ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ИХ МАГИЯ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Очень рада, что вы добрались до этой лекции. Напомню, что меня зовут Чжоули, и мы с вами на лекции по Магии языка. Помните, я начала рассказывать о сказочной стране, которой правит царь Синтаксис, а помогает ему царица Пунктуация? Как вы думаете, кого много в этой стране? Кого я могла встретить после того, как распрощалась с царевной Словосочетание?

Чжоули с улыбкой выслушала ответы учеников:

Знаки препинания- Ну да, слов там, непременно, много, даже очень. Но много там и тех, кого не особо жалуют многие магглы и даже маги. А зря. Они - немаловажная составляющая нашего письменного языка. Я говорю о знаках препинания. Когда человек говорит, он сам решает, где сделать остановку, где изменить интонацию. Вот потому искусные ораторы могли воздействовать магией своей речи на слушающих. Вот потому и сейчас есть те, кто владеет магией устного слова. Думаю, что каждый попадал под магическое воздействие такого человека, который умеет говорить убедительно, уверенно, который увлекает за собой.
Кто не ходил ещё, обязательно посетите уроки по магии друидов. Будущих бардов учили как раз магии устного слова, чтобы они могли сказать так, что народы поднимутся и последуют за ними туда, куда они позовут. Голос барда завораживает всё вокруг и сливается с самой природой: в его голосе можно различить все интонации природы – и шелест ветерка и трав, и журчание ручейка. От его голоса веет солнечным теплом или, наоборот, бушует буря. Когда поёт настоящий бард, все тянутся к нему. Через мелодию его песни люди получали подпитку самих себя. В сердца людей через песни вливается любовь, доброта, теплота, проходит усталость, всё внутри наполняется энергией и кажется, что готов свернуть горы. От песен барда больные выздоравливали, всё вокруг росло, цвело. Земля давала большие урожаи. Люди были счастливы и радовались жизни.

Но когда-то перестаёт навеки звучать самый волшебный голос. С появлением письменности большое развитие получила именно письменная передача знаний. Но одно дело знания, и совсем другое то, что мы называм литературой. Помните своё ощущение, когда вы читаете захватывающую книгу? А слёзы, которые вызывает то или иное произведение? А чувство силы, желания сорваться с места и бежать на помощь, которые вы ощущаете, прочитав записи любимого человека? Ведь никто вам на говорит. Вы смотрите просто на буквы на пергаменте, которые складываются в слова и которые вызывают внутри вас столько эмоций. И эти нелюбимые многими точки, запятые и другие значки играют самую большую роль для восприятия написанного. Как говорил Чехов, "знаки препинания служат нотами при чтении".

Есть интересная история, которую рассказал Константин Паустовский в своей книге "Золотая роза". В редакцию газеты "Моряк" пришёл человек и принёс свою рукопись с рассказом. Тема рассказа была интересная, но сам текст написан путанными фразами. Печатать в таком виде рассказ было нельзя, но и упускать было жалко. И тогда опытный корректор Благов взялся подправить рассказ. Он не выбросил и не добавил в него ни слова.
«...Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
- Это чудо! — сказал я. Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Задание 1. Поразмышляйте над словами Чехова и Пушкина, которые прозвучали сейчас. Как вы их понимаете?

Известна ещё одна история, которая подтверждает, что знаки препинания могут сами по себе выражать эмоции. Эта история произошла с Виктором Гюго. Он закончил роман "Отверженные" и послал рукопись издателю, приложив письмо, в котором не было ни слова, а только знак "?". Издатель ответил подобным письмом без единого слова, лишь содержащим знак "!". Они отлично поняли друг друга и без слов. Гюго спрашивал: "И как мой роман?" Издатель ответил: "Бесподобный!" (классный! замечательный! и т.п.)

Однако, этих маленьких человечков из сказочного царства Синтаксиса очень не любят. Их плохо знают в лицо. С ними почти не считаются. Их не замечают и не принимают всерьёз. Ими пренебрегают. Их не любят. Они раздражают. О них спотыкаются. За что такая нелюбовь и немилость? В чём они провинились? Разве не на благо они были созданы? Остановись, человек пишущий, сделай передышку, паузу, поставь нужный знак - и потом двигайся дальше. Только в этом случае будет ясно, что ты написал, и никому не придётся ломать голову над смыслом сотворённой фразы.

Сколько есть примеров, когда знак препинания решал вопрос жизни и смерти или позволял сохранить богатство.

Задание 2. Думаю, каждый знает про такие примеры. А если не знаете, то можете легко найти их. Расскажите об этих случаях.

История знаков препинанияА сейчас давайте окунёмся в историю знаков препинания. Эти знаки, в отличие от знаков букв, интернациональные. Как известно, первые тексты писались без применения этих знаков. Между словами даже не было промежутков поначалу.
Есть свидетельство, что в IV веке до н.э. Аристотель писал: «Расставить знаки в творениях Гераклита — (великий) труд, потому что неясно, что к чему относится». На основе этой записи и определяется время появления первых знаков препинания. Однако, по другим источникам, появление знаков препинания приписывают древнему филологу Аристофану Византийскому, который жил в III-II веках до н.э. Но остаётся общее: греки до начала нашей эры уже использовали знаки препинания. Это были три знака: точка внизу текста (соответствует нашей точке), точка посередине текста (соответствует запятой), точка вверху текста (соответствует двоеточию).

В Средневековье все греческие знаки препинания были забыты, и пришлось их изобретать заново с появлением книгопечатания, чем и занялись учёные, составлявшие "академию" при дворе Карла Великого. Вопросительный знак какое-то время выглядел как точка с волнистой линией (тильдой), что указывало на колебание тона при произнесении. Восклицательный знак имел вид наклоненной вправо черты, указывающей на повышение тона, и двух точек под ней. Венецианский книгопечатник Альд Мануций привёл систему знаков препинания к современному виду. Это случилось на рубеже XV-XVI веков.

А что же происходило в русской письменности? Первой в русской письменности появилась, конечно, точка - в конце XV века. В начале XVI века появилась запятая, потом точка с запятой, которая поначалу употреблялась в значении знака вопроса. Потом появились вопросительный и восклицательный знаки. В конце XVIII века начали употребляться тире, кавычки и многоточие.

И, конечно, назывались они не так, как мы привыкли, а вот как: пресекательный знак, вопросительная точка, точка удивления (удивный знак), молчанка, точка отдохновения, точка долгого отдохновения, полуточие, вместительный знак, лапки. Учение о знаках препинания тогда называлось "учением о силе точек".
Впервые правила постановки знаков были сформулированы в книге "Грамматика словенская" (1596 год), которую написал Лаврентий Зизаний. А в 1618 году вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого "Грамматика", где как раз и назывались 10 знаков препинания и были сформулированы правила их постановки.

Задание 3. Расшифруйте, какие знаки препинания скрываются за приведёнными терминами.

Знаки препинания могут быть одиночными и парными. К парным относятся две запятые и два тире, которые употребляются при выделении частей предложения как единые знаки, а так же скобки и кавычки. Например, известно правило, что причастный или деепричастный оборот, стоящий в середине предложения (причастный - после определяемого слова), выделяется с двух сторон запятыми. Вот тут как раз две запятые как парные знаки.
К знакам препинания относится и абзац.

Задание 4. А теперь дам вам текст. Прочитайте его и подумайте, что в нём не так. Используя магию знаков препинания, преобразуйте картину, которая перед нами предстала, в более привычную.

Корова в конуре В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поёт синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поёт салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
Собака на заборе
Задание 5. Возьмите один из знаков препинания на свой выбор и посвятите ему оду или гимн, где надо отметить роль этого знака препинания в тексте. В стихотворной форме или прозаической.

Берегите знаки препинанияВ конце нашей увлекательной лекции я хочу привести замечательный отрывок из рассказа А. Каневского "О пользе знаков препинания":

"...человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!"


Не знаю, как вам, а мне очень нравится этот отрывок, который лучше всего показывает нам, к чему может привести пренебрегание этими волшебными значками - знаками препинания. Не могу не задать последний вопрос:

Задание 6. Понятен ли вам этот отрывок? Выскажите свои мысли о важности знаков препинания.

Вот теперь всё. Спасибо за внимание. Надеюсь, вам лекция тоже понравилась так, как мне понравилось искать для вас этот интересный материал.
Все вопросы задавайте в КЦ. Очень хочется, чтобы вы прониклись магией знаков препинания и научились ей пользоваться в полной мере.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона