ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СУФФИКС А


Здравствуйте, дорогие ученики!

Многие из вас уже побывали в Государстве безударных гласных, и некоторые предоставили совершенно потрясающие отчёты. А сейчас я вам расскажу ещё об одной стране, где правит Его Величество Суффикс А. Жителей там, в отличие от Государства безударных гласных, намного меньше, и живут они парами в нескольких небольших селениях. Поэтому ловить в этот раз слова вы не будете, а просто прогуляетесь там и познакомитесь с её обитателями. А чтобы вы быстро смогли их узнать – дам вам пергамент-подсказку, который одновременно будет и порталом в эту удивительную страну.

Чуть заметный взмах палочкой – и по классу разлетелись небольшие листочки, которые опустились на парту каждого ученика. Заглянув туда, можно было увидеть следующее:

-мер-
-бер-
-дер-
-пер-
-тер-
-блест-
-стел-
-жег-
-чет-

-мир-
-бир-
-дир-
-пир-
-тир-
-блист-
-стил-
-жиг-
-чит-

замереть - замирать
соберу - собирать
сдеру - сдирать
запереть - запирать
затереть – затирать
блестеть - блистать
расстелить - расстилать
зажечь - зажигать
вычет – вычитание

- Вот основные жители этой страны, - продолжала Чжоули. – Хоть и пишутся корни по-разному, но имеют один и тот же смысл. Помните это твёрдо во время своей прогулки.

Как только вздумает Суффикс А встать после корня, так с гласной в корне происходит удивительное превращение: вместо Е появляется И. Покидает Суффикс А свое место в слове - и в корне опять красуется гласная Е.

Из всех пар самая замысловатая, пожалуй, последняя: чет – чит. А знаете, почему? Потому что только она из всех имеет два слова, которые не подчиняются общим законам этой страны: сочетать, сочетание. Но благородный Суффикс А махнул рукой на такое безобразие нарушение и разрешил жить всем вместе.

Однако Его Величеству Суффиксу А мало такого простого превращения, и иногда он развлекается превращением одной гласной в корне в две другие буквы. Одну вы, конечно, сразу узнаете - это известная гласная И, а вот вторая - это согласная Н или М.

Профессор взмахнула палочкой, как будто написала в воздухе букву, - и на пергаменте чуть ниже появились ещё слова:

Сжать – сжимать (-а- превращается в –им-)
Нанять – нанимать (-я- в –им-)
Начать - начинать (-а- в -ин-)
Смять – сминать (-я- в –ин-)

Это не все слова с подобным превращением, а лишь примеры. Попробуйте сами поискать и другие. Помните, что другая приставка - это уже другое слово, потому как приставка служит для образования новых слов. Равно как и суффикс. Эти пары слов живут в другом селении.

Но владения Суффикса А только этим не ограничиваются. Чуть-чуть вдалеке, совсем в маленькой, но очень уютной деревушке живут ещё три семейства.

На пергаменте у студентов проявились ещё три строчки слов:

–лаг-
-кас-
-скак-

-лож-
-кос-
-скоч-

полагать - положить
касаться – коснуться
скакать - вскочить

Но, как вы видите, эти корни (особенно первая пара) очень сильно отличаются друг от друга, и многие, видящие слова с этими корнями, часто просто не обращают внимания на появляющийся после них Суффикс А. А ведь если он есть, то и в корне стоит его двойник - тоже гласная А.
Во второй паре стоит только Суффиксу А отлучиться, как его место занимает суффикс НУ, а в корне его двойник А тоже меняется - на гласную О.

В последней паре, как и в двух предыдущих, появление Суффикса А после корня знаменует появление такой же гласной и в корне, но, кроме этого, меняются ещё и согласные: К на Ч. А ещё эта пара обладает двумя "вундеркиндами", которые пишутся в безударном положении не так, как все: скачок, скачу.

Да, вот такие разные у Суффикса А подопечные.

Рядышком с владениями Суффикса А, в очень живописном уголке, живёт ещё одна интересная семейка. Пожалуй, другой такой больше нигде нет: там не только больше всего "вундеркиндов"-исключений, но и самих различных корней не два, а целых три. Суффикс А там никакой роли не играет, но он и не запрещает своим подданным из отдалённых владений общаться с этим удивительным семейством, потому что гласная в корне тоже чередуется и её правописание зависит... А вот от чего оно зависит - это вы уже сами мне расскажете. Я только дам подсказку, чтобы вы смогли узнать эти корни: у них самый роскошный сад, потому что в нём всё... ммм... очень хорошо развивается, - улыбнулась Чжоули, стараясь не произнести слова с заданным корнем.

Ну, вот и всё, что я хотела вам рассказать о владениях Суффикса А. А теперь домашнее задание. Познакомиться поближе с жителями данной страны и узнать о других её обитателях (других частей речи, других словах той же части речи, что и упоминалось в лекции). В общем, найти другие примеры на те же корни. Не надо описывать, как вы с ними знакомились, - мне будет достаточно перечня слов в столбик и указания, к какому виду данные примеры относятся. Не менее двух примеров на каждый случай. По этим примерам я пойму, как вы поняли тему.
Но вот потом... Потом вы должны написать рассказ, в котором надо употребить найденные вами слова. Не менее 20, желательно относящихся к разным корням. Все такие слова лучше выделять по тексту. Вы можете использовать и слова-вундеркинды (даже желательно), которые я не упоминала, и слова из лекции (но эти слова идут помимо найденных, их выделять не надо). Гласная в корне должна быть безударной, иначе какой смысл обращать внимание на её правописание. О чём будет рассказ - решать вам самим. Он может повествовать о жизни в Аргемоне или любом вашем приключении в волшебном мире.
Надеюсь, задание понятно объяснила, но если возникли вопросы - не стесняйтесь, задавайте любым удобным для вас способом: в КЦ, письмом через ЛК, ЛС через форум, письмом через электронную почту.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона