Запасные игроки


— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!

Героями нашей сегодняшней лекции будут местоимения. Местоимения — это как бы слова-заместители, которые, как «запасные игроки» в футболе или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Чтобы не быть назойливыми, существительные, прилагательные и числительные вместо себя оставляют своих заместителей, что делает нашу речь более оживлённой и разносторонней. Местоимения (при всей своей количественной ограниченности — их около 70) употребляются даже чаще, чем те части речи, которые они замещают.

Местоимения — удобное звено в устройстве языка, как сказал известный лингвист А. А. Реформатский, так как они позволяют избежать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании. Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет переливов красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета, они не способны иметь много значений. Их значение — указание.

Местоимения не имеют лексического значения, а получают его только в контексте.

Вот как может выглядеть рассказ, в котором нет опорных существительных или словосочетаний:

Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
(А. Барто)

Известная картина — не правда ли? Местоимения не способны скреплять много рядом стоящих предложений.

Однако, несмотря на всё это, местоимения очень часто используются писателями и поэтами. Значит они всё же обладают изобразительной силой! Так в чём же их секрет?

Сначала я приведу вам табличку, где перечислены все местоимения по разрядам, а потом немного поговорим об отдельных группах местоимений. С некоторыми вы хорошо знакомы, а некоторые для большинства остаются тёмными лошадками.

Разряды Местоимения Имена, с которыми соотносятся
Личные я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Существительное (кто? что?)
Возвратное себя Существительное (кого?)
Притяжательные мой, наш, твой, ваш, его, её, их, свой Прилагательное
Вопросительные кто? что?
какой? каков? который? чей?
сколько?
где,
Существительное
Прилагательное
Числительное
Относительные кто, что,
какой, каков, который, чей,
сколько
Существительное
Прилагательное
Числительное
Определительные все, весь, всякий, каждый, любой, сам, самый, иной, другой Прилагательное
Указательные этот, это, тот, такой, таков, этакий, сей (устар.),
столько
Прилагательное
Числительное
Неопределённые некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кто-нибудь,
некий, некоторый, какой-нибудь, какой-либо, какой-то, кое-какой, чей-то, чей-нибудь, чей-либо,
несколько, сколько-то, сколько-нибудь
Существительное
Прилагательное

Числительное
Отрицательные никто, ничто, некого, нечего,
никакой, ничей,
нисколько
Существительное
Прилагательное
Числительное

Особой изобразительной силой обладают личные и притяжательные местоимения. Они придают речи оттенок искренности, взволнованности и задушевности. В пушкинском шедевре «Я вас любил...» из 50 слов текста 14 — местоимения, и именно они несут основную эстетическую нагрузку. Благодаря им внимание слушателя обращается на внутренний мир лирического героя. С помощью местоимений сохраняется безымянность лирического героя. Местоимения также иногда оказываются «заместителями» не только автора, но и читателя, которому вдруг оказываются близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
(А. С. Пушкин)

Приём замены вежливого «вы», отдаляющего друг от друга, на дружеское «ты», такое тёплое и близкое, помогает поэту очень тонко передать изменение отношений. Что интересно, здесь местоимения имеют при себе эпитеты: пустое вы и сердечное ты. И они воспринимаются вовсе не заменителями чего-то, а непосредственными участниками действа.

Интересны указательные местоимения.
Это — самое общее слово. Всё на свете может быть это, стоит лишь приставить это к слову: это окно — не любое окно, а то, которое ты видишь или о котором думаешь в данный момент. Не всегда в русском языке было само слово это. В памятниках письменности оно встречается только с XVII века. К старому местоимению то спереди прибавилась указательная частица йе.
Разница между то и это ясна: что поближе — это, что подальше — то.
В древности же соотношение указательных местоимений было иным.
Се — самый близкий предмет, связывалось с говорящим и соответствовало личному местоимению 1-го лица: се яз есмь (это я).
То — связано не с говорящим, а с собеседником и соответствовало личному местоимению 2-го лица: то ты еси (это ты).
Оно — указывало на предмет или явление третьей степени дальности, не относилось ни к говорящему, ни к его собеседнику. Связывалось с кем-то или чем-то, что в данный момент находилось далеко: в оно время (в то далёкое время).
Постепенно указательное местоимение оно исчезло, став личным местоимением, и на место трёх степеней дальности пришли две: тот — этот. Но ещё долго сохранялась пара: сей — оный.
В настоящее время формы местоимения сей обнаруживаются в наречиях сейчас, сегодня, в устойчивых сочетаниях: по сей день, до сих пор, не от мира сего, от сих до сих, ни с того, ни с сего.

А теперь давайте вспомним стихотворение, приведённое в лекции Дружная семья, которое как раз построено на указательном местоимении это. Насколько выразительно это стихотворение! Глаз так и переходит в восхищении с одного предмета на другой. И ведь не говорится, какие крики, стаи, ивы, берёзы, но и так ясно, что они все восхитительны. Местоимение это как будто вбирает в себя всевозможные эпитеты для всех предметов, предлагая каждому решить, что для него приятнее, и выбрать именно это для воспроизведения своей картины.

Вопросительные и относительные местоимения, как вы уже наверное заметили, внешне одинаковы. Только вопросительные местоимения используются в вопросительном предложении, а относительные — при присоединении придаточного предложения к главному.

Кто там? Чей конь во весь опор
По грозной площади несётся?
Чей свист? Чей громкий разговор
Во мраке ночи раздаётся?

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

С чего начинается Родина?

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Придаточное предложение, присоединённое с помощью относительного местоимения, можно превратить в вопросительное: Кто смеётся последним? Что пела нам мать? Что у нас никому не отнять?

Очень полезные определительные местоимения. С ними много разных устойчивых сочетаний: на каждом шагу, во весь голос, на всех парах, на всю катушку, любой ценой, сам не свой, в самый раз, иное дело и т.п. Если так много устойчивых сочетаний с ними, то уже никак тут не скажешь, что эти местоимения просто что-то замещают.

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
(A. Фёт)

Местоимения иной (не тот), другой (не этот) — своего рода антонимы к местоимениям тот и этот.

Большой экспрессией обладают и неопределённые местоимения. Это связано с тем, что они (в отличие от личных и притяжательных) не приближают, а отдаляют предметы и события, о которых идёт речь.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. С. Пушкин)

Где-то
Кто-то
Для кого-то
Из чего-то
Сделал что-то…

Это что-то —
Не пустяк!
Кто-то сделал
Кое-как…

…Кое-кто позвал кого-то
Оба влезли в это что-то,
Оттолкнулись кое-чем
И поплыли кой за чем…
Тут заметил кое-кто:
Что-то вроде бы не то!..
Что-то в что-то просочилось…
Что-то набок накренилось!..
Крик послышался: — Тону! —
Кто-то явно шёл ко дну!..
Только, к счастью, в этот раз
Кое-кто кого-то спас!..
А тому, что сделал кто-то
Из чего-то для кого-то,
Сделав это кое-как,
Надавали:
Как-никак!
То-то всыпали ему
Кое-чем
По кой-чему!..
(В. Воскобойников)

Но иногда даже через неопределённые местоимения автору удаётся передать вполне конкретные чувства.

Я долго стоял неподвижно,
В далёкие звезды вглядясь,—
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал... не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звёзды тихонько дрожали,
И звёзды люблю я с тех пор...
(А. Фёт)

И хоть Фёт не говорит, о чём он думал, что понял, что ему открылось, но поэту удалось передать своё ощущение единства мира и человека.

Отрицательные местоимения также обладают изобразительной силой, которую можно использовать при определённом умении.

Жил на свете Джонни,
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ничего!
Нечего покушать,
Нечего надеть,
Не к чему стремиться,
Не о чем жалеть.
Нечего бояться,
Нечего терять…
Весело живётся,
Нечего сказать!
(Б. Заходер)

Вот и закончилось наше путешествие по удивительному миру местоимений. Начали мы с того, что это слова-заместители, не имеющие даже конкретных значений, а в результате для каждой группы местоимений нашли свои секреты, которые маги могут использовать в своей практике и для создания действительно волшебных картин.

Домашнее задание:

1. Попробуйте сами описать магию разных местоимений, используя для этого примеры из произведений разных авторов или свои собственные.

1*. Вместо задания 1 можно написать сказку-путешествие по миру местоимений.

2. Выберите стихотворение любого автора, в котором встречаются местоимения разных разрядов и побольше, и попробуйте проанализировать, как разные местоимения работают в одном произведении. Сделайте качественную и количественную характеристику местоимений.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015