М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




ДУША

Душа... Ласкательно называют душенька, пренебрежительно – душонка.
По словарю Ожегова, душа – это внутренний, психологический мир человека, его сознание. Даль в своем толковом словаре сообщает нам, что душа – это бессмертное душевное существо, одаренное разумом и волею. Душевные и духовные качества человека - совесть, внутреннее чувство.
Душой интересовались люди еще с незапамятных времен. В древности ее представляли особой силой, обитающей в теле человека и животного, а иногда даже и растения. Душа покидала тело только во время сна, а после сна снова возвращалась в тело. Окончательно душа покидала тело, когда человек, животное или растение умирали. Однако считалось, что и после смерти душа продолжает жить, она покидает тело, но не умирает, а переселяется в другое существо. Этот процесс приобрел название метемпсихоза. В древности даже были специальные учения о мировой душе, об одушевленности космоса. Душой интересовались известные философы, ученые, такие как Платон, Аристотель, Декарт. Например, Аристотель считал, что душа – это активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. А Декарт разделял душу и тело как две самостоятельные субстанции. Постепенно, с развитием человечества, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Когда человек умирает, он отдает Богу душу, душа с телом расстается. Тот, кто исполняет завещание, высказывает волю умершего человека, его души, называется душеприказчиком. Телом управляет человек, а душой – Бог. Отсюда выражение "как бог на душу положит" – положиться на удачу, как придется.

Называют душу и сердцем, хотя это два различных понятия. Однако, когда люди говорят, что у человека нет сердца, это означает, что у этого человека жестокая душа. И вообще, очень часто сердце и душу связывают между собой.

Душа – это нечто крайне важное, то, что делает человека человеком. Недаром в языке имеются такие идиомы, как «широкой, доброй души человек» – о хороших людях и «бездушный тип» – о плохих людях.
Бездушие – бессердечность. Человека, не умеющего сочувствовать, любить, быть добрым и искренним, называют бездушным. Вот что говорит в своем словаре Даль о слове «бездушный» - человек, не одаренный душою; лишившийся души, мертвый, умерший или убитый; поступающий так, будто бы в нем не было человеческой души, бесчувственный к страданиям ближних, черствый, холодный, себялюбивый.
Есть еще одно слово «равнодушный», означающий человека, которому все совершенно безразлично, он лишен интереса к чему-либо. Равнодушный человек ничуть не лучше бездушного, и кажется, что у равнодушного человека тоже нет ни сердца, ни души.

Если двое людей, действительно, дружат, уважают или даже любят друг друга, они в первую очередь «ценят в другом душу», толком даже не зная, что это такое. Они живут «душа в душу», то есть между ними как бы образуется некая связь, позволяющая понимать друг друга без слов. Часто они ведут «задушевные разговоры» – разговоры о том, что можно доверить только самому близкому человеку. Обращение «душа моя» используется только по отношению к любимому человеку. Если мы кого-то сильно любим, так что ничего не жалко для этого человека, то говорим "души не чаем". О верном человеке говорят, что он "предан душой и телом".

Если мы желаем сделать человеку приятное, то дарим ему что-нибудь «от всей души» или идем «со всей душой», «открываем душу». В любом случае, отдать другому часть своей души считается в нашем языке необходимым условием к сближению (в противовес бездушному, формальному общению). И «в глубине души» надеемся, что нам ответят тем же самым.

У этого слова нет полных синонимов, и это неудивительно. Душа у человека одна, и не просто одна (нос тоже один), а едина. И хотя различные науки пытаются давать некоторые толкования этому понятию, которые могут сойти за синонимы (например, «астральное тело»), это все остается на уровне предположений.

Некоторые эмоции выражены в языке фразеологизмами через это слово. Так, например, «душа в пятки ушла» - от испуга, «душа развернулась» - от чего-то большого и хорошего. «Стоять над душой» - мешать, портить настроение. Мы видим, что при положительных эмоциях душа как бы расширяется, и человек радостно дышит полной грудью, а при отрицательных – напротив, съеживается, уменьшается или прячется.

Очень характерно, что о душе говорят как о живом существе – "душа радуется", "душа гуляла", "сколько душе угодно", "душа болит", "в душе нет покоя", "мятущаяся душа". Но как сказал один поэт, "душа обязана трудиться", только тогда она оправдывает свое предназначение.

Все, с чем связана душа, – высокое, неземное, "духовная пища" – пища для души, высокие идеалы, хорошая литература.
Одухотворенный - значит, проникнутый возвышенным чувством. Одушевить – придать духовные силы.
"Подумать о душе" – перестать удовлетворять только потребности тела, задуматься о высших ценностях; "душеспасительный" – назидательный, воспитывающий; "для души" – для себя, то, что интересно.
Взаимосвязь души и тела показана во фразеологизме "в чем только душа держится", "еле-еле душа в теле" – так говорят о больном человеке.

Душа-человек, душка – милый, очень приятный в общении. Одновременно в языке существует тенденция рассматривать группу людей как целое, отсюда выражения "душа компании", "душа общества" – о лидере, популярном человеке.

Душа обозначает искренность. Так, "говорить по душам" – значит говорить правду, "в душе" – то, что человек думает, но не говорит; искренне поздравляют – "от всей души", "отвести душу" – высказать все, что накопилось; прилагательное "душевный" – обозначает искренний. «Поработать с душой», «вложить душу в дело» - значит, сделать что-то очень хорошо, с полной отдачей.

Душа не лежит к кому-то, к чему-то - означает то, что этому человеку не нравится что-то или кто-то, а почему - он не может сказать, чисто интуитивно не нравится.
Легло на душу, по душе – понравилось .

Чист душой – человек добрый и положительный.
Но из этой фразы следует, что душа бывает и нечистой, недоброй, темной. Тогда с таким человеком поговорить по душам не удастся. И делает он всё "без души", удовлетворяя только потребности тела.

Душа в языке может принимать значение совести. "Взять на душу" – сделать какой-то поступок, противоречащий принципам честности, взять на совесть. "Продать душу" – потерять совесть, стать бесчестным. "Готов продать душу дьяволу" – готов на все.

Душа – внутренний мир человека, то, что не предназначено для общества. Если хотят что-то такое узнать, то "вытягивают душу", "залезают в душу", "тянут за душу". Сказать какую-то гадость, обидеть – "плюнуть в душу". Если же человек экстраверт, ничего не скрывает, вся жизнь его публичная – то у него "душа нараспашку". Одновременно, "душа спрятана" (есть фраза "в глубине души" - т.е. очень-очень глубоко, с первого взгляда и не заметишь), и только что-то очень сильное может "взять за душу", "тронуть душу". Какой-то душещипательный или душераздирающий фильм.

Еще одна грань у слов, образованных от слова «душа». Казалось бы, что может плохого получиться из такого благородного слова? А из этого слова образованы ужасные, леденящие нашу душу и заставляющие ее трепетать, слова, такие как «душегуб» (народное) - убийца, злодей; «душить» - убивать, с силой сжимая горло, «душевредный», «душепагубный» и др.

Человек в русском языке (а значит, и менталитете) ассоциируется прежде всего с душой. В частности, наше понятие «никого» = нашему же «ни души», и не равно не нашему nobody («ни тела»). В прошлом (сейчас значительно реже), людей так и мерили – в душах. Например, 10 душ холопов. Поскольку это определение слегка уничижительно, в наше время оно почти пропало.
Однако же, таинственным образом один из фразеологизмов вытащил душу на сугубо материальный уровень. Фраза «за душой ни гроша» означает именно бедность. По счастью, это единственный отрицательный пример прагматизма нашего языка. Ведь есть же вещи, которые мы делаем безо всякой личной выгоды. В таких случаях на удивленный вопрос «зачем?» следует лаконичное «для души».

И вот прекрасные строки о душе из стихотворения Аделины Адалис:

Нет, мы не рождаемся с душой:
Жизнью вырабатываем душу.
Этою поправкой небольшой
Вечную иллюзию разрушу, –
Страхам старины и новизны –
Вымыслу о бренности – не верьте:
Смертными на свет мы рождены,
Чтобы зарабатывать бессмертье…

 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014