М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




КАРТА

"- Эй вы, Фукс, - говорю я, - какой же вы, к черту, матрос?
- А я, - ответил он, - не матрос, я сейчас просто так застрял на мели, а друзья мне посоветовали климат переменить...
- Позвольте, - перебил я, - а как же мне Лом говорил, что вы в картах умеете разбираться?
- О, это сколько угодно, - отвечает он. - Карты - это моя специальность, карты - это мой хлеб, только не морские, а, простите, игральные карты. Я, если хотите знать, я карточный шулер по профессии". (А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)

Одними из самых интересных слов являются омонимы. Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка. Одним из таких многозначных слов и является слово КАРТА.
1. Картой обозначается чертеж поверхности Земли, небесного тела или звездного неба. «Географическая карта. Карта лунной поверхности. Астрономическая карта»
2. Карты - это и азартная игра при помощи плотных листков с изображением одной из четырех мастей, а также один из листков для этой игры. «Играть в карты. Колода карт»
3. Карта – бланк для заполнения какими-либо сведениями. «Санаторно-курортная карта»
4. В современном мире появилось еще несколько видов карт, толкования которых нет в словаре: «карта памяти», «телефонная карта», «интернет-карта». Два последних названия получили свое название, потому что имеют вид плотных листков, напоминающих игральные карты.

Наибольшее количество ассоциаций вызывает значение карты во втором значении, т.е. в игровом. Поэтому и наибольшее количество устойчивых переносных выражений:
«Его карта бита» = Кто-то потерпел неудачу в каком-нибудь деле.
«Ставить что-нибудь на карту» = Рисковать чем-то в надежде на выгоду.
«Ему и карты в руки» = Он знаток в каком либо деле
«Смешать чьи-то карты» = Расстроить чьи-то планы.

Игральные карты использовались в педагогических целях едва ли не с момента своего появления в Европе. С помощью карт преподавали историю и географию, логику и юриспруденцию, латынь, грамматику, астрономию, геральдику, математику и военное искусство. Это классические примеры так называемой вторичной цели использования игральных карт, достаточно хорошо исследованные западными специалистами.
Методика применялась для образования монарших особ, например Людовика XIV. Известно, что обучавший юного дофина архиепископ Парижа Гардуин де Перефэ пользовался учебными картами, гравюры для которых изготовил величайший гравёр всех времён и народов Стефано делла Белла. Когда Людовику XIV было 6 лет, у него было 4 колоды: «Короли Франции», «Знаменитые королевства», «География» и «Метаморфозы». Будущий Король-Солнце узнал в раннем детстве, кто такой Карл Великий, какие есть на земле страны и какие сказки написали Апулей и Овидий. И узнал он это, и запомнил благодаря колоде карт.
Темой рисунка игральных карт часто были исторические личности. Изображение героев древности (Александра Македонского, Цезаря, Карла Великого и др.) в виде карточных королей, античных богинь и великих женщин (Афина, Жанна д'Арк, Юдифь и др.) в виде дам, выдающихся храбрецов (Гектор, Деций, Ланселот и др.) в виде валетов – стало традицией едва ли не с момента зарождения производства карт в Европе. Художники придавали карточным персонажам портретное сходство с современными им монархами, их полководцами и дамами сердца (Карл VII, Агнесса Сорель и т. д.). Например, во времена Великой французской революции монархов на игральных картах сменяли вольнодумцы и тираноборцы: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон. Многие карты, представляющие большую художественную ценность, были выполнены по заказу сильных мира сего знаменитыми художниками и гравёрами. Так что игральные карты сами по себе являются бесценным историческим материалом, который продолжает давать пищу многочисленным исследованиям.

Знаете ли вы, что идиома «втереть очки» обязана своим происхождением не оптическим устройствам для коррекции зрения, а игральным картам?
Среди технических приемов шулерской игры, описанных в книге «Жизнь игрока, описанная им самим или открытые хитрости карточной игры», внимание читателя, если он заинтересован выражением "втирать очки", приковывается к тому приему, который был связан с производством и употреблением «липка». «Липок» производился посредством мази, составленной таким образом: «берется самого чистого свечного сала две части и лучшего белого воска одна часть, потом на серебряной ложке стапливается все вместе и употребляется для намазывания карт». Получаются очковые карты. Их три типа: собственно очковые, пружинковые и порошковые. Для втирания очков интереснее всего порошковые карты.
О них упоминает Пушкин в «Пиковой даме». Когда Томский рассказал историю чудесного выигрыша бабушки, узнавшей от Сен-Жермена тайну трех верных карт, молодые игроки сделали по поводу этого анекдота несколько замечаний.
«Случай», — сказал один из гостей.
«Сказка», — заметил Герман.
«Может статься, порошковые карты», — подхватил третий.

«Порошковые карты делаются так: берется, например, шестерка бубен; на том месте, где должно быть очко для составления семерки, помазывается некоторым несколько клейким составом, потом на сию карту накладывается другая какая-нибудь карта, на которой на том месте, где на первой карте надобно сделать очки, прорезано точно такое очко. В сей прорез насыпается для красных мастей красный порошок, а для черных черный. Сей порошок слегка прилипает к помазанному на карте месту, и когда нужно бывает сделать из семерки шестерку, то понтер, вскрывая карту, должен шаркнуть излишним очком по сукну и очко порошковое тотчас исчезает» (Жизнь игрока). Таким образом, очки можно было втирать и стирать.
В это действие, которое как шулерская уловка рассчитано было на выигрыш путем обмана, вкладывалось, помимо прямого профессионального содержания, и более общее значение. Процесс втирания очков — в этом смысле выражал идею сознательного искажения действительности — в интересах собственной выгоды. Втирать очки — это значило: «путем ловких ухищрений изменять действительность, представляя, показывая ее в нужном для выигрыша, для достижения преимуществ освещении». Можно сказать, что втирание очков было с известной точки зрения выразительным символом идеи целесообразного, ловкого одурачивания посредством подделки, фальсификации фактов.

По поводу применения карт в магии. Маги не могут прожить без предсказания будущего. Одним из самых популярных методов предсказания является гадание на картах. Причем виды карт бывают самыми разными. Это и карты Таро, и обычные игральные карты.

А напоследок чужая сказка (авторство не установлено):
Игральная карта встретилась с географической. Географическая была веселой, радостной картой.
- Я, - заговорила она, - географическая карта с крестом, с огромным красным крестом.
У нее много было всяких линий, черточек, но слово "с крестом" она проговорила, будто бы это было особо важное, чем было ей гордиться.
- А я игральная! - сказала игральная. - И тоже с крестом, только черным.
- Ну и что, зато я сделала человека счастливым. За меня даже люди дрались, потому что я была важной для них…
- А сейчас? - перебила игральная.
- Сейчас? Я просто счастлива, ведь я сделала человека богатым, и он живет где-то счастливо, без забот. Он очень счастлив, красив, и даже шрам на его щеке нисколько не портит его благородного лица. О, как я счастлива.
- Зато я тебе скажу…
Но речь ее неожиданно прервалась.
Однажды человек вытащил ее из колоды и только положил ее на зеленый стол, как неожиданно один из присутствующих там людей схватился за сердце и упал замертво. И именно это она и не сказала географической карте, потому что человек этот был со шрамом на лице.

 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014