Запасные игроки
— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!
Особой изобразительной силой обладают личные и притяжательные местоимения. Они придают речи оттенок искренности, взволнованности и задушевности. В пушкинском шедевре «Я вас любил...» из 50 слов текста 14 — местоимения, и именно они несут основную эстетическую нагрузку. Благодаря им внимание слушателя обращается на внутренний мир лирического героя. С помощью местоимений сохраняется безымянность лирического героя. Местоимения также иногда оказываются «заместителями» не только автора, но и читателя, которому вдруг оказываются близки выраженные в стихотворении чувства и переживания. Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюблённой возбудила. Пред ней задумчиво стою; Свести очей с неё нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! (А. С. Пушкин) Приём замены вежливого «вы», отдаляющего друг от друга, на дружеское «ты», такое тёплое и близкое, помогает поэту очень тонко передать изменение отношений. Что интересно, здесь местоимения имеют при себе эпитеты: пустое вы и сердечное ты. И они воспринимаются вовсе не заменителями чего-то, а непосредственными участниками действа. Интересны указательные местоимения. Это — самое общее слово. Всё на свете может быть это, стоит лишь приставить это к слову: это окно — не любое окно, а то, которое ты видишь или о котором думаешь в данный момент. Не всегда в русском языке было само слово это. В памятниках письменности оно встречается только с XVII века. К старому местоимению то спереди прибавилась указательная частица йе. Разница между то и это ясна: что поближе — это, что подальше — то. В древности же соотношение указательных местоимений было иным. Се — самый близкий предмет, связывалось с говорящим и соответствовало личному местоимению 1-го лица: се яз есмь (это я). То — связано не с говорящим, а с собеседником и соответствовало личному местоимению 2-го лица: то ты еси (это ты). Оно — указывало на предмет или явление третьей степени дальности, не относилось ни к говорящему, ни к его собеседнику. Связывалось с кем-то или чем-то, что в данный момент находилось далеко: в оно время (в то далёкое время). Постепенно указательное местоимение оно исчезло, став личным местоимением, и на место трёх степеней дальности пришли две: тот — этот. Но ещё долго сохранялась пара: сей — оный. В настоящее время формы местоимения сей обнаруживаются в наречиях сейчас, сегодня, в устойчивых сочетаниях: по сей день, до сих пор, не от мира сего, от сих до сих, ни с того, ни с сего. А теперь давайте вспомним стихотворение, приведённое в лекции Дружная семья, которое как раз построено на указательном местоимении это. Насколько выразительно это стихотворение! Глаз так и переходит в восхищении с одного предмета на другой. И ведь не говорится, какие крики, стаи, ивы, берёзы, но и так ясно, что они все восхитительны. Местоимение это как будто вбирает в себя всевозможные эпитеты для всех предметов, предлагая каждому решить, что для него приятнее, и выбрать именно это для воспроизведения своей картины. Вопросительные и относительные местоимения, как вы уже наверное заметили, внешне одинаковы. Только вопросительные местоимения используются в вопросительном предложении, а относительные — при присоединении придаточного предложения к главному. Кто там? Чей конь во весь опор По грозной площади несётся? Чей свист? Чей громкий разговор Во мраке ночи раздаётся? Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. С чего начинается Родина? А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. Придаточное предложение, присоединённое с помощью относительного местоимения, можно превратить в вопросительное: Кто смеётся последним? Что пела нам мать? Что у нас никому не отнять? Очень полезные определительные местоимения. С ними много разных устойчивых сочетаний: на каждом шагу, во весь голос, на всех парах, на всю катушку, любой ценой, сам не свой, в самый раз, иное дело и т.п. Если так много устойчивых сочетаний с ними, то уже никак тут не скажешь, что эти местоимения просто что-то замещают. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой... (A. Фёт) Местоимения иной (не тот), другой (не этот) — своего рода антонимы к местоимениям тот и этот. Большой экспрессией обладают и неопределённые местоимения. Это связано с тем, что они (в отличие от личных и притяжательных) не приближают, а отдаляют предметы и события, о которых идёт речь. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. С. Пушкин) Где-то Кто-то Для кого-то Из чего-то Сделал что-то… Это что-то — Не пустяк! Кто-то сделал Кое-как… …Кое-кто позвал кого-то Оба влезли в это что-то, Оттолкнулись кое-чем И поплыли кой за чем… Тут заметил кое-кто: Что-то вроде бы не то!.. Что-то в что-то просочилось… Что-то набок накренилось!.. Крик послышался: — Тону! — Кто-то явно шёл ко дну!.. Только, к счастью, в этот раз Кое-кто кого-то спас!.. А тому, что сделал кто-то Из чего-то для кого-то, Сделав это кое-как, Надавали: Как-никак! То-то всыпали ему Кое-чем По кой-чему!.. (В. Воскобойников) Но иногда даже через неопределённые местоимения автору удаётся передать вполне конкретные чувства. Я долго стоял неподвижно, В далёкие звезды вглядясь,— Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Я думал... не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звёзды тихонько дрожали, И звёзды люблю я с тех пор... (А. Фёт) И хоть Фёт не говорит, о чём он думал, что понял, что ему открылось, но поэту удалось передать своё ощущение единства мира и человека. Отрицательные местоимения также обладают изобразительной силой, которую можно использовать при определённом умении. Жил на свете Джонни, Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечего покушать, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть. Нечего бояться, Нечего терять… Весело живётся, Нечего сказать! (Б. Заходер) Вот и закончилось наше путешествие по удивительному миру местоимений. Начали мы с того, что это слова-заместители, не имеющие даже конкретных значений, а в результате для каждой группы местоимений нашли свои секреты, которые маги могут использовать в своей практике и для создания действительно волшебных картин. Домашнее задание: 1. Попробуйте сами описать магию разных местоимений, используя для этого примеры из произведений разных авторов или свои собственные. 1*. Вместо задания 1 можно написать сказку-путешествие по миру местоимений. 2. Выберите стихотворение любого автора, в котором встречаются местоимения разных разрядов и побольше, и попробуйте проанализировать, как разные местоимения работают в одном произведении. Сделайте качественную и количественную характеристику местоимений. Удачи! Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО (с) Чжоули Последние изменения: 17.11.2015 |