М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




ГЛАЗА

Итак, "глаза". Они могут называться по-разному: глазищи (простонародное); глазенапы (простонародное и шутливое); глазоньки (простонародное и народно-поэтическое); гляделки, буркалы, бельма, зенки, шары (грубое, простонародное); очи, вежды (устное поэтическое).

Глаза - важнейшая часть головы и лица человека. Древнейший мифологический образ, давший жизнь нескольким метафорам, сохранившимся до наших дней, глаз - это божество. В синонимическом ряду глаза, очи, зенки только стилистически нейтральное слово глаза обозначает орган зрения любого живого существа. Очи - это глаза человека, причем красивые, большие и выразительные. Именно очи характеризуют не только физические, но и духовные способности человека к постижению явлений, они - внутреннее зрение, они - орган интуиции: увидеть мысленными очами, видеть внутренним оком, очи сердца, духовные очи. Они создают образ человека созерцающего.

Язык точно отмечает необычную способность глаз - их зрачки находятся в движении, отсюда сочетаемость большого круга глаголов движения со словом глаз: окинуть глазами, обвести глазами, отвести глаза, скользить глазами, смерить глазами, обшарить глазами, провожать глазами, опустить глаза и др. Глаза - это орган-инструмент, орган "смотрения". Поэтому мы таращим глаза от удивления и неожиданности, глаза широко раскрываются, когда мы бессознательно стремимся получить через них максимум информации, мы прищуриваем глаза во время пристального наблюдения и при высокой концентрации мысли, отводим глаза под чьим-то осуждающим взглядом, защищая тем самым свой мозг от отрицательного воздействия собеседника и т.п.

Солнце и Луна в мифологиях многих народов считались глазами могущественного божества. С этим мифом связаны фразеологизмы хозяйский глаз (надежный присмотр за чем-либо), без глаза (без присмотра).

Другой миф "глаз=человек" породил множество следующих фразеологизмов: глаз наметан (об опытном человеке), глаз отдыхает (о приятном зрительном впечатлении), глаз радуется (о радостном событии, которое можно видеть), глаза обманывают (о сомневающемся в достоверности увиденного), глаза загорелись (о сильном желании у человека); метафоры типа глаза говорят, глаза забегали, глазам стыдно; поговорки глаза завидущие, руки загребущие (о ненасытности человеческой натуры) и т.п.

Глазам приписывалась магическая, таинственная сила. На Руси "дурным" считался косой глаз и черный глаз. Вера в дурной глаз родилась тогда, когда мир, по представлениям древнего человека, был населен духами. Но до сих пор о плохом самочувствии мы говорим: это от сглазу, кто-то сглазил, недобрый глаз поглядел.

Обманывать кого-то - это мешать адекватно воспринимать мир, то есть мешать человеку смотреть, поскольку большую часть информации о мире мы получаем с помощью зрения. Отсюда фразеологизмы замазать глаза, пускать пыль в глаза.

От сглаза существовали обереги-амулеты, которые делали из драгоценных камней и придавали им форму глаза. Так появились фразеологизмы типа глаз-алмаз (об умении видеть важное, основное), вооруженным глазом, невооруженным глазом и т.п.

 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014