Чжоули перебирала конспекты лекций, когда наткнулась на совместный урок с Магией Животных, предложенный год назад одной из учениц. Урок был проведен один раз, а теперь преподаватель Магии животных внезапно исчез в реале и вообще дал добро на проведение урока без него. Чжоули перечитала текст лекции, вопросы и вывесила в расписание для 4-7 курсов сам урок.

ИЗУЧЕНИЕ МАГИИ ЖИВОТНЫХ СРЕДСТВАМИ МАГИИ ЯЗЫКА
(ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)

Фразеологизм - это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и не вытекает из смысла составляющих его слов. Особенность фразеологических оборотов в том, что любому носителю языка они понятны и не требуют объяснений. Это говорит о том, что фразеологизмы несут в себе опыт предыдущих поколений, опыт нации, ее культурное наследие.

Чем же могут быть полезны фразеологизмы для изучения Магии животных? Ответ прост – опытом и знаниями предков о братьях наших меньших. Вот, например, что нам известно о волке? Волк – это хищное млекопитающее семейства псовых. И что дает вам это научное определение? Ничего особенного, кроме смутной догадки, что с волком лучше не связываться, поскольку животное это хищное.

Обратимся же к языковым средствам. Вспомним, сколько фразеологизмов, пословиц и поговорок связано с волком. Тут и «Не за то бьют волка, что сер, а за то, что овцу съел», и «Волка ноги кормят», а еще «Как волка не корми, он все в лес смотрит», «Волк в овечьей шкуре», «С волками жить, по волчьи выть» и многие другие. Все эти фразеологизмы – результат длительного проживания человека на одной территории с волком, изучения его повадок, опыта взаимодействия с этим животным (пусть чаще всего отрицательного).

Значит, фразеологизмы позволяют не просто познакомиться с каждым животным, но и перенять мудрость предков, нажитую веками взаимодействия человека и природы, наблюдения наших предков за животными.

Фразеологизмы с именами животных часто называют зооморфизмы. Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей:
1. Зооморфизмы - это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного.
2. Зооморфизмы всегда имеют переносное значение «человек».
3. Зооморфизм несет в себе оценку действий или поведения человека.

Каковы же предпосылки для возникновения зооморфизмов? Чем руководствовался человек, создавая их?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, надо сделать небольшое отступление. Каждый человек обладает воображением, причем, не важно живет ли он сегодня или жил много тысяч лет назад. Без воображения невозможно выполнить даже простейшей операции, ведь для этого, по крайней мере, надо представить, что хочешь выполнить, и как будешь выполнять. Поэтому воображение играет очень важную роль в жизни человека и помогает не только выполнять обычную работу, но и придумывать что-то новое.

Вернемся же к животным и зооморфизмам. Животные всегда окружали человека. Мир вокруг нас населен различными птицами, животными и другими представителями фауны. Мы с детства знаем, что в лесу живут зайцы, ежи, лисы, медведи, волки; в воде плавают рыбы и раки; в небе летают ласточки, воробьи, ястребы и кукушки. Да и в хозяйстве человека много одомашненных животных: кошки, собаки, свиньи, быки и коровы, петухи и курицы.

Животные не просто окружают человека и являются существенной частью его жизни, они находятся в постоянном взаимодействии с людьми, активно влияют на эмоциональную жизнь человека. Поэтому люди с древних времен в своем воображении стали приписывать животным некие качества, свойственные скорее человеку, нежели животному. Причем это происходило не просто так, а на основании наблюдений за повадками и поведением животных. Все знают, что заяц, прячась от возможной опасности, всегда старается находиться в кустах или зарослях и поменьше шевелиться, чтобы не привлечь к себе внимание. Опытные охотники знают, что в лесу можно легко наступить на зайца, настолько незаметно он прячется. Что сделали древние люди с этим знанием? Они посчитали, что заяц труслив, раз прячется по кустам, т.е. перенесли на животное черты, свойственные человеку.

Но одного этого мало для возникновения зооморфизмов. Далее произошло еще одно событие: люди стали считать, что трусливый человек похож на зайца. Так появился фразеологизм «Труслив, как заяц».

Часть зооморфизмов возникала более сложными путями, часто под воздействием неких заблуждений или мифов о животных. Например, фразеологизм «Лить крокодиловы слезы» - результат заблуждения людей, которые считали, что крокодил, съедая жертву, плачет. Оттого и говорят «Лить крокодиловы слезы», когда хотят подчеркнуть, что человек делает что-то не искренне.

Если обратиться к оценочной составляющей зооморфизмов, то можно выделить две основные оценки: положительную и отрицательную. Причем подавляющее большинство зооморфизмов несут в себе отрицательную оценку, т.е. человека путем сравнения с животным хотят побудить изменить свое поведение. Как правило, речь идет о сравнении с дикими животными. Лишь небольшая часть зооморфизмов содержит положительную оценку, т.е. поощряет человека за хорошее поведение. Это зооморфизмы, связанные с домашними животными.

Приведенные соотношения «плохой - хороший» достаточно условны. Есть более достоверная информация, которая говорит, что чаще всего в зооморфизмах (большинства стран мира) употребляются названия «кошка», «собака» и «корова».

Таким образом, зооморфизмы – результат наблюдений и взаимодействия человека и природы, человека и окружающих его животных, птиц и других представителей фауны. Поэтому данная область Магии языка представляет большой интерес для изучения и Магии животных. Ведь знание зооморфизмов не только сделает речь более яркой и богатой, но и даст понимание животных и их особенностей.

Ну, а теперь домашнее задание по Магии языка. Вы уже не первокурсники и достаточно подкованы в написании домашних работ. Работу по Магии языка надо написать так, чтобы было видно преимущество использования фразеологизмов перед самыми простыми оборотами языка, хотя и означающими то же самое. То есть, работа должна содержать и ответы на выбранные вопросы и сам стиль ответов должен быть под стать теме урока – фразеологизмы как мощное языковое средство мага.
Вопросов много. Не стоит делать всё. Выберите те, которые вам больше по душе, но чтобы в сумме цена за все ответы составила 10 баллов.
И описание всех ситуаций делайте по жизни в нашей школе или в волшебном мире.



I. О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).
0-2 балла

1. Голоден как…
2. Нем как…
3. Хитёр как...
4. Грязный как...
5. Упрям как...
6. Здоров как...
7. Болтлив как...
8. Изворотлив как...
9. Колючий как...
10. Надут как...
11. Драчлив как…
12. Важный как…
13. Красный как…
14. Плестись как…


II. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете? Не забудьте объяснить их смысл.
0-2 балла

1. Пишет как … лапой
2. Делить шкуру неубитого…
3. На сердце … скребут
4. …носа не подточит
5. Лить … слезы
6. Белая…
7. Биться, как … об лед
8. Вот где … зарыта
9. Денег … не клюют
10. Заморить…
11. Как … языком слизала
12. Как … в воде
13. Когда … на горе свистнет
14. Купить … в мешке
15. …на смех
16. Считать…


III. Какие фразеологизмы зашифрованы в картинках? О каких животных идет речь? 0-1 балл
(Возьмите одну картинку и ответ обыграйте так, чтобы был понятен смысл фразеологизма)


IV. Каким фразеологизмом можно продолжить стихотворение? 0-1 балл
(Возьмите одно стихотворение и, как с картинками, ответ обыграйте в рассказе, чтобы объяснить смысл)
1.
Взяла у друга я метлу
И потеряла по утру.
Теперь ищи, иль не ищи
Попала я...

2.
Играю в квиддич я давно
И это право не смешно
Я ловок, быстр и умел
На квиддиче...
3.
На лекциях сидеть так скучно
Мне поболтать с друзьями нужно
Учителя смотрят косо, похоже, лютуют
Они мне покажут...

4.
Кто хочет в квидд с нами сразиться?
Чтоб так играть – надо учиться!
Мы квоффлов не боимся – бей!
Вратарь наш...


V. Выберите один из приведенных фразеологизмов и объясните его смысл. Опишите ситуацию, в которой вы бы применили этот фразеологизм. 0-3 балла
1. Ловить рыбу в мутной воде.
2. Менять кукушку на ястреба.
3. Мышиная возня.
4. Первая ласточка.
5. Смотреть как баран на новые ворота.
6. Стрелять из пушки по воробьям.

VI. Сочините историю, которую можно было бы назвать одним из следующих фразеологизмов: 0-3 балла
1. Медвежья услуга.
2. Мухи не обидит.
3. Волка ноги кормят.

VII. В чем отличие двух фразеологизмов о зайцах: «Убить двух зайцев» и «Погнаться за двумя зайцами»? Ответ обоснуйте. Приведите примеры ситуаций, иллюстрирующих применение этих фразеологизмов. 0-2 балла

Текст урока подготовлен ученицей Хаффлпаффа Барбарой Клиффорд


Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




Не мог сам сделать математику за 6 класс, но скачав решебник здесь стал делать уроки на пятёрки.