М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




ПРАВДА

Правда (правота, правость). Очень простое и в то же время очень сложное понятие.
Обычно мы подразумеваем, что правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.
Самый напрашивающийся синоним – истина. Обычно их и употребляют в повседневной речи как синонимы, хотя разница между этими понятиями существует, только трактуют эту разницу неоднозначно. Самое распространённое мнение, что истина – это то, что существует объективно, как бы независимо от людей. Правда же – это то, что человек считает верным, правильным, на что есть доказательства, то есть она относительна, опосредована взглядами людей. Но грань между этими понятиями очень тонка и неустойчива.

Существует много слов, имеющих один корень с правдой и тесно связанных с ней по смыслу. Это справедливость, право, правый, праведник, править, Правь, правило, исправление, справить, справиться, оправдание…
Связь этих слов друг с другом в древние времена была даже теснее, чем сейчас. Само слово "право" означало правду, справедливость, и право нельзя было ни дать, ни подарить, ни уступить, ведь правда, справедливость существует сама по себе. Сейчас слово "правда" носит оценочный характер, мы как бы оцениваем всё, с чем встречаемся – это правда, правильно, а это неправда.
В Древней Руси правда была процессом, причём процессом, которым управлял князь (правитель). Правда была его действием – он правил, то есть следил, чтобы всё было справедливо, правильно. Понятие управлять, править означало и функцию князя как главного человека, ответственного за государство, и функцию судьи (есть выражение - править суд). Даже русский свод законов назывался «Русская правда» (хотя, конечно, не всегда эти законы были действительно справедливыми и правильными…)

Праведник – это тот, кто живёт по правде, ищет правду, на чьей стороне правда, кто безгрешен и (по Далю) оправдан своим житием.
Справить – отметить что-то по правилу, правильно.
Справиться – одолеть кого-то или что-то (за правое дело).
Оправдание – приведение доводов, которые извиняют человека; в юридическом смысле признание кого-то невиновным.

Также из Древней Руси пришло слово "Правь" – правильный, упорядоченный мир, мир законов и правил, он поддерживает равновесие, находясь как бы между миром Яви – миром живых и миром Нави – загробным миром. То есть считалось, что всё зиждется на правилах, законах, установленных богами, и подчиняются этим законам все – и светлые силы из мира Яви, и темные из мира Нави.

С правдой связано много метафор и выражений:
Правда-матка (резать правду-матку), (прост.) – означает правду, ничем не замаскированную, высказанную прямо, откровенно, даже резко.
Голая правда – имеется в виду правда, ничем не прикрашенная, факты такие, какие есть.
Чистая правда – обычно так говорят, когда хотят убедить в своей искренности, честности, подразумевая, что не привирают и не приукрашивают.
Сермяжная правда – означает народную мудрость. Произошло от названий «сермяга» - крестьянская одежда из грубого домотканого сукна, «сермяжина» - некрашеное крестьянское сукно, «сермяжник» или «сермяжница» — мужик, мужичка, крестьянин или крестьянка. Пришло выражение из книги «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, их произносит Остап Бендер.
Горькая правда – имеется в виду, что действительность не всегда бывает приятной, такой, как нам хотелось; (лучше горькая правда, чем сладкая ложь – имеется в виду, лучше узнать всё, как есть на самом деле, пусть даже это очень неприятно, чем оставаться в благостном неведении). Есть люди, которые предпочитают знать обо всём, что касается их жизни (насколько это возможно), чтобы управлять своей судьбой.

По правде говоря (разг.) - действительно, именно так.
И правда (разг.) - употребляется как подтверждение, выражение согласия: так оно и есть.
Что правда, то правда (разг.) - верно, действительно так.
Твоя правда – согласие, утверждение, что собеседник в данном случае прав.
Часто правда ходит рядом с неправдой, ведь мы иногда действуем всеми правдами и неправдами – то есть любыми доступными средствами, не стесняясь в выборе средств.

Мы часто говорим: в ногах правды нет, подразумевая приглашение садиться. «Садись, чего стоишь, ведь в ногах правды нет». А выражение это произошло от старого судебного обычая, при котором человека, обвиняемого в недоимке, в невыплате долга, били по босым ступням и заставляли босиком же стоять на снегу. Называлась такая методика – правёж. От боли и холода человек часто соглашался со всем, в чём его обвиняли, так что это наказание никак не помогало выяснить правду. Говорят, особенно популярным этот способ был во времена правления Анны Иоанновны.

Правда в огне не горит, в воде не тонет - имеется в виду, что правда всё равно рано или поздно всплывёт, как её ни прячь, ни скрывай, ни искажай.
Правда глаза колет - имеется в виду, что правду бывает слышать очень неприятно, особенно если она касается наших недостатков, недоделок, ошибок. Говорят в том случае, когда кто-то возражает против очевидных, справедливых замечаний в свой адрес.
Правда хорошо, а счастье лучше - иногда знание правды может испортить отношения, изменить ситуацию в худшую сторону, в таком случае лучше эту правду не знать, зато сохранить благополучие.
Смотреть правде в глаза – означает не бояться увидеть действительное положение вещей.
Хлеб-соль ешь, а правду режь – высказывается как совет говорить правду, несмотря на те отношения, которые сложились с человеком, не бояться говорить правду, если считаешь, что это нужно, даже другу (имеется в виду человеку, с которым делил хлеб-соль, то есть еду, человеку, который тебя угощал (хлеб-соль – угощение, предлагаемое гостю)).

Существует сходное по смыслу высказывание: Платон мне друг, но истина дороже. Имеется в виду, что как бы хорошо не относился к человеку, важнее выяснить истину, сказать правду. Известное выражение, созданием которого мы обязаны нескольким авторам, хотя приписывается оно Аристотелю. На самом деле, впервые сам Платон в сочинении «Федон» цитирует Сократа: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», обращаясь к Платону, пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Позже Лютер говорит: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». И, наконец, итоговый вариант, ставший известным, принадлежит Сервантесу, и сформулирован был в его романе «Дон-Кихот».

Правда путешествует без виз – подразумевается, что какие бы препятствия ни ставились на пути правды, она всё равно распространится, и люди узнают её. Выражение произошло из речи французского химика профессора Фредерика Жолио-Кюри на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже в 1949 г. На этот конгресс не были допущены неугодные делегаты из других стран, и Жолио-Кюри сказал, что это не помешает правде распространиться, так как она путешествует без виз.

 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014