МАГИЯ СУФФИКСОВ

Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы ещё раз воспользуемся омутом памяти и посетим последнюю лекцию. Вперёд!

************************************

Чжоули с улыбкой оглядела несколько человек, которые стояли около закрытого кабинета, ожидая летнюю лекцию.

- А давайте сегодня проведем её на свежем воздухе!
Ученики явно воодушевились: сидеть в кабинете в летнюю жару никому не хотелось.
- Только надо захватить с собой ещё вот это, - показала профессор на вроде бы самый обычный мешок, стоящий у стены.
Взмах палочкой – и мешок, плавно поднявшись в воздух, медленно поплыл следом за Чжоули. И все ученики, радостно перешёптываясь, отправились за преподавателем и плывущим за ней мешком.

- А куда мы идём, профессор? – поинтересовалась по дороге девчушка-первокурсница.
- К озеру. В такой жаркий день его прохлада будет как раз кстати. А пока я вам расскажу немного о том, что мы сегодня будем изучать. Да-да, прогулка к озеру лекцию не отменяет. А займёмся мы сегодня магией суффиксов. Кто был на лекции по магии приставок, помнит, как она работает. Ну а кто не был, придется сбегать туда и познакомиться. Я же вкратце скажу, что магия приставок действует на слово целиком, не изменяя его суть: был глагол – глаголом и останется после действия магии приставки, а если было существительное – то после применения магического действия приставки получится просто немного другое существительное. Аналогично и с другими словами. Магия же суффиксов, на мой взгляд, немного сильнее: суффиксам подвластно изменить суть слова, они могут превратить существительное в глагол, прилагательное или наречие. Или ещё какую часть речи. И наоборот. Из глагола может получиться существительное. Правда, чаще отбрасыванием суффикса. Суффиксов намного больше, чем приставок. Вот в этом свитке, - Чжоули показала на скрученный пергамент, который она несла под мышкой, - перечислено их большинство, и, я надеюсь, все самые основные и нужные суффиксы тут есть. Как работает магия суффикса? Действие суффикса на слово немного сложнее, чем приставки, которую просто надо приставить к началу слова. Суффикс же приставляется к концу слова. И даже правильнее сказать, не к концу слова, а к основе слова. Правда, получить основу слова совсем нетрудно: надо просто откинуть окончание. Помните, что это такое – окончание? Это изменяемая часть слова. Из-за того, что оно изменяемое, окончание очень легко от слова оторвать, изменить и так же легко присоединить любое другое. А вот мы и пришли!

Чжоули лёгким движением палочки опустила на землю мешок и развязала его. Раскрыла пергамент и подвесила его в воздухе тут же.

- Вот смотрите: перед нами озеро.
Профессор вытащила из мешка суффикс -ц- и движением палочки отправила его прямо в озеро. В следующий момент озеро стало намного меньше. Ученики с удивлением ахнули.

- Да, мы получили озерцо, а это небольшое озеро. Но, вернём озеро обратно, - улыбнулась Чжоули, и по мановению её палочки из озерца вылетел суффикс –ц-, а само озеро стало привычных размеров.

- Что это у нас тут такое???!!! – раздался вдруг чей-то громкий голос, и все увидели Пивза, школьного полтергейста, который зарылся в мешок с суффиксами.
- Эй, осторожнее!! – крикнула Чжоули, подбегая к мешку с намерением выгнать оттуда Пивза, но тот вылетел уже сам из мешка, держа в руках суффикс –н-.
- Отдай-ка! Суффиксы – это не игрушка, действие их может быть непредсказуемым, - профессор попыталась выхватить суффикс у полтергейста.
Но где там? Полтергейст, кривляясь, уже отлетел на безопасное расстояние и кружил над озером.
- Подумаешь, суффикс!! - кричал полтергейст, радуясь, что находится далеко и никто не сможет у него отнять игрушку.
- Не урони!!
Но этот крик не успел долететь до Пивза (а может полтергейст сделал назло), но в следующий момент все увидели, как суффикс падает в озеро. Мгновение – и озеро стало окутываться туманом. Пивз захотел улететь, но у него не получилось: туман обволакивал его и не выпускал из своих объятий. Полтергейст испуганно задёргался, но вырваться из тумана ему не удавалось. Пивз что-то кричал, но звуки его голоса не долетали до берега: странный туман глушил голос. Видя такое, Чжоули быстро подняла палочку и, направив её на озеро, что-то прошептала. Туман вмиг рассеялся, как будто поглотился озером. Суффикс –н-, вынырнув откуда-то, оказался прямо в руках у профессора.
- Вот что бывает, если не знать, как работает магия суффикса, - пробормотала Чжоули, пряча суффикс в мешок и крепко завязывая его от непутёвого полтергейста.
Но полтергейсту было уже не до мешка.
- Я всё расскажу директору!! Какие вы тут опасные эксперименты проводите!! – кричал изрядно потрёпанный и испуганный Пивз, улетая в сторону школы.
- Профессор, а что произошло? - поинтересовались ученики, всё еще не отойдя от произошедшего.
- Как что? Сработала магия суффикса. «Озеро» превратилось в «озёрный», а тут полтергейст поблизости оказался, и мы с вами чуть-чуть не стали свидетелями рождения нового озёрного духа. Вроде как, на первый взгляд, магия суффиксов кажется безобидной, но вот на деле получается не так. Ну да ладно. Давайте ещё попрактикуемся в применении этой магии. Сначала я вам покажу, а потом уже вы сами.

Преподаватель подняла палочку – и часть озёрной воды в виде шара поднялась вверх, по пути выстраиваясь в слово «вода», которое повисло в воздухе, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Достав из мешка суффикс –ян-, Чжоули ловко направила его прямо к букве «д», преобразовав одновременно окончание «а» в «ой». Момент – и перед взором всех предстал водяной, который плюхнулся в озеро неподалеку от берега и, не обращая внимания на присутствующих, горестно запел:
- Я водяной, я водяной…
Никто не водится со мной.
Внутри меня…
Внутри меня…


Водяной запнулся и явно не знал, как произнести, что у него внутри. Чжоули спохватилась и, подняв из озера ещё одно слово «вода», преобразовала его с помощью суффикса –иц- в «водица». Водица плюхнулась прямо на голову водяного, который, не заметив этого, продолжил:
- Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться?
Ээээх! Жизнь моя жестянка!
Да ну её в болото…
Живу я как поганка.
А мне летаааать… а мне летаааать..
А мне летаааать охота.


Взмах палочки – и водяной исчез, а суффиксы –ян- и –иц- вернулись в мешок.
- Незачем оставлять в озере нового водяного, - проговорила Чжоули, комментируя свои действия в ответ на вопросительные взгляды учеников. – Ещё неизвестно, как он уживётся с местными озерными обитателями. А то хлопот не оберёшься.
Но продолжим нашу практику. Суффиксов, как и приставок, может быть несколько. Причем иногда следующий суффикс немного видоизменяет предыдущий. Вот смотрите.

Чжоули достала из кармана мантии нож – самый обычный нож, которым ученики пользуются на уроках зельеварения. Суффикс “–ик” моментально преобразовал нож в ножик. Изменение было заметно: нож стал выглядеть приятнее. Профессор ласково погладила его по красивой ручке. Следующий суффикс “–ек” – и ножик превратился в маленький, изящный ножичек.

- Вот видите, - показала Чжоули ученикам результаты своих преобразований. – Суффикс «–ек» изменил предыдущий суффикс с «-ик» на «-ич». Но суть того суффикса осталась прежней - ласкательная. Такое изменение происходит частенько: именно буква К меняется на Ч, когда добавляется новый суффикс. Так что не пугайтесь, если такое увидите: это не новый суффикс, а немного видоизменённый старый. Пожалуй, не буду назад преобразовывать, нравится он мне, - улыбнулась профессор и положила ножичек в карман мантии. - Ну, вот и всё, что я хотела вам сегодня показать и рассказать, а теперь ваша очередь. Сейчас я выдам вам задание, и вы можете приступать к его выполнению. Можно здесь практиковаться, а можно в любом другом месте, где вам будет удобнее. Нужные суффиксы возьмёте из мешочка. Только будьте аккуратнее, чтобы не получилось так, как с полтергейстом.

Домашнее задание:

1. Сравните магию приставок и суффиксов. Что общего, а что различного? Может, вы что ещё заметили в этой магии, о чём я не говорила? (0-2 балла)

2. Вроде, на первый взгляд, в самих суффиксах нет никакого значения. Ну что, например, может значить «ик»? Сразу на память приходит икающий человек. И всё же выберите из суффиксов, которые приведены на свитке, несколько штук, на свой вкус, и опишите свои ощущения от них. Заложены ли в них какие скрытые значения или нет? (0-2 балла)

3. Ну а теперь практика на магию суффиксов. Берите слова и тренируйтесь в этой магии. Отчёт о тренировке мне. Помните, что если результат преобразования получается сомнительным для постоянного нахождения в нашем мире, то его лучше не оставлять. Думаю, 10-ти преобразований для практики хватит. Постарайтесь предоставить в отчёте интересные примеры. (0-6 баллов)


Дополнительные 2 балла я даю на своё усмотрение за работу, выполненную в стиле ученика школы магии и волшебства. Помните, мы не на уроке русского языка в маггловской школе. Взгляните на тему урока с точки зрения мага и в том же стиле выполняйте домашнее задание.

Надеюсь, задание практики понятно всем? Если возникли какие вопросы – прошу ко мне в КЦ на консультацию.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




У нас вы можете купить чехол для ipad air по выгодной цене.