КАКИМИ БЫВАЮТ ЗВУКИ
Ученики зашли в кабинет Магии языка и остановились в недоумении: в классе никого не было, но определённо слышались какие-то звуки. Сначала это было похоже на тихое перешептывание, только непонятно кого с кем. Потом к этим звукам внезапно присоединились более громкие, свистящие и рычащие. Ученики в испуге стали оглядываться по сторонам, ища их источник. Но ничего подозрительного вокруг не было и в помине, а рычание и свист нарастали и стали переходить в вой и вопли. «А-а-а-а-а!!!!!» - неслось с одной стороны. «У-у-у-у-у!!!!!» - грозно вторило ей с другой. «И-и-и-и-и!!!!!» - тоненько визжало с третьей.
Тут уже некоторые из учеников не выдержали. Они заткнули уши и бросились бежать из непонятной комнаты, но… не успели. У самых дверей они наткнулись на преподавателя. То, что это именно преподаватель, а не заблудившийся и потому пришедший чуть позже, чем все остальные, ученик, было ясно: спокойный взгляд, волшебная палочка в руках. Профессор взмахнула палочкой, и установилась полная тишина.
- Очень рада всех приветствовать на своем уроке! Что? Испугались моих помощников? Не бойтесь, они больше не будут, - профессор погрозила палочкой в ответ на опять начавшееся рычание, мычание, хрюканье, улюлюканье... - Проходите спокойно в класс. Кто ещё не знает, я – профессор Чжоули Линк и веду в Аргемоне уроки по Магии языка.
Кстати, эти забавные звуки, которые вы видите, - творение хаффочки Авеолле. Но каждому показываются только 10 звуков, причем каждый раз немного другие. Если заинтересовались, какие они, другие звуки, и хотите увидеть всех и со всеми познакомиться, то загляните в класс ещё раз. И может даже придётся ни один раз заглянуть. Но только не сейчас! - Чжоули увидела, как кто-то из учеников уже привстал с места и приготовился выбежать за дверь. - Давайте начнём урок.
Сегодня мы поговорим о звуках. Ведь это из них состоит наша речь, наш язык. А вы задумывались когда-нибудь, почему мы называем данный предмет именно так? Почему лилия называется именно лилией, а ромашка – ромашкой? Почему это стол, а это стул? Случайны ли такие названия? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе. Связано ли значение слова с его звуковой формой?
У слова есть значение - это ясно. Слова заключают в себе определённый смысл, несут информацию. Есть ли какой-либо смысл в самих звуках, в звуковом оформлении? Что касается звукоподражательных слов - это понятно.
Слово "гром" гремит, также как "шелест" шелестит, "писк" пищит, "храп" храпит. Здесь сама звуковая форма слова подсказывает содержание, хотя и в самых
общих чертах. Но если слово называет не звучащий предмет? Например, стрела, стремительный, стриж, встряхнуть, быстро, струя. Значения этих слов связаны
с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание "стр". Игра
случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие
"стр", но не обозначающие вообще никакого движения, — страна, астра, строго, остро.
Почему нежный цветок-недотрога назван словом с "нежными"
звуками — мимоза, а злой старик - неблагозвучным словом хрыч?
Тоже случай? Возможно. А может быть проявляются какие-то
неизвестные нам свойства звуков? Если мы поймём, какое значение несёт в себе каждый звук, представляете, какие возможности открываются перед нами! Вы тогда сможете разгадать тайный смысл любого слова, а, значит, и воспользоваться тайной силой звука, да и слова целиком. Вам будет открыта дорога для составления самых эффективных заклинаний.
Давайте попробуем в этом разобраться.
*Чжоули взмахнула палочкой и на столе у каждого ученика появились карточки. Правда, они были пустые. *
Для начала вспомним, сколько всего звуков в русском языке.
- Тридцать три, - послышалось откуда-то.
- Э, нет, не путайте, пожалуйста, звуки и буквы. Буквы мы пишем, а звуки произносим. Так вот, звуков немного больше, чем букв, а именно, 42 звука. Из них 6 гласных и 36 согласных. Сейчас вам предстоит вспомнить все эти звуки и записать каждый на отдельный листочек. Звуки, в отличие от букв, пишутся в квадратных скобках, мягкий звук записывается с апострофом, например, [л']. Так, все записали? Теперь листочки перемешиваем, чтобы звуки не шли подряд. Ведь когда вы их писали, конечно же вспоминали алфавит. Тщательнее помешайте, ну, как колоду карт. Это нужно нам для чистоты эксперимента. А теперь, - Чжоули опять взмахнула палочкой, и у каждого появился пергамент, на котором было написано следующее:
1. Хороший—плохой
2. Большой — маленький
3. Нежный — грубый
4. Женственный — мужественный
5. Светлый — темный
6. Активный — пассивный
7. Простой — сложный
8. Сильный — слабый
9. Горячий — холодный
10. Быстрый — медленный
11. Красивый — отталкивающий
12. Гладкий — шероховатый
13. Легкий — тяжелый
14. Веселый — грустный
15. Безопасный—страшный
16. Величественный — низменный
17. Яркий — тусклый
18. Округлый — угловатый
19. Радостный — печальный
20. Громкий — тихий
21. Длинный — короткий
22. Храбрый — трусливый
23. Добрый — злой
24. Могучий — хилый
25. Подвижный — медлительный
Вот 25 критериев, по которым мы будем оценивать каждый звук, а оценку будем ставить как в магловской школе, по 5-тибалльной шкале. Например, оценки по критерию «хороший – плохой»:
1 – очень хороший
2 – хороший
3 – никакой
4 – плохой
5 – очень плохой
Таким же образом будем ставить оценки и по остальным критериям.
- Ээээ, профессор, а как это можно сказать про звук: хороший он или плохой, длинный или короткий? – послышалось со всех сторон.
- А это вы должны определить чисто интуитивно. И не надо долго задумываться над каждым звуком. Что первое пришло в голову, такую оценку и ставьте. Помните, что интуиция человека – это великая вещь. Ей вполне можно доверять, но чтобы ею уверенно пользоваться, её надо развивать. Поэтому берите перья - и за работу. Хоть звуков и немало, да и критериев много, но вы должны с этим достаточно быстро справиться. Главное, будьте внимательны, чтобы не пропустить критерии. А потом с помощью чудесного волшебного куба профессора Гипатии мы посчитаем усредненную оценку для каждого звука. Нас ведь много, - Чжоули осмотрела класс, - и поэтому результат должен получиться заслуживающим доверия. Ведь это вывод не одного человека, а большого количества.
Записывать оценки предлагаю следующим способом:
[л’]: 1 3 4 2 5 1 4 5 4 3 4 2 1 3 4 5 3 4 2 3 4 5 3 4 5
Звук, двоеточие и затем 25 оценок через пробел. Учтите, что в примере я просто написала 25 разных цифр, и не ориентируйтесь на них, как на мои оценки для этого звука. Старайтесь писать цифры под цифрами, тогда легко себя проверить, не пропустили ли вы какой-нибудь критерий. Ну, что? Все понятно? Тогда за работу!
Ученики наклонились над пергаментами и сосредоточенно заскрипели перьями. Вдруг в класс ворвались два неизвестных науке существа.
Одно улыбчивое, с милой рожицей, кисточками на ушах. Его так и хотелось погладить. Ученики побросали перья (нашли предлог не делать задание) и кинулись к этой зверюшке.
- Вау!!! Какая славная!!!
Все дружно гладили её, а она только удовлетворённо жмурилась. Зато
другое существо было очень мрачным. Оно так и норовило сделать какую-нибудь пакость: то за косичку первокурсницу дернет, то подножку кому-то подставит, а то и просто кулаком пихнёт. Некоторые ученики попытались его погладить, но оно изворачивалось.
- Профессор! А как их зовут? Вы случайно не знаете?
- Случайно я знаю, что одного из них зовут Жаваруга, а другого Мамалына.
Тут прозвенел звонок.
- Ну, вот, не успели выполнить задание, - слегка расстроилась Чжоули. - Придётся вам его взять домой. Но не думайте, что этим задание на дом ограничится.
Чжоули взмахнула палочкой, и у каждого студента появился свиток с уже записанным домашним заданием.
- Да, кстати, кто заинтересовался звуками, рекомендую ознакомиться с курсовой Анориэль. Там собрана большая информация по звукам. Вы найдёте очень много интересного и познавательного. Ну а теперь всё же домашнее задание.
Домашнее задание:
1. Задание в лекции: оценка звуков по критериям. Но сначала запишите все гласные звуки на одной строчке, на второй - все согласные звуки в алфавитном порядке. На следующей строке напишите согласные звуки парами "твёрдые-мягкие" (укажите, какие звуки пары не имеют). Затем напишите пары согласных звуков "звонкие-глухие" и также укажите, какие звуки пары не имеют.
А потом выберите из 10 показавшихся вам звуков (рисунки вначале лекции и в конце) любые 3 и оцените их по 25 критериям, а затем опишите, какие эти звуки на рисунке и какие они в вашем представлении. Чем отличаются и чем похожи?
(0-4 балла)
2. Чем звук отличается от буквы? (0-1 балл)
3. Как, по-вашему, зовут каждого из животных, появившихся на уроке. Почему? (Распределите имена, прозвучавшие на уроке, между существами.) Попробуйте обосновать свой выбор. (Постарайтесь описать, какие конкретно звуки повлияли на ваш выбор того или иного имени.) Предложите свои имена этим существам. Вполне достаточно одного варианта. (0-2 балла)
4. Представьте, что вы очутились в пустой комнате, населённой звуками, или в тёмном, незнакомом месте, или ещё где (придумайте сами), там, где ничего не видно, а слышны только звуки (именно простые звуки речи, такие, как в начале урока). Опишите в виде небольшого рассказа, какие образы встают перед вами, то есть ваши ассоциации на конкретные звуки. Сделайте вывод: по вашему мнению, имеют ли звуки смысл, значение или нет. (0-3 балла)
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной