Ученики собрались в кабинете Магии языка. Звонок на урок давно уже прозвенел, но профессора всё еще не было. Студенты шепотом разговаривали, как вдруг раздался громкий хлопок – и профессор Чжоули появилась посреди класса.
- Приветствую вас, дорогие ученики! – улыбнулась она. – Извините, что немного задержалась. Была в одном интересном мире, куда и вам предстоит отправиться в качестве домашнего задания. Не бойтесь, - успокоила она, увидев, как сразу заволновались некоторые, - там не водятся ни зубастые мантикоры, ни огнедышащие саламандры и драконы, ни взрывастые драклы, ни когтистые грифоны. Это вообще довольно мирная страна. Вернее, в этом мире сосуществуют друг рядом с другом 5 государств, если их так можно назвать. Они живут очень дружно. В каждом государстве есть свой правитель, свои законы, по которым живут его подчиненные. Каждый правитель заботится о своих подданных и никому не разрешает их обижать. Эти государства очень разные и по площади и по численности населения. Есть довольно большие, а есть государства-малютки совсем с малым количеством обитателей. Но, тем не менее, никто не пытается друг друга покорить. Все довольствуются тем, что имеют. А вот путешественнику, попавшему туда, придется совсем туго, если он не будет знать и уважать законы этих государств. Просто так ему оттуда не выбраться. Но чтобы вам было проще, я сейчас познакомлю вас с законами, по которым живут обитатели тех государств.
Как вы, наверное, поняли, этот мир населен словами. Первое государство, где я была, очень большое. Народ там разный, но все живут по одному довольно простому правилу: БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ УДАРЕНИЕМ! Ну, вот, что может быть проще: непонятно, какую гласную надо писать в корне слова, подбери родственное слово, в котором эта гласная слышится четко. Но при этом важно не перепутать слова с одинаково звучащими корнями и действительно родственные слова. Например, попалось вам в пути слово «орошение». Ведь не обойдете его, не назвав проверочное родственное слово. А если назовете неверно – не избежать вам наказания от правителя этой страны. А правильное слово будет «рОсы» и совсем не «рОслый».
В другой стране народу поменьше будет, но там и законы позамысловатее. А заправляет всем там его величество Суффикс –А-. Правда, если запомнить, какими корнями он командует, - проблем при общении с жителями этой страны тоже не будет. А таких пар родственных корней всего ничего. Хоть они и пишутся по-разному, но имеют один и тот же смысл.
Суффикс –А- ходит всегда парой с гласной И. Если Суффикс –А- встает за корнем, то в корень он всегда ставит свою подружку И. А букве Е приходится в таком случае посторониться.
Обратите внимание, какое значение имеет последний корень: «почитать» в смысле «уважать», т.к. есть слова с таким же корнем, но с другим значением, и на них это правило не распространяется. Это не родственные слова: корень чит- в слове «читать» и ему родственных и корень -чет- в слове «сочетать», т.е. соединить, и ему родственных.
Командует Суффикс –А- не только сменой одной гласной в корне, но и заменой одной буквы двумя.
Сжать – сжимать (-а- заменяется на –им-)
Смять – сминать (-я- на –ин-)
Нанять – нанимать (-я- на –им-)
Взять – взимать (я на –им-)
Обратите внимание: всегда в корень ставится буква И.
Есть еще два корня, написанием которых командует Суффикс –А-, но тут уже буква О меняется на букву А. Здесь Суффикс –А- работает на пару с гласной А. Это корни
–лаг-
-кас-
-лож-
-кос-
полагать - положить
касаться – коснуться
Да, вот такие разные у Суффикса –А- подопечные, хотя в чем-то они и похожие.
В третьей стране живут очень хитрые корни. Гласные в них чередуются. Захочешь проверить безударную вроде бы гласную в корне, а под ударение встает другая гласная. Поэтому лучше эти корни знать, так сказать, в лицо. Тем более их всего 5:
-зар-
-плав-
-гор-
-твор-
-клон-
-зор-
-плов-
-гар-
-твар-
- клан-
В безударных положениях пишутся корни –зар-, -плав-, -гор-, -твор-, -клон-, а уж в ударном - то, что слышится. Но без исключений тут не обошлось. Это слова: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь.
Четвертая страна совсем небольшая. Там живут две пары корней (одна даже не пара, а тройка), где написанием безударной гласной в них командуют согласные, стоящие за ними. Это корни
раст-ращ-рос (не со значением рОсы, а в значениях, связанных с ростом) скак-скоч
И опять не надо забывать про исключения: скачок, скачу, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Ну, и последняя, тоже маленькая страна, где живут две пары корней, а командует ими его величество Смысл.
равн-ровн
Слова, обозначающие что-то одинаковое, равное, имеют в корне А. Наверное, от слова «равенство». Если же слово означает гладкое, прямое, то в корне пишется О.
Интересное слово «равнина». Вроде как она ровная, значит, надо писать О, но давайте вспомним, почему равнина так называется? А потому, что все точки ее находятся на одинаковом, равном, уровне над поверхностью моря. Поэтому в этом слове пишется А, а не О.
мак-мок
Пара корней мак-мок употребляются, когда кто-то или что-то становится мокрым. Если слово обозначает то, что опускают в жидкость, МАКАЮТ, то пишется А. Если же слово со значением «пропиталось жидкостью, ПРОМОКЛО», то пишется О.
Ну, вроде всё основное я рассказала об этих государствах, а теперь кто смелый – В ПУТЬ! И не забудьте отчет о путешествии мне предоставить с подробным описанием того, как вам удалось выбраться из этого мира. Попасть-то туда легко, а вот выбраться…Надо еще суметь.
Портал сейчас всем желающим предоставлю.
Чжоули взмахнула палочкой – и стопка маленьких листков пергамента закружилась в воздухе.
- Это не просто кусочки пергамента, это порталы. На каждом листке написана либо какая-то пара корней, либо слово с пропущенной гласной в корне. Стоит вам только сказать нужную пару слов на приведенные корни или назвать проверочное слово - и вы окажетесь именно в том государстве, откуда родом данный корень. Учтите, что вы не сможете выбраться из того мира, пока не пройдете все 5 стран-государств. Только тогда вам откроется портал назад. Кстати, его еще и найти надо будет, но я думаю, все знакомы с правилами путешествия в ПМ.
Ну, а теперь разбирайте порталы - и удачи вам! Ну, а если кого на следующем уроке не окажется – придется нам спасательную экспедицию снаряжать. Но я все-таки надеюсь, что все справятся с этим заданием))
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной
Карта сайта (с) Чжоули
Последние изменения:
27.12.2020