ПРАКТИКА 6. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Здравствуйте, дорогие ученики!
Чжоули с улыбкой оглядела класс.
— Ну что ж, осень на дворе — значит пора заняться самым осенним делом.
Пожалуй, не будем тянуть, а сразу начнём. Сегодня у нас будет не обычная практика, а в теплице. Спасибо профессору Травянице за предоставленное в теплице место для наших с вами экспериментов. И хоть теплица уже давно закрыта, этот закуток по-прежнему открыт.
Чжоули оглядела недоумённые лица учеников:
— Удивляетесь, что нам делать на уроке магии языка в теплице? А будем выращивать растения. Необыкновенные растения, которые выращиваются только осенью. Мы же с вами находимся в магической школе, а здесь чего только невозможного нет. Так, вот тут находится посадочный материал, — профессор указала на огромный мешок. — А вот здесь, — на небольшие мешочки, — прививочный. Давайте не будем тянуть и поспешим в теплицу, а там, на месте, я всё расскажу и покажу.
Чжоули проследила, чтобы ничего не забыли, и все отправились в теплицу профессора Травяницы.
— Вот, проходите осторожно сюда, налево. Здесь нам выделен участок для наших экспериментов. От вас зависит, останутся ли эти растения в теплице или их придётся с корнем выкорчёвывать. Начнём.
Профессор раскрыла большой мешок и, немного порывшись в нём, вытащила семечко. Посадила его в землю и, прошептав заклинание, сотворила небольшой фонтан воды из палочки. Спустя мгновение из земли показался росток и на глазах у изумлённых учеников начал быстро расти. Вот он уже достиг высоты полметра, как вдруг раскрылся светло-жёлтым бутоном-глазком.
Приглядевшись, все увидели внутри глазка надпись — «свет».
— Ага, я подозревала, что глазок получится жёлтым, — обрадовалась Чжоули. — Буква «е» мне кажется окрашенной именно так. Ну вот — начало положено. Думаю, все уже догадались, что находится в большом мешке. Слова-корни — именно такие слова, которые состоят из одного корня, возможно с окончанием. Вот, например, «ноша». Изменение окончания к новому слову не приводит, просто получается другая форма слова. Надеюсь, все это помнят.
А вот в двух других мешках находятся приставки и суффиксы. Ведь именно они нужны нам для образования новых слов. Вспомните известное правило из маггловского курса русского языка: приставка — это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. То же самое говорится и про суффикс, который стоит после корня. Вот мы и будем прививать приставки и суффиксы, отдельно или вместе, чтобы вырастить новые лепестки будущего цветка.
Но внимание: всё надо делать строго последовательно, иначе прививка не приживётся и лепестки (или что там у вас ещё будет) просто отвалятся. А теперь смотрите внимательно.
Чжоули вытащила из мешка с суффиксами «а» и «и». Присоединила их к глазку в разных местах. Секунда — и перед всеми красовались уже два лепестка: «светить» и «светать».
— Ну, вот, — удовлетворённо потёрла руками профессор, — суффикс «а», соединившись с глазком «свет», дал нам лепесток «светать», а суффикс «и» — «светить».
свет + а -> светать
свет + и -> светить
«ть» у глаголов считается окончанием неопределённой формы или просто признаком её. Филологи так ещё точно и не договорились на этот счёт, поэтому будем считать окончанием. Попробуем сейчас вырастить новые лепестки, прививая суффиксы и приставки к лепестку «светать» и к новым получившимся.
рас + светать -> рассветать
— Обратите внимание, новые лепестки можно вырастить, и отсекая кусочек от уже имеющегося, — проговорила Чжоули, отсекая палочкой суффикс «а» от лепестка «рассветать» и наблюдая, как растёт лепесток «рассвет». — Такой способ называется бессуффиксальным и обычно используется для получения из глаголов существительных, обозначающих действие. Вот как в этом случае: лепесток «рассвет» не может получиться прививанием приставки «рас» к слову «свет».
рассветать - а -> рассвет
рассвет + н -> рассветный
— А вот лепесток «просвет» можно так получить, — продолжала профессор, доставая из мешка приставку «про» и прикладывая её к глазку. Мгновение — и от глазка вытянулся третий лепесток «просвет».
про + свет -> просвет
— Я думаю, что лепесток «просветить» можно вырастить из этого, а не из лепестка «светить». Всё-таки слова, которые получаются, ближе по значению к слову «просвет», а не к слову «светить» как таковому.
И профессор быстро вырастила целую цепочку лепестков:
просвет + и -> просветить + тель -> просветитель + ств -> просветительство
просветитель + ск -> просветительский
— А вот с лепестком «светить» придётся провозиться намного больше. Очень перспективный лепесток в смысле образования новых. Ну, продолжим.
И Чжоули привычным движением быстро стала растить свой необычный цветок дальше, ученики только успевали следить за ней.
Сначала профессор пользовалась только суффиксами:
светить + ся -> светиться + ящ -> светящийся
светить + ящ -> светящий
светить + им -> светимый + ость -> светимость
светить + л -> светило (глагол, существительное)
светить + льник -> светильник
Обратите внимание, что есть 2 слова "светило". Одно — это глагол прошедшего времени, а второе — существительное среднего рода, но они оба образуются с помощью суффикса -л-.
Потом она взялась прививать к лепестку «светить» приставки, и от этого лепестка выросло ещё несколько цепочек лепестков:
о + светить -> осветить + тель -> осветитель
за + светить -> засветить + ся -> засветиться
под + светить -> подсветить - и -> подсвет + к -> подсветка
подсветить + енн -> подсвеченный
И, наконец, Чжоули стала делать двойную прививку, используя сразу приставку с суффиксом, — и от глазка вытянулись ещё три лепестка:
под + свет + ива -> подсвечивать + ни -> подсвечивание
от + свет + ива -> отсвечивать + ни -> отсвечивание
о + свет + а -> освещать
Затем к последнему лепестку прирастила ещё два:
освещать + ённ -> освещённый + ость -> освещённость
Профессор внимательно посмотрела на последнюю выращенную цепочку лепестков и сразу заметила, что последние два лепестка безжизненно повисли и вот-вот отвалятся.
— Ну, конечно, же. Я сделала неправильно. Буква «щ» сбила с толку, а она лишь чередуется в корне с буквой «т». Суффикс «енн» можно прививать к глаголам 2-го спряжения, а «освещать» — глагол 1-го спряжения.
И профессор быстро переделала:
осветить + ённ -> освещённый + ость -> освещённость
— Пожалуй, хватит, — профессор убрала палочку и внимательно посмотрела на результат своей работы. — Конечно, можно было ещё растить, но я уже показала вам все возможные способы получения новых слов-лепестков. Да и вполне достаточно того, что я тут нарастила, чтобы цветок проявил свои свойства.
Чжоули и все ученики внимательно осматривали странный цветок.
— Вроде и на ромашку похож, но цепочки лепестков выглядят очень странно. Прямо мутант какой-то, — задумчиво рассуждала профессор, разглядывая выращенный цветок со всех сторон.
А, тем временем, цветок вдруг встрепенулся и засиял, засветился всеми своими лепестками. Все невольно зажмурили глаза от такого яркого света.
— Хорошо, что лиану не вырастила, — пробормотала чуть слышно Чжоули, — а то были бы в теплице круглый год белые ночи. Не думаю, что профессор Травяница очень обрадовалась бы этому. Всё хорошо в меру, и свет тоже, — и уже, обращаясь к ученикам, громче добавила: — А теперь домашнее задание:
Берите из большого мешка по семечку, ПО ОДНОМУ, и попробуйте вырастить своё растение. Что у вас будет: необычный цветок, или растение с необычными листочками, или лиана с множеством переплетающихся ветвей, или ... — это вам решать. Что задумаете перед посадкой, то и начнёт расти. Прививочного материала достаточно, хватит на всех. Про способы выращивания я вам рассказала (хоть их и больше, но мы пока будем пользоваться только этими пятью) и для удобства собрала небольшой справочный материал, необходимый для данного урока. Вы им спокойно можете пользоваться. Его вполне хватит для работы на 10 баллов.
Чередование звуков в корнях
Суффиксы разных частей речи
Приставки и их значения
А вот ещё один очень полезный пергамент — Формы образования слов. Он поможет вам выяснить точно, какие в интересующих вас словах приставки и суффиксы.
Для получения 10 баллов вам достаточно предоставить мне отчёт о работе (в котором должны обязательно присутствовать словообразовательные цепочки, описание вашей работы, название растения, его уникальные свойства — выделенное обязательно, так как очень часто именно об этом забывают, а вообще обязательны все указанные составляющие работы) и показать растение с... ну пусть будет ведьминское число... 13 лепестками, или листиками, или… Желательно, чтобы все способы образования были опробованы. Не увлекайтесь количеством, лучше обратите внимание на качество выращивания. Иначе ваше растение не окажется живучим.
Дополнительные 2 балла вы можете получить за интересные находки в процессе выращивания, за оригинальный стиль отчёта.
Кто уже на ранних курсах приходил на этот урок, может также принять участие и вырастить ещё одно растение.
Некоторые результаты такого магического растениеводства можно увидеть вот тут — Коллекция необыкновенных растений.
Если кто-то очень захочет взять семечко, из которого уже выращены растения и есть в коллекции, то можете его взять и растить что-то своё. Конечно, вы должны нарисовать своё растение и желательно, чтобы оно обладало какими-то другими замечательными свойствами, не указанными для растения в коллекции.
Желаю вам удачи, ну а мой цветок вам будет давать свет. Люмосом пользоваться не надо, если вы вдруг задержитесь в теплице до темноты. А моя сова Персефона приглядит за вами.
Профессорская сова, услышав свое имя, бесшумно слетела на плечо Чжоули. Та её ласково погладила:
— Если у учеников будут какие вопросы — вызывай меня.
Сова в ответ согласно ухнула и перелетела на забор.
При образовании новых слов вас может подстерегать опасность в виде этимологических родственников. Например, два слова: «цвет» и «цвести», от которых образуются родственные слова с корнем «цвет», но в одном случае это слова, относящиеся именно к цвету, а в другом — к процессу цветения. По сути, это два больших семейства родственных слов, но между собой никак не связанных сейчас. Возможно, они были связаны в древности. Потому и называются этимологическими родственниками.
Кстати, слово «цветок» — это само слово-корень, и его родственные слова связаны именно с цветком, как частью растения.
Вроде всё сказала и обо всём предупредила. Да, и не пытайтесь гулять по теплице. Профессор Травяница выделила для наших экспериментов вот этот уголок. Остальные места для вас закрыты специальными заклинаниями, создающими невидимые преграды. Не пытайтесь их обойти — у вас всё равно ничего не получится.
И профессор вышла из теплицы, оставив учеников одних.
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной