Волшебство палочек
Здравствуйте, дорогие ученики!
Преподаватель стояла посреди кабинета, теребя в руках две палочки: одна достаточно короткая, а вторая чуть ли не вчетверо длиннее.
— Сегодня мы поговорим о магии палочек, — продолжала Чжоули. — В русском языке существует целых две палочки, каждая из которых обладает своей магией.
Называются они: дефис и тире.
Вернее, палочек даже три. Есть ещё минус. Однако минус — это математический знак. Его ширина равна ширине цифры. Вот смотрите:
–––––
12345
Как видите, длина палочки равна толщине любой цифры.
На картинке справа можно видеть все три палочки в действии.
А вот что начертано на ваших приспособлениях для ввода текста? Как раз дефис. Поэтому с начертанием дефиса у вас проблем быть не должно.
Для того, чтобы начертать тире, надо выполнить определённые магические манипуляции. Сделать это можно несколькими способами.
Способ первый. Есть такое заклинание «скопировать — вставить». Надеюсь, вы им уже умеете пользоваться. Исполняется оно волшебной мышкой, которая есть почти у всех.
Если мышки нет, можно это заклинание исполнить с помощью комбинации клавиш Crtl+C (скопировать выделенный текст, в нашем случае тире) и Ctrl+V (вставить скопированное).
Чем хорошо это заклинание: достаточно выполнить первую его часть один раз (копирование) и потом можно сколько угодно раз воспроизводить скопированное (как с помощью мышки, так и с помощью клавиш). До тех пор, пока вы не скопируете что-то другое.
Способ второй. Если вы заглянете в свой Личный кабинет, то над окном, в котором вы пишете/редактируете домашнюю работу или куда помещаете уже подготовленный текст, увидите это самое тире. Работать с ним тут ещё проще. Просто ткните в него своей волшебной мышкой — и тире появится в вашем тексте в том месте, где остановилось ваше перо.
Способ третий. Тире вызывается следующим заклинанием: —. Попробуйте в вашем тексте написать это заклинание — и увидите, что произойдёт после сохранения.
Способ четвёртый. У каждого из вас есть специальные пергаменты, на которых вы пишете свои домашние работы, статьи в «Агору», да и вообще готовите любые тексты. Пергаменты не простые, а обладающие неким интеллектом. Причём разные пергаменты обладают разным интеллектом. Некоторые пергаменты неправильные, на их взгляд, слова подчёркивают красным и предлагают свои варианты для исправления. А синтаксически неправильные предложения подчёркивают зелёным. Тут уже самим надо подумать, куда какой знак препинания поставить или какой убрать. Исправляют маленькую букву на большую, если она находится после точки. Этим отличается пергамент под названием «Word». Он же делает автоматическую замену в абзаце дефиса в окружении пробелов на тире (при переходе на следующий абзац по Enter). Однако он же может реплики диалога превратить в маркированный список, и тогда дефис станет маркером списка и его на тире никак не исправить.
Пергамент под названием «Блокнот» таким интеллектом не обладает. Он ничего не подчёркивает и ничего сам не исправляет. Но он подвержен магии Замены. Как только вы закончили свой текст, в которой начертаны лишь одни дефисы (так как только он есть на вашем приспособлении для письма), то производите следующие магические действия:
— Правка -> Заменить;
— в строке «Что» написать дефис_пробел (- );
— в строке «Чем» указываете тире_пробел (— );
— жмёте на кнопку «Заменить все», и по всему тексту произойдёт замена конструкции «дефис_пробел» на «тире_пробел».
Как говорят, дёшево и сердито.
Но теперь давайте разберёмся, в чём же заключается магия этих палочек.
Они отличаются не только длиной, как вы уже поняли, но и магией, которой они обладают.
Дефис обладает соединительной магией, а тире — разделительной.
Дефис — знак орфографический, а тире — синтаксический.
Другими словами, дефис употребляется в словах, а тире — между словами.
Поэтому дефис никогда не отделяется пробелами от слов и их частей (за исключением лишь того случая, когда дефис находится в конце слова), а тире, наоборот, старается распихать слова подальше и окружает себя свободным пространством. Мало того, что тире само по себе длинное, так ещё и чистое место вокруг себя организует. А дефис маленький и старается, чтобы слово от его появления не распалось. Он как будто склеивает частички слов в единое целое.
Тире ввёл в русскую письменность писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Сначала этот знак именовался «молчанкой», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».
В устной речи дефис вы не услышите, а вот тире частенько звучит как «красноречивое молчание» в течение 0,5 секунды.
Я не буду показывать все случаи употребления дефиса, а продемонстрирую лишь некоторые.
Так как дефис обладает магией соединения, то он может соединить два слова в одно — и получится совершено уникальный предмет. Был ковёр, и был самолёт, а применили мы магию дефиса — и получили уникальный ковёр-самолёт.
Были «кто» и «что», а вообще непонятно что. Но мы опять применяем магию дефиса и получаем кого-то или что-то, а может кого-нибудь или что-нибудь.
Откуда он приехал и где был — непонятно, но магия дефиса нам позволяет уточнить, что он приехал кое-откуда и был где-то когда-нибудь.
Я писала-писала и написала-таки эту лекцию.
Во-первых, кое-кто мне её заказал в своё время, во-вторых, в тот момент это время ещё не наступило, и, в-третьих, оно наступило сейчас и потребовало лекцию. Значит, сейчас этой лекции и бы-ы-ыть.
Наш отель вырос от трёх- до 13-тиэтажного.
Ещё год-два, и в нашей Аргемоне можно будет заблудиться. Уже сейчас целый день можно ходить и даже пол-Аргемоны не обойти.
Из приведённых примеров видно: дефис употребляется в словах — внутри или в конце.
Тире, как знак синтаксический, служит либо заменой какого-либо пропущенного члена предложения, либо для каких других случаев в предложении (а не в словах), оговорённых правилами, либо для организации диалога и прямой речи, либо для интонационной паузы (помните про звучание тире?).
Есть несколько похожих моментов, где можно спутать: что употребить — дефис или тире?
1. Между именами собственными, которые называют закон, явление и т.п., ставится тире:
закон Бойля — Мариотта, матч «Честь Тореадора» — «Аквилон».
2. Между именами нарицательными, сочетание которых служит определением, ставится тире: отношение ученик — преподаватель (отношение какое?).
3. Тире ставится между словами в значении «от — до»:
поезд Москва — Санкт-Петербург;
за первые два — три года (хотя при указании на приблизительность употребляется дефис: год-два, человек десять-пятнадцать).
И всегда тире отделяется от слов пробелами. Есть лишь один момент, когда тире терпит около себя... нет, не слова, а числительные, причём в цифровой записи: 1941—45 годы, 30—40 граммов зелья.
И напоследок я обращу ваше внимание вот на такой момент.
На доске появились два слова: Джек охотник.
Чжоули поднесла к ним короткую палочку, которая была у неё в руке, и палочка приросла к обеим словам, составив слово «Джек-охотник».
— Видите, что произошло? Мы получили новое слово «Джек-охотник», которое обычно применяется тогда, когда второе слово становится как бы неотъемлемой характеристикой человека. Все вокруг его так называют. Охотник — это то, кем, кажется, он родился, Это удаётся ему лучше всего, и этим он постоянно занимается.
А теперь сделаем вот так...
Чжоули аккуратно вынула палочку-дефис из слова. Cлова, освобождённые от магии соединения, немного отошли друг от друга (как-никак, а они всё же отдельные самостоятельные слова). Затем преподаватель поднесла к словам палочку-тире. Слова заволновались и отодвинулись ещё дальше, образовав фразу: «Джек — охотник».
— А что теперь мы имеем? — продолжала Чжоули. — Это уже не слово, а фраза, говорящая о том, что Джек является охотником в какой-то момент времени или где-то. Возможно, Джек — охотник в игре в квиддич, а может он охотится на интересные факты для статьи в «Агору». То есть в данном случае охотник — не постоянная характеристика человека, а временная, и тире в этой фразе заменяет собой какой-то глагол: есть, являться и т.п.
Пока Чжоули объясняла, одна из учениц, склонившись над пергаментом, что-то усиленно рисовала. Преподаватель подошла к ученице, которой оказалась Арника Самарская из Арциса, — и увидела прекрасную иллюстрацию своих слов:
— Плюс балл Арцису, — похвалила Чжоули. — И Кранногу, — добавила тут же, потому что на другой парте красовался рисунок, сделанный ученицей Краннога Одэльмо и показывающий разницу между рыбой-клоуном и рыбой — клоуном.
Пилвилинн тоже решил не отставать, и коллекция рисунков пополнилась ещё одним, сделанным Рэем.
Чжоули, довольная, сложила все рисунки, ожидая, конечно, и новые.
— На этом я закончу нашу увлекательную лекцию Но не забудьте взять
домашнее задание (надо выбрать, на свой вкус, вопросы, которые в сумме дают не менее 10 баллов. Однако, оценка за хорошую работу остаётся 10 баллов, даже если выбрано вопросов более, чем на 10 баллов. Дополнительные 2 балла я даю на своё усмотрение за творческий подход к выполнению заданий):
1. Расскажите о магии дефиса и тире (как вы это понимаете сами). (0—2 балла)
2. Каким способом начертания тире в своём тексте вы пользуетесь (или стали пользоваться) и почему? (0—1 балл)
3. Каким пергаментом вы пользуетесь, и каким интеллектом он обладает? (0—1 балл)
4. Почему первая часть заклинания Замены звучит как «дефис_пробел»? Почему не просто «дефис» или «пробел_дефис_пробел»?(0—1 балл)
5. Напишите оду (стихотворную или прозаическую), посвящённую либо одной из палочек, либо обеим. (0—4 балла)
Можно написать две оды (для каждой из палочек), каждая на 4 балла.
6. Напишите небольшое стихотворение, в котором тире «звучит». Объясните, как оно у вас «звучит». (0—4 балла)
7. Напишите сказку о дефисе и тире. (0—5 баллов)
8. Напишите рассказ о ваших приключениях в Аргемоне или любом другом волшебном мире, где покажите магию обеих палочек в действии в разных случаях. (0—8 баллов)
9. Можно не писать рассказ, а лишь привести примеры своих предложений, в которых проявляется магия обеих палочек. (0—6 баллов)
10. Можете отдельными предложениями проиллюстрировать магию любой из палочек. (0—3 балла)
11. Можете привести примеры, когда магия выбранной палочки, расположенной между двумя словами, изменяет смысл. И объясните, что происходит. За каждый пример с объяснением по 1 баллу. Но примеры не должны быть однотипными.
12. Можете сделать рисунок на тему лекции. Удачные рисунки будут помещены в лекцию с указанием вашего авторства. (0—5 баллов)
Естественно, что по всему тексту домашней работы тире и дефисы должны стоять на своих местах и не подменять друг друга.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной