ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (часть 3)
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Здравствуйте, дорогие мои! Очень рада видеть всех на своем уроке!)) Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных.
- А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.
- Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.
- Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.
- Возможно, - согласилась Чжоули Линк. - Но есть еще исключения из этого правила. Об этом вы узнаете, готовя домашку. Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. Надеюсь, что такое падеж существительного, вы знаете)) У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного.

Это сейчас так, в наши дни. Но, например, в XI веке не было такой разницы между одушевленными и неодушевленными существительными, и винительный падеж всегда совпадал с именительным. Тогда, например, говорили: "Выпусти ты свой муж, а я свой" (своего воина, а я своего); "Повеле оседлати конь" (мы бы сказали коня).
Постепенно у некоторых слов винительный падеж начинает совпадать с родительным. Однако старые формы сохранялись долго. Даже у писателей 18-19 веков можно встретить винительный, сходный с именительным. У Пушкина в "Сказке о золотом петушке":

Медлить нечего: "Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!"

А еще есть такая старинная загадка: Кто таков Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь.
Или в "Военных записках" героя войны 1812 года Дениса Давыдова: "...сел на конь и уехал; Мы вскочили на конь" (это выражение жило очень долго)

Процесс замены был длительным. Не все слова одинаково легко и одновременно поддались изменению. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: Поищем себе князя (вместо старого князь). А некоторые слова до сих пор сохраняют "привычки старины". На эту тему тоже будет вопрос в домашнем задании.

- Нет-нет-нет, - Чжоули увидела, что ученики уже засобирались с урока, - еще не все. Осталась интересная темка о загадках рода.
- Да, знаем мы, знаем, - загалдели ученики со всех сторон, - мужской род, женский род и средний. Если слово обозначает лицо женского пола, то оно относится к женскому роду, а если мужского пола - то к мужскому.
- Ну, это что касается одушевленных существительных. А как же быть с неодушевленными? Почему среди неодушевленных существительных слова, относящиеся к разным родам?
- Может это как-то связано с тем, что в древности люди одушевляли многие предметы? - предположил кто-то.
- Молодец! Не зря вы изучаете здесь разные мифологии. Чему-то и научились. Человек обожествлял, одушевлял все то, перед чем он был бессилен, что казалось ему неведомым, что играло большую роль в его жизни. Вот, например, огонь и вода. Они всегда противопоставлялись друг другу. Это нашло отражение и в языке: "огонь" мужского рода, а "вода" - женского.

Обожествление огня было характерно для всех народов мира (хорошо известно, какое большое значение имел огонь для древнего человека). Почитание огня отразилось и в мифологических рассказах об огненном змее, об огненной птице, жар-птице, в обожествлении огня-молнии (культ Перуна у древних славян). Огонь сопровождал бесчисленное множество самых разнообразных ритуалов. Это особенно показательно для Древней Индии, где огонь - Агни стал одним из главных божеств.
В тех странах, где господствовало материалистическое понимание, например, в Древней Греции, названия воды и огня оказываются "неодушевленными" и относятся к среднему роду. У тех же народов, где было сильно обожествление сил природы, например, в Индии или в Древнем Риме, формы класса одушевленного обязательно берут верх, причем такие языки характеризуются также противопоставлением женского рода мужскому.

Ну, вот, кажется и все. А теперь домашнее задание:

1. К каким существительным - одушевленным или неодушевленным (с точки зрения русского языка) - относятся следующие слова: нечисть, нежить, привидение, хмырь, труп, мертвец, покойник, кукла, марионетка, народ, стая, толпа, названия шахматных и карточных фигур. Обоснуйте свой ответ. (0-2 балла)

2. Какие имена существительные русского языка сохранили "старинные привычки"? (даю подсказку: в качестве винительного падежа одушевленного существительного множественного числа используется форма именительного падежа множественного числа. Такие фразы есть в стихотворении Маяковского "Кем быть", но вы должны не только их найти, но и привести свои подобные примеры) (0-2 балла)

3. Попробуйте обосновать, исходя из мифологии, почему слово "день" мужского рода, а слово "ночь" - женского. (подсказка: это можно найти в мифологии Древней Индии, Древнего Рима, древних славян). Почему женского рода названия плодовых деревьев (это с мифологией не связано). (0-3 балла)

4. Найдите в следующем шутливом стихотворении Б. Ю. Нормана существительные, в употреблении рода которых автор ошибся (0-3 балла)

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живет
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору
И всю картофель съест.
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Он съел жилетку кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.

Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.
Так кто ж тут путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!
Чтоб все пустить в труху?
...Но есть обжора Время -
Вот кто живет в шкафу.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона