Около кабинета Магии языка наблюдалось необычное оживление. Подойдя поближе, можно было увидеть учеников Аргемоны, на лицах которых было написано явное недоумение. Около дверей кабинета стояли с важным выражением лица новенькие для школы магии и волшебства обитатели. Их явно раньше никто не видел в школе, но, тем не менее, они не тушевались и чувствовали себя очень уверенно. На рубашечке одного из них было написано «В», на футболке другого – «ЗА». Оба человечка приветливо улыбались всем, но стоявших рядом учеников почему-то это не радовало, и они оглядывались по сторонам, словно кого-то ждали.
Подошёл еще один ученик. Человечки около дверей радостно бросились к нему.
- Позвольте проводить Вас в кабинет! – затараторили они наперебой, цепляясь за руку.
Ученик, растерявшись от такого внимания к своей персоне, позволил человечку с «В» на рубашечке взять себя за руку, и они оба вошли в кабинет.
Спустя секунду, человечек выскочил из кабинета, довольно хихикая, и встал около дверей. А спустя ещё несколько секунд ученик появился в дверях кабинета, сопровождаемый девочкой с «ВЫ» на платьице.
Выпроводив ученика из кабинета, девочка, довольная, скрылась внутри.
- Что-то я ничего не пойму… - ученик растерянно обратился к стоящим. – Тут ведь должен проходить урок по Магии языка. В расписании так написано.
- Да, тут, - отозвались человечки, стоящие у дверей. – Заходите, пожалуйста, - и человечек, теперь уже с «ЗА» на футболке, вежливо проводил ученика в кабинет.
Но спустя несколько секунд ученика также вежливо опять выпроводили из кабинета.
Возможно, это продолжалось бы ещё долго, если бы к кабинету не подошла преподаватель Чжоули Линк. Увидев происходящее, она улыбнулась, а потом обратилась ко всё ещё недоумевающим ученикам:
- Не обижайтесь на них. Им не так часто выпадает удобный случай поиграться, вот они и решили оторваться на вас, пока меня не было.
Человечки, заслышав голос преподавателя, моментально распахнули двери, и все смогли пройти в кабинет. Стоящая с другой стороны дверей девочка с «ВЫ» на платьице отскочила вглубь комнаты.
- Рассаживайтесь где кому удобно, - пригласила преподаватель учеников. – Думаю, многие уже догадались, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Чжоули замолчала, дожидаясь ответа. Ученики зашушукались между собой.
- О приставках? – неуверенно предложил кто-то.
- Правильно, о них, - радостно подхватила Чжоули. – С корнем мы с вами познакомились, а теперь попробуем узнаем побольше о приставках. Помните, мы говорили на уроке, что в корне заключен смысл всех родственных слов? Кто-то очень здорово описал корень в своей работе. С помощью корня между всеми родственными словами образуется волшебная связь, и только образованному магу под силу найти всех родственников данного семейства, которые любят путешествовать, и поэтому разбредаются по всему миру.
А что приставки? – Чжоули мельком глянула на притихших помощников. – Какая в них заключена магия? Подумайте и напишите про это в домашней работе. На первый взгляд, вроде как в приставках нет никакого смысла. Ну что может значить отдельно «в» или «на»? Вроде как и бессмысленные, но на самом деле даже такие маленькие частички речи имеют свой смысл. С течением времени установилось (и все люди к этому привыкли), что В, например, означает движение вовнутрь чего-то, а ВЫ - соответственно, движение изнутри. Есть среди приставок и иностранные гости, которые удачно прижились в нашем языке. Вот здесь вы можете познакомиться с ними.
Приставки, в отличие от суффиксов, обладают чуть меньшей магией. Приставки не в состоянии превратить слово в другую часть речи. Если был глагол изначально, то, сколько ни используй по отношению к нему магию различных приставок, глаголом он так и останется. Суффиксы в этом отношении всё же более могущественные, но мы об их магии поговорим на следующем уроке.
Как действует магия приставок? А очень просто. Берётся слово, и к началу прибавляется приставка. Раз - и слово получается другое!
А пока, для того чтобы познакомиться с различными приставками, надо их найти. Приставки спрятались и оставили вместо себя лишь свои значения, да ещё, для удобства отгадывания, нарисовали сетку, в которой могут разместиться.
И по взмаху палочки преподавателя в воздухе перед учениками повис пергамент.
По горизонтали:
1. Отсутствие того признака, который назван в однокоренном слове без приставки.
2. Превышение в чём-либо нормы, меры, степени.
3. Высокая степень качества.
4. Направленный против того, что названо производящим словом.
5. Находящийся перед тем, что названо производящим словом.
6. Находящийся ниже того предмета (места), который назван производящим словом.
7. Удаление в движении от какого-то места.
8. Направление движения вверх.
9. Направить действие мимо чего-нибудь.
По вертикали:
3. Расположенный вблизи того, что названо производящим словом.
6. Направление движения через что-нибудь.
8. Направление движения изнутри наружу.
10. Названное действие направить в разные стороны.
11. Увеличение, добавление чего-либо указанным действием.
12. Отсутствие того, что названо производящим словом.
13. Находящийся за пределами того, что названо производящим словом.
14. Направленный против того, что названо производящим словом.
15. Доведение действия до цели, до конца, до предела.
Подскочившая к Чжоули девочка с «ВЫ» на платьице что-то зашептала на ухо преподавателю.
- Вот тут приставки посоветовались и пригласили вас к себе в гости – в Страну Приставок, откуда они все прибыли. Думаю, кому будет интересно, тот может воспользоваться этим приглашением. Там вы можете побывать в гостях у какой-то одной приставки, а можете встретиться и с целой компанией. Ну а я с удовольствием почитаю про ваши приключения в этой стране, которые вы можете описать в своих докладах.
Ну а сейчас урок уже подходит к концу. Остаётся время только на домашнее задание:
1. Найти все приставки, спрятавшиеся в кроссворде. Нужно не только найти спрятавшиеся приставки, но и привести примеры слов с ними, а также определить, какая из приставок по происхождению иноязычная. (0-3 балла)
2. Магия приставок. Какая она? (0-2 балла)
3. А теперь практика. Возьмите одно слово и попробуйте, используя магию различных приставок, превратить его в другие. Чем больше слов вы получите – тем лучше. Помните, что у слова может быть не одна приставка. (0-3 балла)
4. В приведенном пергаменте перечислены не все приставки. Укажите ещё некоторые. Приведите их значение и примеры слов с ними. (0-2 балла)
Дополнительные 2 балла я даю на своё усмотрение за работу, выполненную в стиле ученика школы магии и волшебства. Помните, мы не на уроке русского языка в маггловской школе. Взгляните на тему урока с точки зрения мага и в том же стиле выполняйте домашнее задание.
Надеюсь, задание практики понятно всем?)) Если возникли какие вопросы – прошу ко мне в КЦ на консультацию.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной
Карта сайта (с) Чжоули
Последние изменения:
27.12.2020