Здравствуйте, дорогие ученики! А мы опять отправляемся в прошлое на очередной урок по магии языка, который проходил в Хогвартсе Сириуса.



Ученики уже давно вошли в кабинет и с нетерпением ждали появления профессора. В классе стоял лёгкий гул, какой всегда бывает перед началом урока. Неожиданно за дверью раздался звук удара, словно что-то мягкое упало на пол, а затем возмущённый вопль: «Ты, что? Белены объелся?!» Ученики поняли, кричала Миссис Норрис. В ответ послышался шёпот котёнка Гав: «Тихо! Я собираюсь туда пробраться. Говорят, у профессора в подсобке крынка со сметаной. Вот доберусь до неё, жизнь будет разлюли-малина!»

— Эх, горе ты мое луковое, — прозвучал голос профессор Чжоули, — нет там ничего, так что зря караулил.
— Запретный плод, как известно… — извиняющимся тоном проговорил Гав.

Дверь открылась, в комнату вошла профессор Чжоули и, не медля ни секунды, объявила тему урока.

ИЗУЧЕНИЕ ТРАВОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МАГИИ ЯЗЫКА

Растения появились на Земле задолго до человека. Можно смело утверждать, без растений Земля была бы такой же пустынной и безжизненной планетой, как Марс или Луна. Благодаря им, на нашей планете есть кислород, пища и очень красивые пейзажи. Растения — неотъемлемая часть жизни человека с древнейших времен.

Первые люди жили охотой и собирательством. Женщины выходили из пещер и собирали ягоды, травы и другие плоды. Мужчины заготавливали дрова из деревьев и делали первое оружие и первые орудия труда. Со временем люди одомашнили некоторые виды растений, стали заниматься сельским хозяйством. Первые маги и целители методом проб и ошибок начали узнавать свойства трав, цветов и деревьев. Только записать всё это, если бы и получилось, то уж больно ненадёжно. А вот рассказать, передать от поклонения к поколению через сказки, предания и легенды — отличный способ. Так и стали появляться в языке человека первые фразеологизмы, связанные с растениями.

Фразеологизмы с именами растений можно назвать биоморфизмы. Основных источников происхождения биоморфизмов пять:
1. Наблюдения человека за свойствами и особенностями растений.
2. Библейские сюжеты.
3. Церковный уклад.
4. Особенности быта наших предков и исторические факты.
5. Античная мифология и история.

Рассмотрим же каждый источник более подробно.

Нетрудно догадаться, что самым обширным и полным источником знаний о растениях и их свойствах служат наблюдения человека. Мы часто говорим: «Да, что вспоминать! Давно быльём поросло!», имея в виду, что кто-то или что-то уже забыто и давно не вспоминается, но мало кто знает, что «быльё» — это трава, а фразеологизм построен на созвучии этого слова и глагола «быть» — произрастать.

Немногим меньше в русском языке биоморфизмов, источниками которых являются библейские сюжеты и церковный уклад. Часто можно услышать: «Он так испугался! Весь задрожал, как осиновый лист». Этот фразеологизм берёт своё начало из библейского сюжета: на осине повесили Иуду, предавшего Иисуса, оттого осине суждено вечно дрожать. Вот и человек, которого бьёт мелкая дрожь от страха, «дрожит, как осиновый лист». Или другая фраза: «Ученик должен бояться Запретного леса, как чёрт — ладана». Этот фразеологизм связан с церковным укладом: ладаном кадят во время службы в церкви, он издаёт сильный запах, которого, по поверьям, боится нечистая сила. Кстати, ладан — это высушенный сок или смола деревьев рода Босвеллии, одно из древнейших известных людям благовоний.

Ещ одним очень обширным источником биоморфизмов является история и быт наших предков. Вспомните такие выражения: «Да, ей вс трын-трава!» или «Они, видимо, решили, ободрать меня, как липку!» Фразеологизм «ободрать, как липку» обозначает «лишать всего, грабить», а происходит он из крестьянского быта. Крестьяне изготавливали лапти, корзины и другие предметы из лыка, которое брали с молодых липовых деревьев, обдирая их почти полностью.

И, наконец, последний источник биоморфизмов — античная мифология и история. Например, выражение «Среди всех учеников пальма первенства принадлежит ей» обозначает, что девушка имеет явное преимущество в чём-то, скорее всего в учёбе. Сам же фразеологизм отсылает нас к истории Древней Греции, где победителя состязаний награждают пальмовой ветвью или пальмовым венком.

Что касается оценочной составляющей биоморфизмов, то, как и у большинства фразеологизмов, выделяются положительная и отрицательная оценки. Причём положительных оценок примерно четверть от общего числа всех биоморфизмов. Однако надо ясно понимать, что вряд ли существуют достоверные сведения об общем количестве биоморфизмов, а потому эти сведения являются условными.

Гораздо интереснее узнать, какие виды растений чаще всего упоминаются в биоморфизмах. Если разделить все растения на одомашненные и дикорастущие, а деревья выделить в отдельную группу, то можно получить совершенно удивительные результаты. Так, первое место по частоте упоминания занимают не домашние растения, как можно было бы предположить, а дикорастущие. Второе место занимают одомашненные виды растений, а на третьем месте — деревья и их части (листья, корни и прочее).

Удивительно также и то, что фразеологизмов, связанных с растениями, гораздо меньше, чем фразеологизмов, связанных с животными. Почему? Вы подумаете об этом во время подготовки домашнего задания.




Домашнее задание (надо выбрать вопросы, дающие в сумме 10 баллов):

1. Какие из приведенных ниже фразеологизмов происходят из библейских сюжетов и церковного уклада, а какие нет? Обоснуйте свою точку зрения. Объясните их смысл. (0-2 балла)
а) злачное место;
б) вырвать с корнем;
в) морковкино заговение;
г) бесплодная смоковница.

2. Случилась в далёкой стране одна удивительная история. Об её героях даже книгу написали. До нас же дошло выражение «Попасть в яблочко». Расскажите эту историю и вспомните название и автора книги.(0-2 балла)

3. С яблоком связано ещё, как минимум, два фразеологизма, имеющих историческое или мифологическое происхождение. Назовите их, объясните смысл и расскажите об их происхождении.(0-2 балла)

4. Думаю, вам знаком фразеологизм «Терновый венец». Есть и другой фразеологизм «Тернистый путь». Связаны ли эти два фразеологизма по смыслу или происхождению? Обоснуйте ответ.(0-2 балла)

5. Ваши рассуждения: почему фразеологизмов, связанных с растениями, гораздо меньше, чем фразеологизмов, связанных с животными? (0-2 балла)

6. Можете написать небольшой рассказ о жизни в Аргемоне или сказку (около 2000 знаков с пробелами), где употребите не менее 10 фразеологизмов, связанных с растениями. (0—6 баллов)

7. Сделайте подборку фразеологизмов с растениями (не упоминавшихся в лекции), относящимися к одному из пяти указанных в лекции источнику происхождения фразеологизмов с рассказом о происхождении. (от 0 до 2 баллов за каждый фразеологизм с рассказом о его происхождении)



Текст урока подготовлен ученицей Хаффлпаффа Хогвартса Сириуса Барбарой Клиффорд


Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона