МАГИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Кто не знает, меня зовут Чжоули, и я веду в Аргемоне Магию языка.

Бродила я тут на днях в своём Заповеднике слов и наткнулась на сказочные ворота.

Сказочные ворота

Никогда не знаешь, на что ещё можно наткнуться в этом Заповеднике: так там много всего. Перед воротами любезный кот в сапогах раскланялся передо мной. Приглашал войти. Ну как тут отказать? Конечно, я не отказалась и с любопытством заглянула за ворота. А там оказалось сказочное царство-государство. Правит всемогущий царь Синтаксис. Он следит за порядком в своём государстве, а помогает ему царица Пунктуация: то кого-то за заслуги старается выделить, то одного от другого отделить и использует для этого разные знаки.

Однако, с царём и царицей я не успела познакомиться, потому что по дороге встретилась мне приятная девочка, которая оказалась царевной. А звали её Словосочетание. Вот с ней мы и разговорились. Для начала она поинтересовалась моими впечатлениями от входных ворот в царство и стража перед ними. Я было начала, но тут же меня прервали. Оказывается, царевна любит, когда описывают словосочетаниями. Это и понятно. Я, конечно, справилась и с таким заданием, а вам придётся показать своё умение в домашней работе.

И сейчас мы как раз и поговорим подробно о словосочетаниях. Не всякий набор слов является словосочетанием, а набор слов, связанных между собой определённым видом магии. И таких видов магии три.

Однако сначала я хочу познакомить вас с четырьмя великими магами-лингвистами, которые как раз и занимались изучением этой (и не только этой) магии. Мне было интересно узнать, что они думают вообще о словосочетании. Думаю, вам тоже это будет интересно.

Алексей Александрович Шахматов (1864–1920)

Алексей Матвеевич Пешковский (1878–1933)
В кабинете, где проходила лекция, внезапно появились четыре магофотографии уважаемых людей. А так как эти фотографии были магические, то естественно, что люди на них заговорили. Причём они говорили, не перебивая друг друга и уважительно прислушиваясь к тому, что сказал коллега.

Первым высказался Алексей Александрович Шахматов (1864–1920):
Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних этих слов от других.

Алексей Матвеевич Пешковский (1878–1933) был краток:
Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединённых в речи и в мысли.

Зато Виктор Владимирович Виноградов (1895–1969) выговорился и за себя, и за предыдущего оратора:
Словосочетанием называется грамматическое единство, состоящее не менее чем из двух ПОЛНОЗНАЧНЫХ СЛОВ, являющееся строительным материалом для предложения. Словосочетание, в отличие от предложения, не является цельной единицей языкового общения и сообщения.
Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему средств сообщения. Но оно относится так же, как и СЛОВО, к области "номинативных" средств языка, средств обозначения. Оно так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности.


Завершил всё Фортунатов Филипп Федорович (1848–1914):
Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного ПОЛНОГО СЛОВА (не ЧАСТИЦЫ) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения или выражение его части… В тех случаях, когда словосочетание является полным предложением в речи, отношение одного предмета мысли к другому открывается в психологическом суждении, выражающемся в этом словосочетании, как в полном предложении.
Виктор Владимирович Виноградов (1895–1969)

Фортунатов Филипп Федорович (1848–1914)


Чжоули поблагодарила магов-лингвистов, и портреты благополучно тут же растворились в воздухе.

- Для чего я пригласила этих уважаемых людей? По поводу словосочетаний постоянно идут споры. Называть ли "словосочетанием" два полнозначных слова, находящихся только в магии подчинения, или можно признать, что слова, связанные сочинительной магией, тоже образуют сочетание?
Магия подчинения говорит сама за себя: значит, в этом "дуэте" слова не равноправные, одно - главное, второе - зависимое.
А вот сочинительная магия, наоборот, связывает два равноправных слова.

Давайте сначала рассмотрим, какие бывают виды магии подчинения.

1. Магия согласования.

Эта магия требует, чтобы зависимое слово согласовывалось с главным в роде, числе, падеже. Как только главному слову захотелось изменить свою форму, зависимое, подчиняясь магии согласования, не отстаёт и тут же тоже меняет свою форму.
Например, словосочетание "зимний день". Конечно, главное тут слово "день". Оно определяет для слова "зимний" магию согласования при помощи заклинания "какой?". День какой? Зимний.
Хочется слову "день" чуть измениться и стать "днём" - и тут же меняется заклинание и становится "каким?" Подчиняясь этому заклинанию, слово "зимний" тут же преобразуется в "зимним". И получается - зимним днём.

2. Магия управления.

Понятно, что главное слово управляет зависимым, то есть требует при себе зависимое слово в определённой форме. Причём, если вдруг главное слово захочет измениться, зависимое слово меняться не должно, оно подчиняется всё тому же заклинанию управления.
Рассмотрим то же слово "день" в словосочетании "день недели". Заклинание, которым слово "день" привязало к себе слово "неделя", выглядит так: чего? И "неделя" послушно изменилась, приняв форму родительного падежа.
"День" начнёт меняться, а "неделе" меняться нельзя. Днём (чего?) недели, дню (чего?) недели, о дне (чего?) недели. Заклинание управления "чего?" очень чётко следит за этой связью.

3. Магия примыкания.

Наиболее лёгкая, на мой взгляд, для слов магия, при которой главное слово не требует изменения зависимого. Просто одно слово примыкает к другому в своей начальной форме. Чаще примыкающими словами являются наречия, деепричастия, сравнительная степень прилагательного, притяжательные местоимения 3-го лица. Однако заклинание связи всё же есть. Это не два отдельных слова, а в сочетании одно зависит от другого.
Наше любимое слово "день", используя магию примыкания, образует вот такое словосочетание - её (его) день. Заклинание примыкания имеет вид - чей?
Опять же, тут главное слово может меняться, но не требует этого от зависимого, хотя заклинание-вопрос меняется: её дню (чьему?), её днём (чьим?)...

А теперь вспомним про подлежащее и сказуемое. Думаю, начальные сведения об этих членах предложения есть у всех и все знают, что сказуемое зависит от подлежащего.
"Наступил день". День (что сделал?) наступил. Заклинание "что сделал?" регулирует форму слова "наступить" при слове "день". Нельзя сказать: день наступать, день наступила, день наступило, день наступают, день будут наступать. Это всё неправильные сочетания. Зато можно сказать: день наступает, день будет наступать. Но словосочетанием такую конструкцию не называют. Главные члены предложения не могут быть словосочетанием, они образуют сразу предложение, а предложение - это уже более серьёзная языковая структура.

Ну и у нас остались для рассмотрения сочетания слов вида: день и ночь, красное или чёрное и другие подобные. Видно, что тут слова связаны сочинительной магией, которая выражается сочинительным союзом. И оба слова равноправны в таком сочетании. Кто-то называет такие сочетания "сочинительными словосочетаниями", кто-то не считает такие конструкции словосочетаниями, убеждая, что в словосочетании слова должны быть связаны только подчинительной магией.
Я тоже придерживаюсь последнего мнения. Отдельные слова словосочетаний в предложении играют разную роль: кто подлежащее, кто определение, кто обстоятельство. Надеюсь, вы помните все эти роли слов в предложении? Ну хоть чуть-чуть? Если помните не очень, то мы и с ними подробнее познакомимся позже. Но вернёмся к сочинительным словосочетаниям. Так вот, слова из них играют одинаковую роль в предложении, являясь одним и тем же членом предложения. Так какое же это словосочетание? Сочетание слов - да, но не словосочетание.

Сейчас я дам несколько вопросов домашнего задания, и мы продолжим урок.

Задание 1. Опишите ворота и кота в сапогах с помощью словосочетаний. Постарайтесь использовать все виды магии подчинения. В каждом словосочетании укажите главное слово, зависимое и заклинание связи. Можете привести примеры и сочинительных словосочетаний.
Задание 2. Какое определение словосочетания из услышанных на уроке вам ближе? Почему?

Ах, да, за разговором о словосочетаниях я забыла вам рассказать, о чём мы ещё говорили с царевной. Она мне подарила зелёный карандаш и зелёный лист от какого-то неизвестного мне дерева. Я какое-то время думала, что за скрытый смысл в подарке, но тут царевна потащила меня на полянку, где на проводах сушились... облака!
Пока я с изумлением разглядывала это чудо, царевна рассказала смешной стишок:
Сушеные облака. Сушёные облака Сушеные облака. Сушёные облака
Сняли с неба облака
И повесили сушить.
Да-да-да, на провода
Их повесили сушить.

Утром высохла вода
И остались провода,
Облака куда-то дели...
Мы во все глаза глядели!

И никто ещё не видывал
Сушёных облаков.
Это я сейчас их выдумал
Специально для стихов.


Впрочем, куда делись сушёные облака, я догадалась. Но вот что интересно. Ведь "сушёных облаков не бывает" - скажет маггл. А маг пожмёт плечами и возразит: "Ещё и не такое бывает!" Значит, для магглов такое словосочетание абсурдно и употребляется лишь для того, чтобы привлечь внимание других. А вот маг, услышав такое сочетание, задумается... А впрочем, вы расскажете мне об этом в домашнем задании.

Задание 3. Так о чём же задумается маг, услышав необычное словосочетание? Приведите свои примеры таких словосочетаний.
Задание 4. Зелёный карандаш и зелёный лист. Одинаковый ли признак "зелёный" в этих словосочетаниях?
Задание 5. А теперь разберите, что является словосочетанием, а что - нет. Около словосочетаний напишите, какой магией связаны слова, где главное, а где зависимое и какое заклинание связи.
мама и папа
накануне праздника
двадцать пять
убежавшая кошка
каждый человек
или брат, или я
потерянные ключи
очень трудный
вокруг леса
мама с папой
три товарища
самый хороший
удар наотмашь
будет жить
тихой ночью
кроме меня
не только брат, но и отец
говорить с трудом

Вот теперь всё. Надеюсь, вам было нескучно на уроке. Мне было очень интересно вам читать эту лекцию. Надеюсь, что мы встретимся с вами на следующем уроке, где познакомимся... А впрочем, пусть это останется секретом.
Все вопросы задавайте в КЦ.
Разбалловку вопросов не делаю. Возможно, кто-то больше, чем я думаю, скажет по одному вопросу, но меньше по другому, а другой - наоборот. Помните, что в целом работа должна выглядеть на 10 баллов. Все прошли ПО, и там говорилось, какая работа достойна называться качественной работой.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона