НУ ЧЕМ НЕ ТАЙНОПИСЬ?


Ученики собрались в классе, где по расписанию должна была проходить лекция по Магии языка. Чжоули Линк, профессора Магии языка, еще не было. Ученики вполголоса разговаривали друг с другом, то и дело нетерпеливо поглядывая вокруг. Вдруг на доске вспыхнули буквы-не буквы, знаки-не знаки, которые сначала расположились строго друг за другом, а потом, немного погодя, некоторые знаки раздвинулись, образуя между собой небольшие промежутки, и ученики увидели следующее:

дъраг'Ийь учьн'ик'И/дабрО пажАлъвът' наурОк/йа събралА вас_с'ивОдн'ь вм'Эс'т'ь/штОбы йищО рас абйисн'Ит' прАв'ьлъ нъп'исАн'ийь звукавОй транскр'Ипцъйи рУск'их слоф/дУмъйу/што такОй спОсъб_зАп'ис'и мОжнъ испОл'зъвът'/как ад'Ин изв'Идъф тАйнъп'ис'и вмаг'Ичьскъм м'Ир'ь/


Некоторые студенты в изумлении уставились на доску, пытаясь вникнуть в смысл появившегося на ней. Другие уже сообразили, в чем дело, и, беззвучно шевеля губами, медленно читали написанное.

Вспышка света - и профессор Чжоули появилась в классе.
- Приветствую вас, дорогие ученики! Ну как? - хитро посмотрела она. - Прочитали?
Ученики дружно загалдели. Чжоули выслушала их внимательно и продолжила:
- Согласна с вами, что это чем-то напоминает письмо совершенно безграмотного мага, который пишет по принципу: что слышу - то и пишу. Ведь сразу-то и не разберешь, что написано: так мы привыкли видеть слова, написанные правильно с точки зрения русской грамматики. А это звуковой способ записи нашей с вами речи. Ну, чем не тайнопись? Непосвященный человек с разбегу сразу и не поймет, о чем идет речь. Чтобы вы смогли вполне овладеть этим способом тайнописи, я расскажу вам об основных его правилах.

1. Во-первых, вы должны четко помнить все звуки русского языка. Особая проблема у многих с гласными звуками. Их всего в русском языке 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у]. На месте буквы Я произносится [йа], буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу]. Если перед этими звуками стоит согласный звук, то звук [й], который всегда мягкий, переходит в этот согласный звук и волшебным образом превращает его в соответствующий мягкий звук, а сам исчезает. Вот смотрите:
ЛЕС = [л][йэ][с] - [лй][э][с] - [л'][э][с] - [л'эс]
В безударном положении на месте букв Е и Я произносится [йи], на месте О - [а], а во втором и далее предударных и всех послеударных слогах неясное [а] обозначается как [ъ] - это редуцированный звук [а].
Аналогично, во втором и далее предударных и во всех послеударных слогах на месте безударных букв Е и Я слышится неясный, редуцированный звук, который обозначается как [ь].
Только И звучит всегда одинаково.
Вот и нашлось дело для двойников твердого и мягкого знаков, которые в языке не имеют звукового значения. Тут, в звуковой транскрипции, они обретают голос, правда, очень слабый. Проследите за своей речью. Если вы редуцируете, где положено, звуки [о] и [а], то, значит, вы владеете литературным произношением, в основе которого лежит московский говор. А если вам не удается там, где нужно, произнести этот звук [ъ], то, значит, на вашу речь влияет местный говор и вам еще надо учиться правильному литературному произношению.
Например, ПЯТАЧОК = [п'ьтачОк]
ХОЛОДНО = [хОлъднъ]

2. НО! В начале слова безударные А и О произносятся, как [а], всегда, даже когда стоят далеко от ударного слога.
обездвижить = [аб'издв'Ижыт']

3. Ни в коем случае не забывайте, что в середине и на конце слов происходит оглушение звонких согласных. Но иногда в середине слова или на стыках слов в словосочетании бывает и озвончение глухих согласных, если следующий за ним звук - звонкий. Но помните, что озвончения не происходит перед непарными звонкими согласными и перед [в], [в'].
СДАТЬ = [здат']
ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ = [д'Эс'ид'_бАлъф]
ЗУБ ВОЛКА = [зуп_вОлкъ]
Символ _ означает, что это произносится вместе, как одно слово.

4. Иногда стоящие рядом твердый согласный и гласный звуки приспосабливаются друг к другу. В частности, звук [и] после твердого согласного переходит в звук [ы].
БРАТ ИРЫ = [брат_Ыры]

5. Некоторые согласные под влиянием соседних мягких согласных тоже смягчаются.
БАНТИК = [бАн'т'ик]

6. Сочетание СЧ звучит как [щ].

7. Некоторые сочетания имеют непроизносимый звук:
в СТН не произносится [т], в ЗДН - [д], в СТЛ - [т], в СТСК - [ст], в ВСТВ - [в].
ЧЕСТНЫЙ = [чЭсный]
ЗВЁЗДНЫЙ = [зв'Озный]
ЗАВИСТЛИВЫЙ = [зав'Исл'ивый]
ТУРИСТСКИЙ = [тур'Иск'ий]
ЧУВСТВО = [чУствъ]

8. Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), если они не имеют самостоятельного ударения, можно писать слитно или соединять подчерком со знаменательным словом, с которым его объединяет общее ударение.

9. Двойные согласные произносятся как длинный звук (будем обозначать двумя буквами), если находятся после ударного гласного, но произносятся кратко (как один звук), когда стоят перед ударным гласным, перед согласным или на конце слова.
ВАННА = [вАнна]
ТЕРРАСА = [т'ирАсъ]
ГРАММ = [грам]

10. После всегда твердых шипящих звуков - Ж, Ш, Ц - звук [и] слышится как [ы].
КОНСТИТУЦИЯ = [кънст'итУцыйъ]
ЕЖИ = [йижЫ]
ШИРЕ = [шЫр'ь]

11. Ударные звуки пишите большими, чтобы выделялись. Паузы в произношении обозначайте /. Небольшая пауза - одной чертой. Значительная пауза - двумя чертами

12. В этой тайнописи не принято употреблять больших букв, поэтому все имена собственные надо писать с маленькой буквы. Большая буква у нас употребляется только для обозначения ударного звука и только в тех случаях, когда слогов в слове больше одного.

Чтобы было более понятно, вот несколько примеров:
«вместе» - [вм’Эс’т’ь]
«молотьба» - [мълад’бА]
«отбить» - [адб’Ит’]
«без шапки» - [б’иш_шАпк’и]
«счастливый» - [щ’исл’Ивый]
«подписчик» - [патп’Ищ’ик]
«берег зарос ивами» - [б’Эр’ьг_зарОс_Ывъм’и]
«свет звезд» - [св’эд_зв’ост]
«купаться в море» - [купАцъ_в_мОр’ь]
«резвятся с детьми» - [р’изв’Ацъ_з_д’ит’м’И]

Мой вам совет: внимательно слушайте себя, то, как вы говорите. Но не произносИте эти слова, специально выговаривая их, а именно так, как вы обычно их произнОсите.

Так, вроде все основное сказала, а теперь домашнее задание.

Первое задание.
Приведите не менее 3-х примеров на каждое правило тайнописи, упомянутое в лекции (правила 1-10). (0-5 баллов)

Второе задание.
ваз'м'Ит'ь н'ьбал'шОй атрЫвък из л'убОвъ т'Экстъ/ст'ихатвОрнъвъ Ил'ь пръзаИчьскъвъ/Окълъ двухсОт знАкьф/и зд'Элъйт'ь йивО звукавОй разбОр/ вначАл'ь аб'изАт'ьл'нъ укажЫть сам т'экст/

За это задание вы также можете получить 0-5 баллов.

Ну, вот, пожалуй, и все. Кто смелый - вперед к овладению этой формой тайнописи! Успехов! Доклады в таком зашифрованном виде принимать не буду))

Вспышка света - и профессор исчезла, оставив озадаченных учеников разбираться с тайнописью.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона