Здравствуйте, дорогие мои! Рада вновь видеть вас всех на своем уроке!))
Сегодня и еще несколько уроков мы посвятим проникновению в некоторые тайны частей речи. Думаю, вы знаете, что это такое...часть речи...
Так вот, какая же часть речи самая распространенная?
- Существительное!! - крикнул кто-то с задней парты.
- Нет, прилагательное! - возразила ему ученица у окна. - К каждому существительному сколько можно подобрать прилагательных?! Без прилагательных мир тусклый и скучный. Кто захочет в таком мире жить?
- Ничего подобно, это глагол! - сказал студент в зеленой мантии. - Весь мир находится в движении, и без глагола нельзя сказать, что было в прошлом, что происходит сейчас и что будет в будущем. Без него нельзя описать свои действия, а их, этих действий, иногда бывает, ой, как много. Без него нельзя ни приказать, ни попросить...
- Ну, хорошо, хорошо, - профессор попыталась примирить спорящих учеников. - Подумайте еще немного и напишите об этом в домашней работе.
Вопрос 1. Какая же часть речи, по-Вашему мнению, самая важная? И попробуйте это доказать, написав маленький рассказ-зарисовку, состоящий из слов только этой части речи (если она самая важная, то рассказ должен получиться)) (0-3 балла)
А сегодня мы поговорим об имени существительном. Термин "существительное" - это перевод с латинского substantivus, что означает "субстанция, сущность". Сущее - это имеющееся в действительности, существующее, настоящее, подлинное, истинное. Вот такое значение наши далекие предки вкладывали в слова, называя все, что видели вокруг. А называли они не только конкретные предметы, но и события, признаки, действия.
- Как это именем существительным можно назвать признаки и действия? Для этого ведь служат прилагательные и глаголы! - раздался чей-то голос.
- Да, и тем не менее, существует множество существительных, которые обозначают именно признаки и действия. А вот и второй вопрос для домашнего задания:
Вопрос 2. Приведите примеры существительных, которые называют признаки и действия. (0-1 балл)
А теперь...Профессор взмахнула палочкой, и часть стены превратилась в маговизор. Ученики увидели опушку леса в жаркий летний день, а с экрана на них смотрел седой старец.
- Здравствуй, Акакий! Давно не виделись. Как погода? - спросила профессор старца.
- Да поманеньку. Солнце-жар покоя не дает. Жарко...
Старец утер рукавом лоб и вздохнул.
- А у нас мороз-лютень пожаловал, - покачала головой в ответ Чжоули.
Потом спросила:
- Что нового у вас там происходит?
- Да нового-то ничего особенного. Только наступает на нас тьма-тьмущая, враг рать-силу на нас ведет.
- Ого! - воскликнула профессор.
- Да это ничего, - успокоил старец профессора. - Как всегда камень-стена нас защитит, дружину князь тоже уж собрал.
- Значит, не страшна вам вражина темная. Ну, если понадоблюсь - так пришли весточку.
- И пришлю с птицей-соколом, - улыбнулся старец.
На этом экран погас и старец исчез.
Обратили внимание, - спросила Чжоули у класса, - какие слова произносил Акакий? Камень-стена, рать-сила, солнце-жар...Такие вот слова были очень распространены в древности, а вот привычных нам прилагательных почти не было...По крайней мере, история умалчивает о том, когда появились первые прилагательные.
Из всего этого можно сделать вывод, что слова-существительные были первыми в лексионе наших предков. Люди не сразу научились выделять свойства предметов: для этого требуется достаточно высокий уровень мышления... Поэтому первоначально для говорящего названия свойств раскрывались через предметы, которые заключали в себе эти свойства. Свойство твердого выражалось сначала так же, как "камень", красного - как "кровь", голубого - как "небо"... Поэтому и были такие вот слова в древнерусском языке: зелень-трава, камень-стена, рать-сила и другие. Такие слова и сейчас встречаются в языке, только вот маги их употребляют чаще, чем магглы. Маги их используют, например, для названия магических предметов. У магглов такие слова сохранились только в народном фольклоре. Порядок слов-предметов и слов-признаков в таких словах может быть разный. В приведенных примерах слово-признак стоит на первом месте, а чаще оно бывает на втором, особенно в тех словах, которые употребляют маги сейчас.
Вопрос 3. Приведите примеры таких слов. Разберите, какая часть у них отвечает за существительное, а какая - за прилагательное. Попробуйте составить с ними небольшой рассказ. Почему такие слова сохранились у магглов лишь в народном фольклоре? (0-3 балла)
Уже звонок? Ну, что ж, урок закончился, и напоследок запишите еще один вопрос:
Вопрос 4. Найдите слова, родственные слову "существительное", и дайте их значение (надеюсь, что такое родственные слова, вы знаете). На основе этого попробуйте порассуждать, что же это такое вообще "имя существительное" (ваша точка зрения). (0-3 балла)
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной
Карта сайта (с) Чжоули
Последние изменения:
27.12.2020