно попасть в удивительные миры, населенные удивительными существами, незаметно подталкивают к дальнейшему изучению языка.

    В реальных школах такой стороне языка не уделяется внимания вовсе или совсем немного на факультативных курсах, которые посещают единицы любознательных. Есть разработки отдельных уроков, по отдельным темам, но не более.

    Во множестве виртуальных школ, которые на данный момент существуют в сети, такой предмет не ведется. Хогвартс Сириуса стал первой виртуальной школой, принявшей изучение русского языка в свое расписание в виде предмета Магия языка. Одна из лекций этого курса – «Какими бывают звуки» - находилась потом по поиску в нескольких виртуальных школах, но дальше там дело не пошло. Значит, интерес к преподаванию языка есть, но, видимо, не хватает степени подготовленности самих преподавателей этих школ, в качестве которых зачастую выступают случайные люди, достаточно далекие от проблем языка вообще.

    И всё же, конечно, предмет Магия языка возник не на пустом месте. Идея занимательно преподнести русский язык ученикам давно владеет умами передовых преподавателей в этой области. Написано некоторое количество книг (нельзя сказать, что их много; что удалось найти – указано в списке литературы), где сделаны такие попытки.
    Среди них хочется выделить следующие.

    В [3] облеченный в стихотворную форму дидактический материал способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Книга интересна для совместных занятий родителей с детьми. Для уроков в условиях виртуальной школы отсюда можно взять лишь идеи некоторых заданий.

    [4] - научно-познавательная книга, посвященная звукам русского языка. Оказывается, звук мы не только слышим, но и можем сказать, какой он - добрый или злой, теплый или холодный... Даже какого он цвета. Данный аспект языка в реальной школе проходит мимо учеников, а между тем разбор этих вопросов, участие в реальных экспериментах очень интересно и захватывающе, заставляет задуматься и поразмышлять над многими вопросами, связанными с таким разделом языка, как фонетика.

    Автор [6] в легкой, доступной и занимательной форме знакомит с различными системами общения. Язык - это не только человеческая речь. Животные тоже имеют свой язык. А язык жестов? Этикет, правила поведения - тоже своеобразная знаковая система общения. Что значит язык для человека? Мыслим ли мы только в рамках категорий языка? Проблема всеобщего языка: почему до сих пор он не изобретен, а то, что есть, далеко от идеала. Все эти общие вопросы позволяют увидеть язык, как живой организм, развивающийся по своим законам.

    В [9] автором собрано большое количество кроссвордов по разным разделам русского языка. Кроссворд – это всегда интересно, но и здесь главное – не переборщить. Поэтому можно использовать, но в ограниченных количествах. Привлекает, что на уроках в виртуальной школе, помимо кроссворда, можно дать творческое задание, которое как раз и поможет выявить, как ученик понял тему, потому что сами ответы кроссворда можно и списать.

    В [10] подобран интересный материал по знаменательным частям речи, даны упражнения, направленные именно на дальнейший поиск информации по данной теме, которые невольно заставляют ученика размышлять, а не просто, согласно правилам, вставлять пропущенные буквы в слова. Некоторые задания предлагают написать лингвистическую сказку на тему.

    В [12] представлен поурочно разработанный курс занятий школьного кружка для 5-го класса (32 урока). Привлекает простота изложения материала, а также доступность, с которой излагаются достаточно трудные моменты языка. Но представленные упражнения рассчитаны именно на занятия в реальной школе, и использовать их в виртуальной школе, где обучение заочное и почти невозможно проконтролировать самостоятельность выполнения (если ответ однозначный), довольно затруднительно, хотя идею некоторых упражнений вполне можно использовать, модифицируя их для нужд виртуального преподавания.

    В [16] автор очень удачно соединил два мира - мир языка и мир чисел - и предложил учителям и ученикам посмотреть на русский язык по-новому, опираясь на элементарные знания математики. Неисчерпаемый мир словесных игр и головоломок, который предстает в этой книге, раскрывает многосторонние связи между русским языком и математикой и дает огромные возможности для конструирования занимательных вопросов, которые можно использовать при проведении олимпиад по языку в виртуальной школе.

    В рамках международной олимпиады по русскому языку Светозар [18], которая уже несколько лет непрерывно проходит на сетевом пространстве, так же проводятся лекции и выдаются задания, и затем по сумме баллов за определенное число туров каждый год выявляются победители. Вроде бы, на первый взгляд, цель такая же – привить заинтересованность к языку, дать что-то новое о языке, закрепить старое. И методы преподнесения привлекают. Лекция, задание, которое можно выполнить не сразу, а сначала поискать подходящий материал. Да, тем, кто занимается самостоятельно, эта олимпиада – прекрасная возможность проверить свои знания, получить новые, прекрасная возможность самосовершенствоваться, но, как мы знаем, этим способны заниматься немногие, а лишь самые целеустремленные, которые будут сами себя подталкивать к получению дальнейших знаний.
    Материалы некоторых лекций по занимательной лингвистике и некоторые задания этой олимпиады были использованы в самом начале преподавания Магии языка, в самых первых лекциях и первой переменке, когда методика преподавания этого предмета была еще не оформлена и находилась в процессе непрерывного поиска.

    Идея лингвистической сказки, где слова оживают и сами становятся полноценными действующими персонажами, используется достаточно давно преподавателями в реальных школах. В сети находились отдельные сайты, где приводились работы учеников (в основном младших классов) по какой-то одной теме. Встает вопрос: почему только учеников младших классов? Видимо, считается, что с возрастом играть в сказку как-то неприлично, да и условий подходящих вроде как нет. Вот здесь как раз и открывается преимущество виртуальных школ, где создать атмосферу сказки намного легче, особенно если это школа магии и волшебства, изначальная идея которой – именно создание сказочной, волшебной атмосферы, введение в расписание изучение магических предметов, названия которых не найдешь в реальной школе, хотя при ближайшем и более внимательном рассмотрении оказывается, что Травоведение – это ботаника, Биомагия – зоология, Арифмантика или Магия чисел – математика, Изучение магических предметов – физика, всевозможные мифологии и История древних цивилизаций – история, Социомагия – обществоведение, Прикладная астрономия и Магия созвездий – астрономия с разных точек зрения, Геомагия – география (раздел геологии).

    Сделать из русского языка магический предмет, который можно преподавать в школе волшебства, где как раз в полную силу использовать идею сказку, оказалось не так просто. Недостаточно заменить название на Магию языка. Те методы преподнесения русского языка, которые были наработаны в реальных школах, в виртуальной действительности не применимы. Здесь нельзя давать конкретное задание (типа упражнения) на какое-то правило, как в реальной школе; здесь нельзя потом проверить в виде диктанта, как закреплен материал. Основной упор поэтому делается на творческие работы, в которые как раз и вплетается выполнение определенного задания, которое тоже достаточно свободно в формулировке, благо, что огромный словарный запас языка позволяет это делать. Найти слова, удовлетворяющие какому правилу, - несомненно, труднее (потому что надо не только найти, но и описать в сказочной форме, как это сделано), чем выполнить просто упражнение. Но тем ощутимее результат. А выделенного на выполнение данного задания времени (это обычно 2 недели - 1 месяц) вполне достаточно, чтобы сначала подумать, поискать материал, прежде чем ответить на вопрос.

    Поэтому приходится искать новые пути преподнесения материала по языку, выискивая по крупинкам то интересное, что можно использовать, но по большей части разрабатывать именно свое, применимое к конкретной «виртуальной реальности». Но это не значит, что всё наработанное в методике преподавания Магии языка можно использовать только в школе, где зародился данный предмет, то есть в Хогвартсе Сириуса. Несомненно, в текстах лекций встречаются названия мест школы, обитатели этого мира, но что мешает заменить их на другие – на те, которые актуальны для другого виртуального мира. Главное – методы преподнесения материала, которых накопилось достаточно.

    Конечно, охватить новейшими разработками сразу такую огромную область - язык со всеми его особенностями - просто невозможно. Можно лишь дать какие-то рекомендации, показать на примерах, как это может выглядеть.

    Данная работа - большой шаг вперед в этом направлении. Более 40 уроков разных видов, которые существуют на данный момент (и это далеко не предел), демонстрируют различный подход к обучению языку юных магов.

    К началу

    Цель работы и задачи.

    Цель любого обучения состоит в том, чтобы заинтересовать учеников самим предметом, дать толчок к дальнейшему, уже самостоятельному, совершенствованию. В случае с Магией языка цель обучения: помочь ученикам понять, что язык - это не только скучное заучивание правил и выполнение не менее скучных и однообразных упражнений к ним, а это, прежде всего, увлекательный мир, полный волшебства и магии. Мир, который, по сути, бесконечный для познания: столько в нем всего удивительного.
    Заинтересованность в изучении языка выливается в поиск дополнительной информации по тому или иному вопросу, в дополнительные исследования, которые могут открыть доселе неизвестные человеку магические свойства языка. И, возможно, когда-то истинная речь, о которой так часто говорят, но про которую никто, кроме драконов, ничего не знает достоверно, откроет свои тайны любознательным.

    Целью диссертационного исследования является разработка методики преподавания Магии языка в виртуальных школах. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
    1. Проведена работа по сбору данных из тех разделов языка, которые были объектом изучения на уроках.
    2. Сформированы информационные разделы, которые в дальнейшем предполагается развить в полноценные порталы, содержащие познавательные сведения и игровые элементы.
    3. Разработаны дополнительные материалы по некоторым разделам языка, которые помогут ученикам в их изучении.
    4. Структурирован курс Магии языка, ведущийся в виртуальной школе магии и волшебства Хогвартс Сириуса.
    5. Уточнена классификация уроков и разных методов их преподнесения.
    6. Определены те области языка, которые могут быть перспективными в планах проведения дальнейших исследований.
    7. Даны рекомендации по использованию того или иного вида уроков и приведены примеры домашних работ.

    К началу

    Научная новизна работы.

    Аналогов в виртуальном мире (и, тем более, в мире реальном) предмет Магия языка на данный момент не имеет. Всё, что дается ученикам Хогвартса Сириуса, имеет авторскую разработку, с которой и можно ознакомиться в данной работе.
    В ходе проведенной работы были получены следующие новые научные результаты:
    1. Разработана методология преподавания русского языка в виртуальных школах в рамках предмета Магия языка.
    2. Обоснованы различные виды уроков.
    3. Предложена авторская структура курса Магии языка.
    4. Систематизированы приложения, полезные при изучении некоторых разделов языка.
    5. Предложены авторские разработки, выполненные по результатам ученических исследований, касающиеся разделов языка, посвященных звукам.


    К началу

    Теоретическая значимость исследования.

    В процессе преподавания Магии языка в виртуальной школе магии и волшебства Хогвартс Сириуса была проведена немалая работа по обобщению некоторых сведений по отдельным разделам языкознания в применении к преподаванию данного материала в рамках виртуальной школы, куда приходят ученики уже с какими-то базовыми знаниями по языку, и целью уроков становится не изучение последовательно отдельных тем (как это происходит в реальной школе), а систематизация знаний и умений учеников. Поэтому иногда один урок охватывает несколько взаимосвязанных тем и преподносится как единое целое.
    Обширная область изучения самого предмета открывает огромные перспективы для проведения дальнейшей работы в этом направлении.
    Основной теоретической значимостью работы является то, что ключевые положения диссертации могут лечь в основу концепции альтернативного преподавания русского языка в виртуальных и реальных школах.

    К началу

    Практическая значимость исследования.

    Практическая значимость данной работы заключается в разработке методики преподавания русского языка в виртуальных школах.
    Особый интерес представляют результаты исследований, проведенных в нетрадиционных областях языкознания, которые как раз и позволяют приоткрыть завесу магии, скрытой в языке.
    Эти данные позволяют проводить увлекательные исследования в областях магии звуков, магии слов, которые могут найти свое применение и в других областях магических знаний, а при совместных исследованиях возможно принесут интересные результаты.

    К началу

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

    1. Характеристика работы.

    Данная работа является промежуточным этапом, обобщившим более чем трехлетнее преподавание Магии языка в школе магии и волшебства Хогвартс Сириуса. Она нужна для подведения итогов, выявления удачных и не очень удачных моментов в преподавании, а так же для определения путей дальнейшего развития этого предмета.

    Хранилище слов.
    Здесь собраны слова, магические свойства которых исследовались учениками школы на практическом занятии "Отражение предмета или явления мира в языке". Здесь же разместятся и слова, исследование которых будет проводиться в рамках выполнения курсовых работ.

    Заповедник слов.
    После завершения строительства Заповедника слов осенью 2007 года он стал фактически неотъемлемой частью при изучении Магии языка в Хогвартсе Сириуса. В разных уголках Заповедника можно встретить самые удивительные слова. Пока там разместились слова, сочетания, фразы, которые принесли в школу участники олимпиады по Магии языка, проводившейся весной 2007 года. Вот и поселились эти существа в заповеднике. Три заколдованных места, где гуляющий внезапно может повстречаться с удивительными существами, иной раз наводящими ужас своей внешностью, но и где юный маг может испытать свою смекалку и эрудицию.

    В помощь ученикам.
    Сюда собраны справочные материалы, полезные при выполнении некоторых заданий, а также художественно-литературные очерки по истории создания письменности и грамматики.

  • Тернистый путь к созданию славянской письменности (художественно-литературный очерк, написанный автором данной работы, знакомящий с непростой, полной интриг, жизнью создателей кириллицы).
  • История грамматики (что такое грамматика, где и как она зародилась).
  • Почти всё о звуках (материал, собранный на основе курсовой работы по фонетике; очень полезен на уроках по звукам).
  • Загадки полногласия (сравнение исконно русских и старославянских слов, три группы полногласных и неполногласных форм слов с приведенными, довольно полными, списками. Данная тема позволяет повысить орфографическую грамотность учеников: поняв, что ворона, воробей, корова, соловей, проволока (и др.) содержат полногласные сочетания, ученики легче усвоят их написание).
  • Чередование гласных и согласных в корнях слов (полезно при поиске родственных слов, например, на уроке по выращиванию волшебных растений или при путешествии в необыкновенные миры корней-омонимов).
  • Суффиксы и их значения (собрано всё о суффиксах в разных частях речи; полезно как при поиске родственников, так и при анализе изменения магии слов за счет суффиксов).
  • Приставки и их значения (собрано всё о приставках; полезно при поиске родственных слов, а также при анализе изменения магии слов за счет приставок).
  • Схемы словообразования (200 схем словообразования с приведенными примерами расширяют знания учеников в этой области языкознания. Проведение практической работы по более детальному изучению каждой схемы будет направлено на выявление того общего, что присуще словам данной группы, а также возможной магии, их объединяющей) .

    Приложения.

    В этот раздел вошли авторские разработки, выполненные по результатам ученических исследований, сделанных в рамках их ответов на вопросы домашних заданий.

  • Оценки звуков.

    Проведение на протяжении восьми семестров лекции "Какими бывают звуки" позволило собрать достаточно информации по количественной характеристике звуков русского языка по 25-ти критериям.
    Приведены оценки звуков учеников ХС, посещавших данный урок, и высчитана средняя оценка каждого звука.

  • Звуковой анализатор.

    Автором данной работы был сконструирован Звуковой анализатор слов двух видов:
    анализатор, работающий на средних критериях, в основу которого как раз и положены средние оценки, высчитанные по работам учеников; позволяет узнать средние характеристики любого слова по предложенным критериям;
    анализатор, работающий на личных критериях мага, позволяет достаточно быстро оценить любое слово и понять, подходить ли данному магу это слово для использования его в той или иной ситуации, и какой магией слово может обладать.
    С помощью второго анализатора можно сконструировать свои слова, обладающие той или иной магией (то есть имеющие оттенок "очень" по каким-то из 25-ти критериев). Цель этой работы такая. Какой была истинная речь, никто теперь и не знает. Как звучали истинные слова - тоже неизвестно. Возможно, такая исследовательская работа учеников сможет пролить хоть какой-то свет на вопрос про истинную речь, но, во всяком случае, размышления по этому поводу полезны и помогают ученикам бережнее, осторожнее и аккуратнее относиться к тому, что они говорят.

  • Слова приятные и неприятные

    Приведена таблица звукового анализа некоторых слов, приятных и неприятных.

  • Поиск магических слов

    Сделаны попытки поиска звуковых сочетаний, обладающих большей звуковой магией, чем известные слова языка. Приведены некоторые выводы.

  • Цвет звуков

    Как окрашены звуки? У каждого по-своему, но у большинства - похоже. Из ответов учеников собраны сведения о цвете гласных звуков и выявлено, как, по мнению большинства, окрашен тот или иной звук.
    Основа стихотворения - это конечно же гласные звуки, которые придают особую атмосферу каждому произведению. Что имел в виду поэт, выбирая именно эти слова для выражения своих чувств? Возможно, цветовой анализ стихов поможет выявить скрытый смысл, заложенный в них автором? Приведены цветовые интерпретации некоторых стихотворений.

  • "Цифры и числа глазами физиков и лириков" (совместный урок по Магии языка и Магии чисел)

    Предоставлен материал по данной теме, собранный воедино. Он может стать основой для написания достаточно серьезного исследования на данную тему.

  • Значения корней слов

    На основе материала практики по корням-иностранцам показано, какое значение имеет неправильное написание всего лишь одной буквы в корне слова - основной части слова, несущей в себе общий смысл всех родственных слов. А на охоте в Заповеднике слов ученики ловили, иногда в достаточно экстремальных условиях, пары слов-омофонов.

  • Необыкновенные миры

    Описаны удивительные параллельные миры, которые вроде и существуют рядом, но так отличны друг от друга.

  • Магическое садоводство

    Что обязательно нужно для выращивания растения? Ну конечно же семечко! А для выращивания волшебного растения еще нужны и необычные прививки. Растения, выращенные в пределах теплицы Хогвартса Сириуса, могут одаривать подарками, давать постоянный свет (чем не вечный двигатель?), летать, бегать, прыгать, быть вроде чем-то няни (т.е. рассказывать сказки на ночь), вселять уверенность, прививать трудолюбие... И многое другое.

  • Лабиринт согласных

    Куда еще можно попасть на уроке Магии языка? Да вот хотя бы в лабиринт. Злых монстров и наводящих ужас летучих мышей там нет, а вот вопросы задают, но чтобы ответить на них, нужна лишь собственная смекалка да охранный пергамент, выданный преподавателем каждому ученику.

  • Рассказ на букву...

    Написать небольшой рассказ, где не менее 70% слов начинаются на одну и ту же букву, очень непросто. Но кое-кто из учеников добился потрясающих результатов. Магия выбранного звука, непременно, пронизывает весь рассказ. И, кроме этого, такое задание - великолепная тренировка в подборе нужных слов и их связи в предложении. Где может найти применение данное умение? Да хоть в составлении заклинаний определенного типа.

    К началу

    2. Методология преподавания Магии языка.

    Методика преподавания языка опирается на особенности Хогвартса Сириуса, как школы магии и волшебства, учитывает наличие здесь специфических уроков, принимает во внимание жизнь, постоянно текущую в школьных коридорах и окрестностях школы, наличие тех или иных объектов Хогвартса, которые являются его неотъемлемой частью (замок с разветвленной сетью школьных коридоров и факультетских башен, Запретный лес, квиддичный стадион, школьная газета Оракул, теплица директора, Заповедник и т.п.), обитание на территории школы магических существ.

    Отсюда появляются уроки:

    - с использованием преобразования, как одного из магических действий, с помощью которого можно объяснить некоторые языковые явления:

    • антонимы, как новый вид преобразований;
    • преобразование звуков;
    • магия слога;
    - с использованием лично-составленных заклинаний (например, заклинание "разделить-на-слоги!" при изучении магии слога, или заклинание "антоним!" при изучении соответствующей темы);

    - выращивание в теплице директора волшебных растений, обладающих уникальными свойствами (на изучение морфемного строения слов);

    - проводящиеся в Заповеднике слов:
    • охота;
    • олимпиада;
    - с привлечением магических обитателей ХС и освещением событий школы, из-за чего виртуальная жизнь приближается к реальной; некоторые уроки становятся продолжением разговоров в школьных коридорах:
    • практика "В ХС будущий маг серьезно учится или не хочет учиться вообще?";
    • практика "Эти загадочные кавычки и тире";
    • практика "Путешествие в страны корней-омонимов";
    • охота в заповеднике;
    • практика "Лабиринт согласных" (по мотивам подземелья проводившегося в ХС весной 2005 года Кубка Огня);
    - перемещение в параллельные миры (так как наличие ПМ и их видов неограничено, то путешествий может быть много и самых разнообразных):
    • путешествие во времени
      • Всеобщий язык
      • У истоков письма
      • Устаревшие слова
    • просто переход в другой ПМ, существующий в данный момент одновременно с нашим:
      • мир корней-омонимов
      • государства, живущие по своим определенным правилам (правописание гласных в корнях слов)
      • мир корней-иностранцев
      • мир перемещающихся слогов
    - создание посреди урока новой климатической обстановки:
    • Язык и восприятие мира
    • Магия слога
    - использование кроссвордов, как одного из элементов привлечения интереса к уроку:
    • Ну, чем не тайнопись?
    • Устаревшие слова
    • Фразеологизмы
    • Многозначные слова
    • Родственные слова
    Виды обучающей деятельности по Магии языка.

  • Лекции, на которых рассказывается что-то интересное о языке вообще или о каком-то одном или нескольких взаимосвязанных языковых явлениях.

  • Переменки, состоящие из нескольких занимательных вопросов, ребусов или кроссворда по какой-то теме. Цель переменок: в ненавязчивой, иной раз даже шутливой, форме обратить внимание учеников на какую-то конкретную особенность того или иного языкового явления. Например,
    - различие между сокращениями и аббревиатурами;
    - окончания в словах;
    - конструирование слов малышами.
    Порой шутливый подход к рассмотрению каких-то моментов языка приводит к нешуточным открытиям.

  • Практики - более поздний вид уроков. Существует 2 года. На каждой практике рассматривается только один момент языка, уже хорошо известный всем ученикам, но в силу определенных обстоятельств чаще всего не закрепленный или непонятый. На практике этот момент изучается более подробно, в игровой форме, а выполнение домашнего задания в виде творческого отчета способствует поиску интересных решений. Практики обычно ставятся сразу всем курсам, так как моменты, которые вспоминаются и закрепляются на них, достаточно известны всем ученикам из уроков в реальной школе и не требуют какого-то систематического изучения. Например,
    - правописание гласных в корнях;
    - правописание согласных в корнях;
    - правописание -тся/-ться в глаголах;
    - правила оформления прямой речи и диалогов;
    - корни-омонимы;
    - родственные слова;
    - корни-иностранцы;
    - антонимы.

  • Домашние задания - пожалуй, это один из творческих моментов на уроках по Магии языка. Так как особенность виртуального преподавания исключает полностью конкретные вопросы (вставьте буквы, перепишите без ошибок), то основную роль в домашних заданиях приобретает творческий момент. Достаточно попросить учеников написать отчет о путешествии, охоте, освобождении узников и т.п., как каждая работа будет не похожа на работу соседа. Списать просто не удается. Даже когда предлагается решить кроссворд, обязательно дается следующее творческое задание - с использованием слов, полученных из кроссворда. Получается, что цель задания - не поиск правильных ответов на вопросы кроссворда (которые можно и списать у удачно сдавшего раньше сокурсника), а применение потом этих слов в своем творческом отчете, что непременно заставляет ученика мыслить самостоятельно.

  • Доклады. Их темы тесно связаны с темами уроков, с магической деятельностью в школе, с посещением Заповедника слов и изучением особенностей обитающих там существ.

  • Курсовые. Даются темы на исследование слов, их истоков, на более подробное изучение какого-то раздела языка и выявление особых свойств данного раздела, связанных именно с магией.

  • Совместные уроки. Этот вид занятий еще ждет своего развития. Был проведен один урок, совместно с Магией чисел, на тему "Цифры и числа глазами физиков и лириков". Мысли, которые были высказаны во время дискуссии, очень интересны. Их дальнейшее развитие может вылиться в достаточно серьезное исследование по данной проблеме, потому как разные ученики обсуждали тему урока с разных точек зрения.
    Магия языка может найти соприкосновение еще с некоторыми предметами, преподающимися в Хогвартсе Сириуса: обереги, амулеты, талисманы (магия имени, магия звука), драконология (истинная речь, поиски истинных слов), заклинания (выявление и составление слов, обладающих определенной магической силой), русская магия (анализ магии слов, входящих в заговоры, приговоры), зельеварение (исследование звукового смысла приговоров или отдельных слов, используемых при варении зельев), травоведение (вторые названия растений, их магия), магия символов (символизм и магия букв).

  • Олимпиады. Первая олимпиада по Магии языка была проведена весной 2007 года. Состояла из 5 этапов, на каждом из которых участники олимпиады искали слова, сочетания, фразы, удовлетворяющие какому-то одному условию. Некоторые ученики показывали чудеса эрудиции и смекалки. Именно тогда появилась мысль собрать все находки учеников и разместить их в Заповеднике слов. Олимпиады оказались очень удачной формой обучающей деятельности и непременно будут проводиться хотя бы один раз в год. Заповедник слов будет пополняться новыми обитателями.

    На настоящий момент имеется 23 лекции, 8 переменок, 12 практик и 1 итоговый урок за семестр.

    К началу

    3. Структура курса Магии языка, ведущегося в Хогвартсе Сириуса.

    Первокурсник, приходящий в Хогвартс Сириуса, попадает сразу на уроки, посвященные звукам. Раздел языка, который изучает звуки, называется фонетикой. Звукам в магической школе уделяется большое внимание, гораздо большее, чем в реальной школе. Видимо, там считается, что важно, прежде всего, научить ученика правильно и грамотно писать. Поэтому звукам отводится лишь несколько уроков в 5-м классе, и ученики благополучно потом забывают, что это такое и для чего нужно. А так как на уроках они только пишут, а пишут естественно буквы, то понятие звука для большинства вообще никак не связывается с языком.
    А между тем, именно звуки важны для магов. Заклинания срабатывают, когда с произнесением последнего звука (вслух или про себя) энергия мага активизируется через волшебную палочку.
    Звуки, безусловно, обладают магией и достаточно сильной. Первоначально были звуки. Именно они созданы самой природой и лишь потом нашли отражение в звуках человеческой речи и в разных предметах, созданных человеком, в частности, магами (например, колоколах, звук которых обладает своей магией).
    От того, насколько успешно юный волшебник сможет овладеть магией звука, зависят его успехи по другим магическим дисциплинам, непосредственно связанными с этим. Поэтому первые уроки по Магии языка посвящены звукам, исследованию природы их магии. Исследовательская работа - один из важных компонентов в домашних заданиях по предмету. Ученики не только ищут какую-то информацию, перерабатывают ее или выдают уже то, что знают, но и проводят исследования.
    Следующие несколько уроков на 1-м курсе развивают и закрепляют знания магов ХС о звуках: они учатся писать звуковой тайнописью, знакомятся и пробуют свои силы в звукозаписи и преобразовании звуков.

    Следующий раздел, который изучают юные маги ХС - это "Речь как сигнальная система". Какой может быть речь животных? Как общаться при помощи жестов? Поведение в обществе - это тоже своеобразная речь. В общем, видов общения существует много, с чем и знакомятся маги.

    Всеобщий язык. Почему человечество до сих пор не изобрело его? Ведь это было бы удобно всем. Эта проблема рассматривается на следующей лекции.

    Как зарождалась письменность? Какие виды письма ей предшествовали? Об этом идет речь далее.

    Язык и восприятие мира. Человек мыслит только в рамках категорий языка? Об этом ученики размышляют на следующей лекции. И потом идет практика, на которой маги описывают любое явление или предмет, существующий в языке (на свой выбор), пытаясь найти корни его появления и также следы его проявления в магии.

    Где всё же скрывается смысл слов? Следующие две лекции предлагают поискать его, деля слова немного по-другому, не так, как учили в маггловской школе - приставка, корень, суффикс, окончание.

    Слоги. Слова состоят из них - это известно. А как строятся сами слоги? Закон повышающейся звучности, оказывается, сопровождает язык на всем пути его развития.

    Устаревшие слова. Все юные маги сходятся во мнении, что в них было магии намного больше, чем в теперешних. Следующие две лекции посвящены именно им.

    Какая часть речи самая распространенная? Конечно же имя существительное. Именно имя существительное может описать как предмет, явление, так и признак, действие. Особенностям и тайнам этой части речи посвящены следующие три лекции.

    Ну и, наконец, какая магия скрывается в имени, отчестве и фамилии каждого мага? Цикл из пяти лекций рассказывает об этом.

    Цвет звуков. Как звуки окрашены? У каждого ли народа одинаковые звуки имеют одинаковую раскраску? А если раскрасить стихотворение, не выявится ли его скрытый смысл? Ученики на уроке пытаются разобраться с этим вопросом, делая зарисовки для понравившегося стихотворения.

    Лекции на каждом курсе перемежаются с другими видами уроков. Чаще это бывают Переменки, а в последнее время - Практики.
    Большое количество практик посвящено корню - главной части слова, несущей в себе лексическое значение всех родственных слов. Ученики учатся находить семьи родственников, выращивая волшебные растения с удивительными свойствами; учатся различать корни-омонимы (которые пишутся одинаково, а обозначают разное), путешествуя в параллельные миры; учатся различать корни-омофоны (которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, естественно, разное и обозначают), ловя соответствующие слова в Заповеднике слов или посещая мир, где живут слова с иностранными корнями.
    Судя по последнему семестру, Практики очень полюбились ученикам Хогвартса: изучать какое-то правило языка в процессе написания творческого отчета оказалось наиболее эффективной формой обучения.

    К началу

    Апробация результатов исследования.

    Магия языка преподается в школе Хогвартс Сириуса уже более трех лет, и курс языка постоянно обновляется и совершенствуется. Он не рассматривается как нечто застывшее, а приспосабливается к меняющимся условиям: хорошо, что особенность существования школы в виртуальном мире позволяет достаточно четко следить за грамотностью ее обитателей и вовремя делать уроки по проблемным темам языкознания, не забывая одновременно знакомить учеников и с тем, что они не смогли узнать в реальной школе ввиду твердо установленного там курса языка.
    Значительное увеличение количества работ по Магии языка в 20-м, зимнем семестре, говорит о том, что данная методика работает, ученики заинтересованы выполнением домашних заданий по предложенным им лекциям. Они с удовольствием пишут о событиях, происходящих в башнях факультетов, школьных коридорах.
    Преподавание данного предмета утвердило во мнении, что учеников больше интересует именно практика по языку, преподносимая в качестве игровых уроков. Даже правила, когда требуется написать творческий отчет, а не сделать какое-то упражнение, запоминаются с бОльшим энтузиазмом.


    К началу

  •  


    Карта сайта
    (с) Чжоули
    Последние изменения: 08.09.2014