УСТАРЕВШИЕ СЛОВА


Ученики старших курсов толпились возле кабинета Магии языка. Дверь в класс была закрыта: красный глазок на двери непрерывно мигал, а всем известно, что красный цвет — часто сигнал опасности, ну или предостережения, на крайний случай. Вот и ученики не стали ломиться в кабинет, а опасливо поглядывали на мигающий глазок и ждали профессора.
Чжоули не заставила на этот раз себя долго ждать


Здравствуйте, дорогие ученики!

Так, а что это мы в коридоре всё ещё стоим?

Ученики опять опасливо покосились на мигающий глазок, который, к их удивлению, стал уже зелёным.

А, вижу-вижу. Всё уже готово к уроку, поэтому добро пожаловать в класс!

Профессор раскрыла дверь, и... Ученики зашли в комнату и остановились в недоумении: привычного кабинета как не было. Они оказались на улице, а точнее, на просёлочной дороге.

— Не бойтесь. Когда-то shafAF (как вы знаете, сейчас она уже преподаватель Магии созвездий, а тогда была третьекурсницей Гриффиндора и моим помощником) приготовила это место специально для урока. Вот мы им постоянно теперь и пользуемся. Гулять по деревне можно вполне безопасно: жители её нас не видят.

Прохаживаясь по деревне, студенты недоумевали, каким образом относится эта экскурсия к предмету Магия языка. Вдруг профессор Чжоули остановилась и сказала:
— А вот теперь слушайте внимательно...

В трёх метрах от толпы учеников стояли два жителя деревни, которые громко разговаривали. Их без труда было слышно всем.

— Послушай, Аким. Побалакать с тобою собираюся, — первый мужчина вздохнул, помолчал, а потом продолжил: — Братец твой — баглай ведь! Больше часу бдеть не может. Зарод за день не раскидает.
— Ожели? Отродясь такого не было. Смальства по дому матушке помогал, спозаранку поднимался. Он, конечно, башилка, балабол, но не лентяй!
— Да ты не закаивайся. Глянь-ка вона! Его бы орясиной али кочергою огреть, дабы от работы не лытовал! Отселича вижу, опять спит, наян проклятущий, — махнул рукой первый мужчина в сторону поля, и второй внимательно посмотрел туда. Затем помрачнел и сказал гораздо грустнее:
— Ох, окаянный... Да ты, Панкрат, не лютуй, побалакую с нём, а то, верно, живёт как жуир...

Мужчины удалялись по направлению к полю, и их разговор стало не слышно. Но и этого было достаточно. Студенты перешёптывались, что-то обсуждая. Наконец, одна из девушек громко спросила:
— Профессор! А о чём они говорили? Мы ничего не поняли...

Профессор Чжоули Линк улыбнулась, и тут все заметили, что стоят уже не посреди деревушки, а в классе.
— Ну, что ж, наше путешествие закончилось, а теперь рассаживайтесь: у нас есть немного времени, чтобы обсудить, что же мы слышали.
Это была обычная русская деревня, только в ней можно ещё и в наши дни услышать то, что мы слышали. А слова, которые вы не поняли, сейчас в активной речи уже практически не употребляются, разве только в глухих местах, куда ещё не дошла цивилизация. А вот знать эти слова магам необходимо. Почему? Ну, моё мнение такое: слова, зародившись глубоко в древности, несли в себе очень большой магический заряд. Тогда люди знали, какую силу таят в себе звуки и собранные из этих звуков слова. И слова они составляли из звуков не просто так, а с расчётом, чтобы магическая сила звуков была направлена на совершение определённого действа. Тогда словами не разбрасывались, потому что знали им цену. Но со временем эти слова стали заменяться другими, которые уже и эффекта практически никакого не производили, да и к словам стали относиться поэтому проще. Произносят некоторые слова, не задумываясь. А магам, чтобы составлять новые заклинания, как раз и нужны древние слова, наполненные магической силой, потому что...

Но зазвеневший звонок, извещавший о конце урока, прервал профессора.

Жаль, но урок закончился. Возьмите свитки с домашним заданием и бегите на переменку.

Чжоули взмахнула палочкой, и у каждого студента появился пергамент, на котором было написало следующее:

1. Напишите, для чего всё-таки маги должны знать истоки русских слов. Где они могут найти им применение? И правильно ли называть эти слова «устаревшими» с точки зрения магов? (0-2 балла)

2. В подслушанном разговоре выделите такие слова, которые можно отнести к устаревшим. Какие слова употребляются сейчас вместо них? Перепишите разговор, заменяя устаревшие слова современными. (0-4 балла)

3. А теперь приведите свои примеры устаревших слов, обыграв их значение в рассказе. (0-4 балла)


Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона