БАРАН
Названий у этого животного уйма – просто баран, барашек, кудряш (так называли маленьких барашков в Вологодской губернии). Он является символом глупости (его коллега в этом осел), тупости, даже в подтверждение этому придуманы пословицы «Как баран на новые ворота» или «Как баран на градусник». Хотя бараны – довольно умные животные и иногда проявляют известную дозу интеллекта. Его вспоминают, видя на свежем снегу легкие первые проталины: в средней полосе России говорят «барашек пробежал». Вообще, очень много пословиц и поговорок связаны с баранами. Когда говорят о том, что не нужно человеку, произносят фразу «тебе оно надо, как барану сигареты».
Бараны почему-то чаще всего вспоминаются в связи с желанием кого-то обидеть. Вот, например, говорят «какой же ты баран, однако!» про человека, сделавшего глупость.
Множество приговорок связано с молодыми барашками. Фраза «бараний вес» – про человека, который оказался легче, чем ему полагается по возрасту.
Фраза «вернемся к нашим баранам» стала народной, выйдя из какого-то кинофильма. Ее произносят, когда отвлеклись от темы и хотят вернуться в нужную степь.
А, между тем, у славян было более уважительное отношение к баранам: они почитались за символ силы, взросления, созревания. Из меха барана вязали носки и варежки только главе семейства, первый кусок свежезаваленного барана – всегда отцу, как привилегия.
А вот в Греции баранов приносили в жертву сатирам и называли «рогатыми гуляками». Там они прочно ассоциировались с развратом и похотью. Фраза «рога бараньи» говорится тогда, когда один из супругов нещадно изменяет другому, то есть наставляет ему рога.
Баранов ценили в древности, они были конвертируемой валютой, причем курс баранов был намного постоянней курса рубля. Баранами платили в Греции, Вавилоне, Риме и других странах. Иметь барана считалось признаком состоятельности, ведь он мог спасти семью от голода.
Еще несколько упоминаний о баранах в языке.
Поговорка «скрутить в бараний рог» означает слишком сложные обстоятельства, поставленные кем-либо.
Вот еще ряд поговорок, пришедших к нам из других стран и эпох:
Баран бараном, а рога даром.
Баран овцы стоит.
Баран по дворам, а овцы по подворьям.
Барану пара - овца.
Барашки у милашки, а две сумы у Фомы.
Деньги в руках посыльного - баран во рту у тигра ( китайская поговорка ).
Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит (татарская поговорка).
Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился.
Хороша парочка, как баран да ярочка.
В древности молодых барашков называли агнцами, именно от этого слова и произошло название Ягненок. Символ барана остался и в зодиакальном круге: Овен является олицетворением кудлатого парнокопытного.
Баран – символ мужской страсти, символ Солнца, пылкой страсти, упрямства, импульсивности. Связан с богами Неба, является символом могущества богов Солнца и Луны.
Спиральные рога барана символизируют небесный гром.
В историю вошла фраза «золотое руно», пришедшая к нам из Греции.
В Африке баран - символ и атрибут бога грома Шанго, носителя топора, и гром воспринимается как оглушающее баранье блеяние. При пропаже вещи шаманы, установив раппорт жил каменного барана с похитителем, сжигают эти жилы, говоря, что так же будет скручивать и вора.
В Шумере голова барана на вершине колонны олицетворяла правителя океана и судьбы Эа.
С бараньими рогами на голове обычно изображается финикийский Ваал-Хамон как бог неба и плодородия.
С бараньими рогами изображался Рашап, и бараны поддерживают его трон. В Египте баран считался наряду с быком символом плодовитости.
Почитался в Элефантине и Эсне как Хнум, в Гераклеополе как Херишеф, в округе Летополя как Херти.
Хнум, бог творения и плодородия с головой барана, слыл гончаром, создавшим на гончарном круге человека и богов. Некоторые иероглифы изображают его с четырьмя бараньими головами, символизирующими четыре стихии. Хнум идентифицировался с Нилом, источником жизни.
Символ Амон-Ра. Спиралевидные рога считались эмблемой прибывающей силы бога солнца, на которого была перенесена символика бога-создателя мира Хнума. "Ра, ты овен - могущественнейший из всех сотворенных вещей".
Амон также мог появляться в облике барана. Амон-баран отличается загнутыми вниз рогами от других священных баранов, у которых рога расположены горизонтально и имеют винтообразную форму. Последний вид принадлежит к первоначально одомашненной в Египте породе овец (Ovis longipes), которая с 12-й династии все больше вытеснялась курдючными овцами (Ovis platira) с рогами Амона. Почитаемый в Мендесе баран (не имел особого названия) был, с вымиранием породы, заменен козлом. В надписях времен Рамессидов его называют Пта, чтобы он в образе барана Мендеса был при царице. Уже в Среднем царстве барана Мендеса называют ба (душа) Озириса; так как он одновременно считается также "жизнью Ра, жизнью Шу и жизнью Геба", он становится олицетворением космической четверки и образом бога "с четырьмя головами на одной шее".
Изображенный с головой барана бог Кхему превратился позже в Кхему-Ра.
В Греции Гермес (Меркурий) иногда изображался несущим ягненка (Криофорос) и считался богом пастухов и защитник стад.
От чудесного барана, принадлежавшего Гермесу и принесенного в жертву Зевсу, осталось золотое руно, о котором уже упоминалось..
Перенес в Колхиду Фрика и Геллу, и в награду баран был помещен среди звезд, но созвездие так слабо светит, поскольку свой золотой мех он оставил в Колхиде.
В Индии посвящен ведическому Агни, олицетворяет священный огонь. В тибетском буддизме голова барана символизирует дорже. В иудаизме бараном был заменен сын Авраама, приготовляемый в жертву.
Священный бараний рог шофар (shofar) - эмблема защиты.
Рабби Нанина бен Доза рассказывает, что поскольку у барана десять сухожилий, поэтому у арфы, на которой играл Давид, было десять струн. Из шкуры барана был сделан пояс Илии. Затем он рассказывает о двух бараньих рогах: в левый из них Господь трубил на горе Синай, как сказано: "Звук трубы становится все сильнее" (имеется в виду духовой инструмент шофар, изготовленный из бараньего рога); а правый рог был больше, чем левый, и в этот рог Господь трубит однажды, когда собирает рассеянных изгнанников, о чем написано: "Придет время и протрубит большая труба" .
Во всех языках мира эти животные стоят на особом месте, их уважают, почитают, и только лишь в России анекдот про «барана, который в институте учится» вызывает припадки хохота.
|