СИГНАЛЫ И ЗНАКИ


Язык деревьев… Язык трав… Язык облаков и леса, язык гор и воды... Но существует ли на самом деле этот язык природы? Разговаривают ли с нами деревья и травы, леса и облака?
Древний человек без колебаний бы ответил: "Да!" Природа разговаривает с человеком, предупреждает или грозит, пугает или поощряет. Солнце дружески подмигивает из-за туч, посылая луч света. Гром грозно окрикивает непослушного воле богов... Все явления природы, все события в мире, по мнению древнего человека, были "языком богов".
Впрочем, если под разговором понимать всякую передачу информации, то можно считать, что природа может говорить. Гнущиеся ветви деревьев сообщают нам о сильном ветре, темные тучи - о надвигающейся грозе. Конечно, этот "естественный" язык природы отличается от разговора, от обмена информацией между людьми. И не только между людьми, но и между животными: их сигнальные крики всегда имеют адресата, они направляются кому-то. Природа же ни к кому не обращается - тучи отнюдь не собираются предупреждать нас о грозе, деревья - о ветре. Природа информирует, а "не ведет беседы".
Все разнообразнейшие предметы и явления окружающего нас мира несут нам информацию. Материальный носитель информации называется сигналом. Это могут быть импульсы тока, буквы книги, рисунки на стенах в пещерах первобытного человека, фотографии в газетах, биотоки мозга и многое другое. Разновидностью сигналов являются знаки. Их отличие от остальных сигналов в том, что они условны. Дым лесного пожара является сигналом. Он несет информацию о том, что существует костер, хотя мы его и не видим. Но дым костра становится знаком, если мы договорились с кем-то, что он будет означать "все благополучно", или "тревога", или "я здесь".

Существует три вида сигналов.

Первый – это сигналы-индексы. Их еще называют «естественными знаками» и вот почему: о них не договаривались заранее, не было предварительного соглашения о том, что будет значить тот или иной знак. Олень чует запах тигра. Этот запах для него сигнал того, что тигр где-то близко, совсем рядом, хотя олень его и не видит. Звон стекла говорит нам о том, что окно разбито, хотя мы и не видели разбитого окна, а лишь услышали звон стекла. «Нет дыма без огня» - говорит мудрая пословица. Дым является естественным знаком огня. Смотря из дома на прохожих, которые кутаются в свои пальто, мы узнаем, что на улице холод. Это тоже естественный знак, знак-индекс. Всю информацию от явлений природы, от животных мы получаем с помощью этих знаков. Впрочем, не всю.

Возьмем, к примеру, следы зверей. Что это? Сигналы-индексы? Вроде бы, да. Мы не договаривались с волком или зайцем, что его следы будут обозначать, что здесь прошел волк или заяц. Это сигналы естественного происхождения. Но у них есть одна характерная особенность. Они похожи на то, что обозначают: заячий след – на заячью лапу, волчий – на волчью. Эти сигналы имеют и значение (смысл) и внешнюю форму. Их называют сигналами-копиями или сигналами-образами. Примерами сигналов-копий служат также фотографии, слепки, оттиски, отпечатки.

Третий вид сигналов – сигналы общения или условные знаки. Их-то и называют знаками (в узком смысле слова).
Сигнал «!» не имеет ничего общего с понятием «Опасность!», и, тем не менее, мы понимаем его, как знак опасности или знак важности чего-то. Условные знаки есть и у животных. Крик гамадрила «ак-ак-ак» - сигнал тревоги. Услышав его, все стадо настораживается. Резкий короткий сигнал «ак» обращает все стадо в бегство. Всякий знак состоит из означаемого и означающего. У всякого знака есть отправитель и получатель.
Но о знаках подробнее мы поговорим на следующем уроке.

А теперь домашнее задание:

1. Приведите примеры разных сигналов (сигналов-индексов, сигналов-образов). Опишите случаи, когда они просто сигналы (первых двух видов), а когда они являются знаками (сигналами общения), и докажите это. (не меньше трех примеров) (0-3 балла)

2. Сигналы-индексы и сигналы-копии помогают человеку ориентироваться в окружающем его мире. Напишите рассказ (можно из жизни в магическом мире) о том, как Вам помогло знание этих сигналов. (0-4 балла)

3. Попробуйте порассуждать, зачем магу нужны знания языка (спрашивается о языке в широком смысле этого слова, в том числе и о языке в обычном нашем понимании, языке, на котором мы говорим, пишем, читаем) (0-3 балла)




Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона