Приветствую вас, студенты вуза Аргемоны, на новом уроке!
В курсе "Волшебный мир слов" мы с вами будем изучать слова разных частей речи, учиться пользоваться магией слов. А что же такое части речи?
Если мы откроем "Российскую грамматику", изданную М.В. Ломоносовым в 1755 году, то прочитаем следующее:
"Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа."
Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8, а сейчас их в русском языке насчитывается 10:
1. имя существительное;
2. имя прилагательное;
3. имя числительное;
4. местоимение;
5. глагол;
6. наречие;
7. предлог;
8. союз;
9. частица;
10. междометие.
Иногда выделяют отдельно следующие группы:
1. слова категории состояний (рассматриваются как группа наречий);
2. причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола);
3. звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматриваются вместе с междометиями);
4. модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
Что же такое части речи и какова их природа? На эти вопросы нет единого ответа среди учёных-лингвистов. Одни считают, что части речи - это лексические разряды слов; другие думают, что это грамматические классы; третьи видят в частях речи лексико-грамматические группы слов. Возможно, эти "разноречия имеют больше терминологический характер, т.е. связаны с различиями наименований одинаково, по существу, понимаемых явлений", - так говорил известный лингвист XX века Б.В. Головин.
Своими корнями учение о частях речи уходит в античность. Учёные Александрийской школы (например, Дионисий Фракийский) установили для древнегреческого языка 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз.
Римляне усвоили учение греков, заменив только артикль, которого не было в латинском языке, междометием.
Учение о восьми частях речи было представлено и в первых грамматиках церковнославянского языка XVI-XVII вв. Наиболее значительная - грамматика М. Смотрицкого.
У Ломоносова мы находим те же восемь частей речи, что и в латинском варианте, однако в своей "Грамматике" Ломоносов пошёл дальше учёных античности и разграничил знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части речи служат обозначением предметов, явлений, процессов, реального мира, то есть выполняют номинативную функцию - функцию называния. Служебные же части речи не выполняют номинативную функцию, а служат для выражения отношений и придания оттенков словам.
Отход от античной схемы начинается с грамматики А.Х. Востокова, в которой причастие как часть речи было заменено прилагательным. Г.П. Павский и Ф.И. Буслаев ввели имя числительное.
Последними, уже в XIX веке, в составе частей речи укрепились частицы, после чего система приобрела следующую структуру:
1. Знаменательные части речи. К ним относятся: а) слова-названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его формы, наречие, слова категории состояния; б) указательные - местоимение.
2. Модальные слова, не являющиеся членами предложения и связанные с предложением в целом.
3. Междометия, не являющиеся членами предложения и выражающие эмоции.
4. Служебные части речи - частицы речи (предлог, союз, частица).
Знаменательные части речи выделяются на основании трёх признаков:
1) общекатегориальное значение;
2) грамматические признаки;
3) синтаксические свойства (то есть, чем являются в предложении).
Служебные части речи выделяются на основании двух признаков:
1) общая семантика класса;
2) функциональное назначение в речи.
Итак, согласно наиболее распространённой точке зрения, части речи представляют собой классы слов, выделяемые на основе их значения и грамматических признаков.
К общим грамматическим признакам относятся род, число, лицо, падеж. У отдельных частей речи есть ещё и свои особенные грамматические признаки. Например, у существительных ещё есть склонение, одушевлённость, имена (собственное/нарицательное).
Рассмотрим происхождение слов, называющих части речи.
Глагол - глаголить - говорить (речь, слово). Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год).
Наречие - буквально "приглаголие", "наглаголие", речь. Название части речи объясняется тем, что составляющие её слова в большинстве случаев определяют глагол. Заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой греч. epirrema (epi — на, rhema — речь в значении «глагол»). Существительное - сущий - быть.
Прилагательное - буквально "присоединяться", "прилагаться".
Местоимение - заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой греч. antonymia (anti «вместо», onyma «имя»).
Числительное - от слова "число", которое пошло от общеславянского "чисти" - "считать, читать".
Междометие - словообразовательная калька от латинского interjectio (inter — между, ject — мет, брос, io — ие).
Вот высказывания учёных о разных частях речи.
Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие! (Югов)
Местоимение - удобное звено в устройстве языка. Местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании. (Реформатский)
Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. прилагательные могут описывать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. (Виноградов)
По данным учёных, существительные первыми появляются в речи ребёнка, так как называют тот или иной предмет. (Гвоздев)
Французский поэт Шарль Бодлер сказал так:
"Во плоти и крови возрождаются слова: существительное - в своём сущем величии; прилагательное – прозрачный плащ, окутывающий его и расцвечивающий глазурью, и глагол – ангел движения, без которого фраза мертва... Искусно владеть языком – всё равно что произносить колдовское заклинание" .
Слова соединяются в предложения, предложения - в текст. И только внутри текста обычные слова входят в новый контекст: творится новая алхимия - магия слов.
Рассмотрим, как разными частями речи можно нарисовать картину.
1)...вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)
2) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(А.С. Пушкин)
3) Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зёрнышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
(В. Выркин)
4) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
(А.А. Фет)
Каждая часть речь по-своему рисует картину, причём совершенно отлично друг от друга, но каждый раз картина оживает.
А теперь домашнее задание. Ответы на вопросы должны быть полными. В вопросе иногда может не звучать конкретика. Говорите всё, что вы можете в данный момент сказать по данному вопросу.
1. Какая часть речи вам нравится более остальных?
2. Дано сочетание "собака лает". Это простое предложение. Попробуйте, шаг за шагом, прибавляя всего по одному слову или слову с предлогом, нарастить предложение. Опишите каждый шаг, что он даёт в смысле понимания текста, создания образа.
3. Пользуясь стихотворными примерами, данными в лекции, расскажите, как вы видите роль той или иной части речи для создания художественного образа.
4. На выбор.
4а) Прочитайте отрывки:
1) Офицер поднял пистолет и стал прицеливаться. Тибул дошёл по карнизу до того места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю.
Толпа ахнула.
Он шёл то очень медленно, то вдруг пускался почти бегом, быстро и осторожно переступая, покачиваясь, распрямив руки. Каждую минуту казалось, что он упадёт. Теперь появилась его тень на стене. Чем более он приближался к фонарю, тем ниже опускалась тень по стене и тем она становилась больше и бледнее.
Внизу была пропасть.
2) Доктор сидел на барабане и осматривал помещение. На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.
В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.
У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца. Десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком - стеарином. Свечи не горели.
На столе валялись коробочки, кисточки, краски, пуховки, парики, лежала розовая пудра, высыхали разноцветные лужицы.
Какой отрывок можно проиллюстрировать рисунком, а по какому написать киносценарий? Почему?
4б) Вот два варианта одного и того же стихотворения А.С. Пушкина.
Черновой вариант
Дробясь о хладные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной парят орлы,
И ропщет бор,
И дремлют средь волнистой мглы
Вершины гор.
Окончательный вариант
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Найдите отличия, проанализируйте эти слова и попробуйте объяснить, почему поэт сделал такую замену.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной
Карта сайта (с) Чжоули
Последние изменения:
17.11.2015