МИРЫ КОРНЕЙ-ОМОНИМОВ
Здравствуйте, дорогие ученики!
Данный урок был написан очень давно, и персонажи, которые в нём встречаются, жили в мире Хогвартса Сириуса. Я не стала переделывать данный урок под Аргемону. Мы просто с вами окунёмся в омут памяти. Расскажу немного о тех, кто нам встретится. Кошачье семейство: папа Силантий, мама Рыжая кошка и их сын - рыжий котёнок Гав. Мама с папой всегда выясняли свои отношения в драке. Они очень любили своего сына - котёнка Гав. Гав был очень любознательным и часто совал свой любопытный нос в разные места. Руфина - архитектор Ховартса Сириуса и квиддичного стадиона.
Ну, а теперь давайте переместимся в кабинет Магии языка того далёкого времени.
Не успела профессор произнести последние слова, как дверь с треском раскрылась, и в кабинет что-то стремительно влетело.
- Ну, вот, сколько раз давала себе обещание – дверь на время урока закрывать на запирающее заклинание, чтобы не врывался никто посреди урока, - проворчала Чжоули и направилась к двери, чтобы её закрыть, но в самый последний момент прямо ей под ноги бросился рыжий пушистый комочек.
- Гав! А ты что тут делаешь? Чуть не прищемила тебя дверью! – воскликнула профессор в недоумении.
- Профессор, прошу прощения, что ворвался к вам на урок, но тут вот Силя и Рыжая… - голос котёнка прерывался из-за быстрого бега.
- Опять твои родители чего-то не поделили?
Котёнок обречённо кивнул. Из-под последних парт доносилось шипение и рычание. Ученики повскакивали на стулья.
– Ладно, рассказывай, что случилось.
- Силя решил поиграть в квиддич в команде преподавателей. Ловцом. Не хватает у них там игроков. И на первой же тренировке ему удалось поймать снитч. Он побежал показать этот мячик Рыжей, ну, а она захотела поближе посмотреть, но Силя не дал, потому как побоялся, что Рыжая снитч упустит. Вот и завязалась у них драка.
Рыже-серый клубок из Сили и Рыжей тем временем выкатился вперёд. В этом цветном клубке ярко блестел золотой шарик и судорожно махал своими воздушными крылышками. Гав изловчился в какой-то момент и вырвал мячик из лап Сили, но снитч вырвался из коготков котёнка, потому как тот не сильно держал, боялся испортить лёгкие крылышки. Пушистый кошачий клубок вмиг распался. Силантий, Рыжая и Гав, затаив дыхание, наблюдали за блестящим мячиком, носившемся теперь по классу.
Вдруг снитч подлетел к доске – и….. доска исчезла, а перед всеми открылась широкая дорога. Недолго думая, коты бросились по ней за улетающим вдаль мячиком.
- Ай-ай! - воскликнула профессор. – Самопроизвольно открылся портал в параллельный мир, подготовленный мною для урока. Ой, что будет, если мы не догоним их! Они ведь сами не смогут выбраться оттуда, а портал временный и скоро закроется.
Чжоули бросилась в открытый проём, а следом за ней все ученики.
Пробежав спринтерский кросс метров на 100, все резко остановились, потому как прямо посреди дороги сидели трое убежавших котов и рассеянно крутили головами. Снитч куда-то исчез. Профессор быстро схватила их и передала каждого в руки учеников постарше.
- Уф! Вроде обошлось. Держите крепче, чтобы не вырвались.
Рыжая пыталась вырваться и поцарапать того, к кому она попала, но ученик был не промах.
- Ну, ладно, уж коли мы попали сюда, придётся быстро и лекцию провести.
Все огляделись. Мир, в который они попали, был необычный: по одну сторону дороги находилась голубая страна, а по другую жёлтая. По крайней мере, так всем показалось от обилия голубого и жёлтого цвета. Но когда ученики внимательно присмотрелись, то смогли разобрать, что в голубой стране суетились странные человечки, все одетые в голубое, а в стране напротив – человечки были и похожие и непохожие, но одеты были во всё желтое.
- Не беспокойтесь. Они нас не заметят. Это два совершенно разных непересекающихся мира, а мы с вами можем их наблюдать вот с этой дороги – междумирья.
- Ой, профессор! - воскликнул кто-то из учеников. – У них на одежде что-то написано. Смотрите, у тех, которые в голубом: вод, ян, к, а, ой, н, ик, ый, под и что-то ещё вон там вдали, трудно разобрать.
Тут уже все стали внимательно присматриваться.
- Да-да, - закричали другие. – У некоторых жёлтых тоже написано вод, н, ой, ик, а. Но есть и другие: про, и, ть и ещё какие-то вдали. Не разобрать!
- Кажется, я поняла, - сказала вдруг одна из учениц. – Это похоже на отдельные части слов: корни, суффиксы, приставки, окончания. А вот вод – это корень. Тогда почему живут они в разных странах, если из них можно составить однокоренные слова?
- Молодец! Верно догадалась, - похвалила ее Чжоули. – А вы думаете, что один и тот же корень имеет одно и то же значение всегда? Не всегда однокоренные слова являются родственными. Вспомните, есть слова омонимы – это слова, пишущиеся и звучащие одинаково, но обозначающие совсем разное. У таких слов и происхождение совершенно разное.
Например: брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция». Первое слово образовано от глагола брати с помощью суффикса -к (брать замуж), омонимичное ему существительное брак заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack - «недостаток» восходит к глаголу brechen - «ломать»).
Так вот. Бывают не только слова-омонимы, но и корни-омонимы. И таких корней немало. А здесь мы видим две страны, основу каждой из которых составляет корень вод, но всё же это совершенно разные страны. Смотрите внимательно!
Все вдруг заметили, что в голубой стране появилось большое озеро, откуда вынырнул водяной и плюхнулся прямо на берег. И вовремя это сделал, потому как прямо на его месте всплыла подводная лодка.
А в стране напротив её жители веселились и водили хороводы. Повсюду было развешано что-то, напоминающее провода.
Все бы смотрели ещё на преображение стран, но профессор заторопила:
- Пора! Портал сейчас закроется.
- А как же снитч? – вспомнил кто-то из учеников.
Все огляделись.
- Вон он! В жёлтой стране спрятался, чтобы не увидели.
И тут все заметили порхающий там золотистый шарик.
- Придётся его оставить здесь. Не поймаем. Мётел у нас нет, да и времени тоже. Ничего. Руфина преобразует ещё один обычный мячик в снитч. Ей не привыкать. То драконы снитчи повытаскивают из кладовой мячей, то вот случайно он в параллельный мир залетел. Но нам уже некогда. Смотрите, дверь начинает закрываться.
И, действительно, открытый через гору проход прямо в кабинет магии языка стал мутнеть.
Профессор и ученики бросились бежать. Только они успели заскочить в класс, как стена с доской восстановилась, и прямо в самый последний момент в комнату впорхнул снитч.
- А! Не захотел оставаться там? – обрадовалась Чжоули и открыла дверь в коридор.
Ученики с облегчением выпустили царапающихся Силю, Рыжую и котёнка, и те помчались в открытую дверь вслед за стремительно улетевшим снитчем.
Ученики тоже засобирались, но их остановил голос профессора.
- Это конечно хорошо, что мы всё успели, но про домашнее задание не забудьте. А оно будет такое:
1. Вам надо будет вспомнить как можно больше слов с корнем вод, относящихся к каждой из стран, которые мы видели, и попробовать описать каждую страну, используя эти слова.
Естественно, и другие слова русского языка можно использовать. Какой вам представляется каждая страна?
От 0 до 4 баллов за описание каждой страны. Итого максимально 8 баллов за это задание.
2. Очень важно не путать слова-омонимы и многозначные слова. Чем слова-омонимы отличаются от многозначных слов? Приведите примеры. (0-2 балла)
Ну, вот, теперь наш такой суматошный урок закончился. В качестве доклада к этому уроку можете описать параллельный мир, населённый другой парой корней-омонимов. А может вы найдётё даже не пару, а тройку таких корней?
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной