ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ КАВЫЧКИ И ТИРЕ

Здравствуйте, дорогие ученики!

Лирическое отступление. Я решила прервать наши путешествия, и сегодня мы никуда не пойдём, а будем заниматься в классе. Урок будет посвящён правильному оформлению прямой речи и диалога. Вам приходится в своих отчётах писать много именно диалогов, а оформляете их чаще всего неверно. От этого страдает именно магия языка — она просто теряется и не производит того действия, которое должна была произвести.
Это один из давних уроков, написанных ещё в Хогвартсе Сириуса, и здесь вы опять встретитесь с некоторыми обитателями того мира.
Я, наверное, неправильно сказала, что сегодня мы никуда не пойдём. Не пойдём, но воспользуемся омутом памяти.
Итак, омут памяти готов — вперёд!


Как обычно профессор Чжоули Линк сидела в своём кабинете и проверяла домашние работы, как вдруг острый нос с топорчащими во все стороны усами протиснулся в дверь. Нос покрутился из стороны в сторону, принюхиваясь к чему-то (как потом профессор поняла, что это что-то должно было быть сыром), и постепенно из-за двери показался полностью владелец таких роскошных усов — Лабораторная крыса собственной персоной.
Впрыгнув на стол к профессору, крыса положила перед ней кусочек пергамента, не переставая принюхиваться.
Чжоули улыбнулась, с помощью палочки материализовала в кабинете кусочек сыра, позаимствовав его из столовой прямо из-под носа домового эльфа, нарезавшего в этот момент сыр для общего ужина, и вгляделась в строчки:

— Таааак... точка перед словами автора не ставится в диалоге, да и при прямой речи тоже. И слова автора, когда стоят после реплики, пишутся с маленькой буквы.
— Как???? — подпрыгнула от неожиданности крыса. — А что же вместо точки ставится? Предложение ведь закончилось уже.
— Запятая, — ответила Чжоули, — а точка ставится уже после слов автора, как бы завершая всю мысль.
— А слова автора???? — крыса никак не могла оправиться от своей оплошности. — Вот ведь всегда считала, что они с большой буквы пишутся.
— Пишутся, — примирительно произнесла профессор, — но когда стоят перед репликой.

Крыса приобрела цвет шерсти котёнка Гав.
— Профессор, прочитайте мне, пожалуйста, курс правописания знаков препинания при прямой речи, — крыса умоляюще уставилась на Чжоули.
— Хорошо, — улыбнулась профессор. — Тем более, это совсем несложная тема, если её правильно объяснить.

Крыса устроилась поудобнее на столе, навострив уши и приготовившись внимательно слушать.
Профессор достала пергамент. Мгновение — и на нём появились буквы: А, а, П, п.
— Что это? — крыса удивлённо уставилась на пергамент.
— Это схематическое изображение прямой речи и слов автора для удобства запоминания.

А, П — соответственно слова автора и прямая речь, которые пишутся с большой буквы.
а, п — соответственно слова автора и прямая речь, начинающиеся с маленькой буквы.

Буду объяснять всё для прямой речи. Думаю, все знают, что прямая речь выделяется кавычками. Потом достаточно убрать кавычки — и мы получим правила для оформления диалога. Для диалога характерно ещё и то, что каждая реплика пишется с новой строки и ей предшествует тире. А в остальном правила правописания знаков препинания и слов автора — те же самые.

Взмах палочкой — и на пергаменте появились схемы и пояснения к ним:


1. Если прямая речь идёт после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с большой буквы. ?/!/... ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка — после них.

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё (а вернее, после закрывающихся кавычек) ставится запятая (?/!/... перед закрывающимися кавычками) и тире. Слова автора начинаются с маленькой буквы.

«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.


3. Если слова автора стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся в зависимости от места разрыва, а именно:

а) если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должен стоять один из следующих знаков: ,/;/:/- , то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово продолжения прямой речи пишется с маленькой буквы. В конце прямой речи ставится тот знак препинания, который нужен по интонации: точка после закрывающихся кавычек, остальные знаки — до кавычек (эти три случая я объединю на схеме в один, указав все возможные знаки в скобке).

«П, — а, — п».
«П, — а, — п(!/?/...)»

б) если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них — точка и тире. Продолжение прямой речи начинается с большой буквы.

«П, — а. — П».
«П, — а. — П(!/?/...)»

в) если на месте разрыва должен стоять один из следующих знаков: ?/!/..., то эти знаки сохраняются. Продолжение прямой речи пишется с большой буквы.

«П(!/?/...) — а. — П».
«П(!/?/...) — а. — П(!/?/...)»

4. Если в словах автора имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.

«П(,/?/!/...) — а: — П».
«П(,/?/!/...) — а: — П(!/?/...)»

5. Если прямая речь стоит внутри слов автора, то схемы следующие:

А: «П», — а.
(если прямая речь интонационно оканчивается на точку)

А: «П(!/?/...)» — а.
(если прямая речь интонационно оканчивается на !/?/...)

6. Если реплики в диалоге следуют без указания, кому они принадлежат, то каждая заключается в кавычки и отделяется от соседней при помощи тире. Знаки препинания в конце ставятся по интонации (главное — помнить, что точка ставится после закрывающихся кавычек, а !/?/... перед ними).

«П(!/?/...)» — «П». — «П». — «П(!/?/...)» — и так далее, в любом сочетании.

Если после одной из таких реплик идут слова автора, то тире перед следующей репликой опускается.
Например, такая схема:

«П(!/?/...)» — а. «П». — «П(!/?/...)» — «П».

Пергамент закончился. Крыса обалденно смотрела на длинный свиток, потом она нервно сглотнула и тихо пробормотала:
— А вообще-то ничего сложного. И схемки-то все простые, на самом деле. А можно несколько примеров на последние три случая?

«Куда ты лезешь, рыжая морда? — закричал Силантий Рыжей кошке и, обращаясь к котёнку, добавил: — Ты, наверное, голодный, малыш?» — раздался чей-то голос.

Профессор и Лабораторная крыса оглянулись на голос: в кабинете стоял вездесущий котёнок Гав.
— Вспомнил, как дрались твои родители? — улыбнулась Чжоули и ласково потрепала котёнка по шёрстке. — Может, тогда и на случаи 5 и 6 примеры вспомнишь из жизни Силантия и Рыжей Кошки?

Силантий тихо подобрался к Рыжей кошке: «Ах, вот ты где прячешься, а ребёнок брошенный и некормленный!» — и приготовился вцепиться кошке в морду.
«Ничего я не прячусь!» — фыркнула в ответ Рыжая. «А докажи!» — «Вот ещё чего!» — «Сейчас тогда я тебе покажу, где раки зимуют!!!! фффрррр...» «Нужны мне твои раки!!! шшшшшш...» — кошка выставила вперёд свои острые коготки.


— Мда... — протянула профессор. — Нелёгкое у тебя детство было.
— Да нет... — спохватился Гав. — Всё было очень даже хорошо. Они сначала разбирались между собой, а потом меня вылизывали... оба... мрррр... — котёнок даже зажмурился от нахлынувших на него тёплых воспоминаний не очень далёкого детства. — Они меня любили... очень... и, я уверен, любят до сих пор. Я их тоже очень люблю.
— Я тоже так думаю, — профессор погладила котёнка и материализовала перед ним блюдечко со сметаной: — Подкрепись вот немного. Голодный небось...

Пока Гав с удовольствием уплетал сметану, Чжоули с крысой о чём-то шептались.
— Уху... — согласилась под конец профессор. — Я согласна с тобой. Нужно выставить такой урок для наших учеников. Они тоже не знают, в большинстве своём, как правильно ставятся знаки препинания при прямой речи. А как может быть настоящим маг без таких знаний? Ведь наши маги искусством языка создают сказку, а если волшебство с ошибками, то даже страшно подумать, что это будет.

На следующий день, ученики, забежавшие на урок в кабинет магии языка, увидели на доске два прикреплённых пергамента: один — со схемами, а второй — с домашним заданием. На маговизоре, закреплённом тут же, все могли увидеть, что же происходило в кабинете накануне и откуда появилась такая тема урока.
Любопытные, которые решили попробовать себя в искусстве создания волшебства при помощи магии языка, протягивали руки ко второму пергаменту — и тут же оба свитка двоились, оставляя вторые экземпляры в руке изумлённого ученика. Слова на втором свитке гласили:

Дорогие ученики!
Хотите изучить основательно магию загадочных кавычек и тире? Тогда выполните следующее задание. Оно будет состоять из двух частей.
Стены нашей школы хранят многочисленные истории, произошедшие в нашем магическом мире. Запишите в виде прямой речи и диалога любую ситуацию, произошедшую в Аргемоне. А конкретно, нужно взять любую темку (или даже небольшой кусочек её) общего форума. Ссылку на темку прислать вместе с работой.
Используйте все возможные правила (1-6). Можете слегка изменять слова автора оригинала в своих целях (допустим, делать явно сказанные слова размышлением). Можете использовать не все фразы темки, а выборочно.

Можно поступить следующим образом:

1) Описываете всё в виде прямой речи (то есть с кавычками). Потом то же самое переписываете в виде диалога (то есть без кавычек и по правилам диалога: каждая реплика с новой строчки и начинается с тире).

2) Делаете смешанный рассказ, где будет и прямая речь, и диалог, но тогда вы должны знать, что прямая речь в этом случае обычно употребляется, когда описываются думы, размышления героев, сны (то есть то, что не произносится вслух).

Несколько полезных советов.
Правила хорошего тона при оформлении волшебства при помощи кавычек и тире:
— знаки препинания «прижимаются» (то есть пишутся без пробела) к тем словам, после которых они стоят;
— все слова отделяются друг от друга пробелом;
— тире (как знак препинания) «не прижимается» ни к какому слову, то есть всегда от рядом стоящего слова (справа или слева) отделяется пробелом (об этом мы подробно говорили на лекции про волшебство палочек — кто не помнит, может заглянуть туда);
— открывающиеся кавычки «прижимаются» к следующему за ним слову, а закрывающиеся кавычки «прижимаются» соответственно к слову, за которым они следуют; — в русском языке основные кавычки имеют вот такой вид «». Если внутри закавыченного текста нужен ещё один закавыченный, то используются кавычки вот такие „“. Кстати, кавычки «» можно найти на панельке редактора, через который вы отправляете свои домашние работы в ЛК.

В словах автора, кроме «сказал», «спросил», «ответил», употребляется ещё великое множество слов и сочетаний: пробормотал, произнёс, прошептал, выдохнул, проговорил, закричал, вскрикнул и т.п., а также слова, описывающие не только речь, но и действия, что придаёт живость вашей сказке и делает ваше волшебство более реальным.

То было первое задание, а теперь второе. Вы отправляетесь на квиддичный или драконбольный стадионы и смотрите там комментарии к играм. Найдите те, где есть ошибки в прямой речи и диалоге, и поправьте их. Не меньше 3 примеров неправильной записи. Мне присылаете оригинал комментария и исправленный вариант (со своими пояснениями), а также ссылку на игру (с указанием раунда и такта). Исправлять попутно желательно и другие ошибки, какие заметите.

Удачи всем в сотворении волшебства! Если вопросы остались, то их можно задать в КЦ.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона