ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (часть 2)


Звонка на урок еще не было, но студенты уже с нетерпением толпились у кабинета Магии языка. Из-за двери раздавалась странная песенка. Прислушавшись, студенты смогли разобрать слова:

Я имя существительное.
Об этом я пою.
Я называю все вокруг,
Всем имена даю.

Бываю нарицательным,
Но надо понимать,
Что я могу быть собственным -
Старайся различать...

Вдруг дверь кабинета распахнулась, и профессор Чжоули пригласила студентов в кабинет...


Здравствуйте, дорогие мои! Рада вновь видеть вас всех на своем уроке!))
Могу вас обрадовать! У меня появилась идея насчет создания интересного информационного портала по русскому языку, который, возможно, мы с вами вместе и будем постепенно делать. Информации для него нужно много, но желательно интересной и качественной, поэтому теперь в качестве докладов можно будет сдавать собранную, отфильтрованную и упорядоченную информацию о русском языке. По каким темам - я буду сообщать дополнительно в каждом уроке, а также обновлять на страничке с темами докладов. Качественные курсовые также подойдут для заполнения этого портала. Имена всех участников, конечно же, будут указаны на этом сайте.
Ну, вот, пожалуй, с этого урока и начнем. Но сначала сама лекция, а темы докладов потом - потом.

Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на этом уроке.

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ


Русский термин "нарицательный" образовался от старославянского слова нарицати - "называть". Им в первой грамматике XVII века Мелетия Смотрицкого обозначались "назывные, обыкновенные, обычные" существительные. Слово "нарицати" в свою очередь произошло от "рицати" - говорить, а это слово образовалось от древнеславянского слова "речи". Вспомните, очень часто в старых свитках встречается фраза "я реку", т.е. "я говорю". Нарицательные имена существительные - это обобщенные названия однородных предметов. Например, ученик, учитель, привидение, сущность, цветок, дерево и т.п.

Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее", а также "особенность, лицо". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. У каждого ученика в ХС есть имя-ник, по которому его можно отличить от другого ученика.

Думаю, все знают, чем отличаются нарицательные существительные от собственных.
- Собственные пишутся с большой буквы, - послышалось с последней парты.
- Правильно, ну, это еще не все. В нарицательном имени существительном заключено лексическое значение слова, а вот в собственном его нет. Когда мы говорим слово "ученик", то сразу понимаем, что имеется в виду. А если произнести отдельно какой-нибудь ник, например, (Чжоули мельком глянула на журнал успеваемости Хога) Полосатик, то совсем непонятно, о чем идет речь.

Иногда нарицательные существительные становятся собственными, а иногда наоборот. И в зависимости от того, как их написать, меняется и смысл сказанного. Получается каламбур, такая игра слов.
Например, "Старый (ф,Ф)ренч отлично выглядел." Френч (с маленькой буквы) - военная куртка в талию, с четырьмя большими карманами на груди и на боках и хлястиком сзади. Носил такую куртку Джон Дентон Френч, командовавший в первую мировую войну английскими экспедиционными войсками во Франции.

Говорить на эту тему можно много, но лучше сразу перейдем к домашнему заданию, в котором вы попробуете еще раз, уже самостоятельно, разобраться в теме лекции.

Домашнее задание:

1. Собственные существительные - это не только имена, отчества, фамилии, но и ... А что еще относится к именам собственным - скажете вы сами. Нужны ли собственные существительные магам? Или они могут обойтись одними нарицательными? (0-2 балла)

2. Как вы думаете, каких существительных больше: нарицательных или собственных? Почему? И какое существительное (собственное или нарицательное) нужно использовать в заклинании, чтобы оно было более эффективным? А может и разницы особой нет? (0-2 балла)

3. Приведите примеры собственных существительных, которые со временем перешли в нарицательные, а также нарицательных, которые дали жизнь именам собственным. Попробуйте составить предложения, в которых эти существительные можно использовать в обоих значениях (как в примере на уроке). Как вы думаете, какой процесс происходит чаще: нарицательные->собственные или наоборот? (просто поразмышляйте)(0-4 балла)

4. Найдите загадки, в которых употребляются имена собственные. Подумайте, какую роль они выполняют там.
(Небольшая подсказка: почему в одних загадках используются женские имена, а в других - мужские?) (0-2 балла)

Ух, хотела еще дать задание, но вроде и так уже много, поэтому, как я и обещала в начале лекции, тема для докладов по этому уроку:

Пока буду принимать рассказы о происхождении фамилий известных людей. Чтобы вы в своих докладах не повторялись, согласовывайте это со мной на форуме для консультаций. Сами смотрите по объему найденного материала, сколько фамилий вы сдадите мне в качестве одного доклада (объем не менее 1 листа Ворд, шрифт 12). Желательно по данной фамилии собрать всю информацию, а не просто предоставить мне копию какого-то сайта.

Ну, вот, наконец на сегодня все. А теперь бегите на следующий урок))

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона