ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:
одушевлённые - неодушевлённые


Здравствуйте, уважаемые ученики Аргемоны! Рада вас всех видеть!

Речь сегодня пойдёт о категории, незнание которой, казалось бы, не мешает правильному написанию слов русского языка, составлению предложений. Однако мы остановимся и на ней, потому как и тут есть своя особенность, свои загадки и своя магия.

Итак, все нарицательные имена существительные являются либо одушевлёнными, либо неодушевлёнными. Причина, основание для такого деления заключается в следующем. У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа того же числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, то есть форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа.

В значительной степени понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" совпадают с бытовыми представлениями о живом и неживом. При этом, под живым предметом, по-видимому, понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, к самостоятельным действиям. Так, названия птиц, животных, рыб, насекомых, мифологических существ (русалка, кентавр) грамматика русского языка относит к одушевлённым; названия предметов, явлений, процессов, событий - к неодушевлённым.

Исключения, как обычно, есть, но их немного. Это:
1) названия шахматных и карточных фигур;
2) существительные "мертвец", "покойник";
3) названия кукол (петрушка, марионетка) и слово "кукла";
4) слова, называющие совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т.п.

Задание 1. Я не сказала, к какой категории относятся исключения. Установите это и докажите там, где это возможно доказать грамматически, а по поводу остальных слов сделайте соответствующий вывод.

Существительные "амёба", "бактерия", "бацилла", "зародыш", "личинка", "эмбрион" имеют две формы винительного падежа. В общелитературном употреблении это неодушевлённые существительные.

Сделаем экскурс в историю. В XI веке не было такой разницы между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Винительный падеж всегда совпадал с именительным. Тогда, например, говорили: "Выпусти ты свой муж, а я свой" (своего воина, а я своего), "Повеле оседлати конь" (оседлать коня).
Постепенно у некоторых слов винительный падеж начинает совпадать с родительным. Однако старые формы сохраняются еще долго. Даже у писателей 18-19 веков можно встретить винительный падеж, сходный с именительным. Вот у Пушкина в "Сказке о золотом петушке":

Медлить нечего: "Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!"

Известна русская загадка: "Кто таков Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь".
Или в "Военных записках" героя войны 1812 года Дениса Давыдова: "... сел на конь и уехал; Мы вскочили на конь " (это выражение жило очень долго)

Процесс замены был длительным. Не все слова одинаково легко и одновременно поддались изменению. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: "Поищем себе князя" (вместо старого князь).
Потом категория одушевлённости проникает во множественное число. Однако сначала она действовала лишь для слов мужского рода, обозначавших лиц, потому как в единственном числе эта разница уже была стёрта (винительный падеж имел форму родительного).
А XVI веке категория одушевлённости укрепилась во множественном числе и для слов женского рода, обозначающих лиц, у которых формы винительного и именительного падежей не различались.
К XVII веку категория одушевлённости охватила слова, обозначающие и другие живые существа.

Однако некоторые слова до сих пор сохраняют "привычки старины".

Задание 2. Вам надо поискать такие выражения, которые сохранили привычки старины. В качестве помощи даю стихотворение Маяковского "Кем быть?" Выпишите оттуда все выражения, сохранившие для одушевленных существительных именительный падеж в качестве винительного.
А теперь вам надо вспомнить устойчивые выражения, которые употребляются сейчас, имеющие тот же принцип образования.
И да. Назовите отгадку к загадке про Ивана Пятакова. Имейте в виду, что загадка старинная, поэтому и отгадка из быта того времени, хотя и сейчас это кое-где сохранилось.


За всё время, пока похожий урок проходил в Хогвартсе Сириуса, ни один из учеников не смог привести таких устойчивых выражений, сохранивших остатки старины, которые активно используются сейчас. Поэтому я всё же дам подсказку в виде начала словосочетаний:
пошел в ...
вышел в ...
взял в ...
выбран в ...
записался в ...

Задание 3. Исправьте ошибки в следующих предложениях:
В булочных пекли жаворонки с подгоревшими изюмными глазами (Катаев).
Я сдал в утиль все свои старые куклы (Катаев).
Вы купили "Москвича". "Москвича" нужно было где-то поставить (из газеты).
Это автозавод, который делает вездеходы - любимцы и баловни наших поселков (из газеты).
Там, где в июне, в июле, в августе собираешь крепеньких маслят, там в сентябре и октябре ищи ядрёных, как молодая морковь, рыжиков (Солоухин).
Вешенки по своему внешнему виду и вкусу напоминают опят (из газеты).
Обоснуйте.


А теперь давайте обратимся к следующим строкам:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Задание 4. Установите автора этих строк. Найдите подобные обращения у этого же автора или у других. Трёх примеров достаточно. Какими словами выражены в этих строках обращения? Как называется такой приём в литературе? Расскажите, что даёт использование этого приёма в языке.

А теперь поговорим о сравнении. Это одно из самых распространенных средств изобразительности в речи. Видов сравнений есть много, но сегодня мы остановимся на том, которое выражается именем существительным при помощи союзов "как", "словно", "подобно", "будто", "как будто", "точно", "что", "чем", "нежели". И даже, в основном, будем рассматривать сравнения с союзом "как", потому что в постановке знаков препинания в этом случае путаются практически все.

Задание 5. Для чего используется сравнение? Какую магию оно несёт в речи?

А теперь правила постановки запятых при сравнительных оборотах.

Запятая ставится, если:

1) сравнительный оборот обозначает уподобление и не содержит никаких других оттенков:

И подлинно, как жар, червонец заиграл.
Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как деготь, и зелёную.


2) сравнительному обороту предшествуют слова "так", "такой" и т.п.

3) это оборот "не(ни) кто иной, как", "не (ни) что иное, как".

Запятая перед "как" НЕ ставится, если:

1) сравнительный оборот можно заменить существительным в творительном падеже или наречием:

Как дым рассеялись мечты (мечты рассеялись дымом).
Как демон коварна и зла (коварна демонически).


2)основное значение оборота - приравнивание или отождествление:

Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам неизвестной. (смотреть на меня, считая пациентом)

3) оборот образует именную часть сказуемого или тесно связан по смыслу со сказуемым:

Одни как изумруд, другие как коралл.
Совсем как сумасшедший стал.
Отец и мать ей как чужие.
Она сама ходила как дикая.
Брызги и волны были как чужие.


4) оборот имеет характер устойчивого выражения:

Всё шло как по маслу; льёт как из ведра; летит как стрела; побледнел как смерть; упал как подкошенный; мечется как угорелый; вертится как белка в колесе; улыбнулся как ни в чём не бывало; холодный как лёд; здоров как бык; крепок как дуб; свеж как огурчик; сделать как следует; отвечать как попало...

Разбойник мужика как липку ободрал.


5) сравнительному обороту предшествует отрицательная частица "не":

Поступил не как друг.

Это такая морока со сравнительными оборотами, начинающимися на "как". А вот сравнительные обороты, начинающиеся словами "словно", "будто", "как будто", "точно", "что", "чем", "нежели", всегда выделяются запятыми.

На этом всё. Ну, я думаю, что надо бы задать еще одно задание на сравнительные обороты с союзом "как".

Задание 6-а. Найдите в литературе или придумайте сами по одному примеру сравнительного оборота на все случаи, данные в лекции.

Это задание можно заменить следующим:

Задание 6-б. Вставьте пропущенные знаки препинания в следующих предложениях и объясните их постановку или нет.

1) Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он.
2) И грусть на дне старинной раны зашевелилася как змей.
3) Под ним Казбек как грань алмаза снегами вечными сиял.
4) Ночь приближалась и росла как грозовая туча.
5) Как прославленного брата реки знают тихий Дон.
6) Он оглядывался на все стороны как зверёк пойманный детьми.
7) И кудри их белы как утренний снег над славной главою кургана.
8) Я буду откровенна с вами как мать.
9) Костёр перед ним расцвёл как большой красно-жёлтый цветок.
10) У Никиты глаза девичьи большие и синие как его рубаха.
11) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества как холерная микроба.
12) Он такой же человек как и все.
13) Все явления природы суть не что иное как частные и особенные проявления общего.


Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона