ЗАГАДКИ ПОЛНОГЛАСИЯ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Не успела Чжоули произнести слова приветствия, как дверь в кабинет распахнулась и вкатились несколько разноцветных клубочков, а следом за ними появился еще один клубочек, на этот раз рыжий и пушистый - котенок Гав.
- Гав, ты что здесь делаешь? - удивилась преподаватель.
- Я подумал, что вот это, - котенок кивнул в сторону весело катившихся клубочков, - Вам пригодится.
Чжоули внимательно пригляделась к разноцветным шарикам:
- Ой, а откуда они у тебя?
- Я вышел погулять, пока Алгебра уроки проводит, - начал рассказывать котенок. - На улице тепло, я выскочил за школьные ворота и бегал по полю. Знаете, как здорово!
- Знаю-знаю, - улыбнулась Чжоули.
- Так вот... я ни не заметил, как оказался около Заповедника слов, - продолжал Гав. - Слышу, а оттуда шум доносится странный. И вдруг - выкатились на дорогу вот они, а следом за ними выскочил Чиффа. Весь взъерошенный такой. Увидел меня, остановился, встряхнулся и говорит: "Ну, вот... в кои веки решил поохотиться, что-нибудь вкусненькое раздобыть в лесу, а там такое!!! Не знаю, куда я попал. Вроде и пахнет съестным, но ничего похожего на дичь нет. Катаются по полянкам вот эти, - лисенок кивнул в сторону разноцветных шариков. - Хотел было поближе посмотреть, что это такое - может новый вид еды какой - на зуб попробовать, да куда там. Раскатились в разные стороны. Запыхался, пока бегал за ними. Дарю! Играйся с ними, а я лучше пойду в кафе при Оракуле, может что перепадет. Там, помнится, мне курицу жареную обещали, - лисенок облизнулся. - А вон тот, который белый, молоком пахнет. Тебе должен понравиться". И Чиффа, гордо подняв свой пушистый хвост, направился в сторону школы, а я хотел с шариками поиграться, но когда пригляделся - увидел на них какие-то буковки. И смог разобрать. Вот на этом, который белый и пахнет молочком, так и написано "молоко". Вот на этом, блестящем, похожим на снитч, написано "золотой". А вот этот холодный, - котенок осторожно прикоснулся к шарику лапой. - На нем так и написано "холодный". Профессор, а что это за шарики такие?
- Гав, ну ты же знаешь, в Заповеднике слов живут, конечно же, слова. Они разную форму могут приобретать. Эти вот круглые. А знаешь, почему?
- Ну в них столько букв О! - догадался котенок. - А О - оно такое - самое круглое-прекруглое.
- Правильно, - похвалила Чжоули. - Если тебе интересно узнать, чем знаменательны такие слова, оставайся на уроке. Я как раз сегодня про них рассказывать буду ученикам. Вот пока тебе сметанка. Небось проголодался, пока гулял, - и Чжоули поставила в уголок блюдечко со свежей сметаной, а сама обратилась к ученикам, которые с интересом прислушивались к разговору преподавателя и котенка.

- Исконно русским словам и в древности и сейчас присуще полногласие. Слышали про такое? Это наличие в корне и некоторых приставках сочетаний -оло- (-ело-), - оро-, -ере-. Вы, наверное, много слов таких можете вспомнить?
- Корова! Ворона! Борода! Соловей! Жеребёнок! Голова! Город! Дерево! - послышалось со всех сторон.
- Верно-верно, - поспешила вмешаться в этот разноголосый хор Чжоули. - Так вот. А когда на Руси ввели христианство, появились церковные книги, написанные на старославянском языке. Там те же слова звучали уже по-другому. Старославянскому языку, который был распространен среди южных славян (сербы, болгары...), было присуще неполногласие, такие сочетания, как ла, ра, ре (глава, град, бразды, древо, предел). Вот так и стали сосуществовать на Руси вместе слова полногласные и неполногласные.
Результаты взаимодействия русских и старославянских слов оказались различными, причем в одних случаях сохранились оба слова, в других же - одно слово осталось в языке, а другое было утрачено.

Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили старые русские формы с полногласием. Например, вместо исконно русских веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий, норов, сором в современном языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий, нрав, срам (сравните: сохранившиеся в диалектах веред в значении «болячка» и производное ворожба; пословица «Что ни город, то норов»; термин солод).

Когда язык сохранял оба слова, происходило их лексическое или стилистическое размежевание: старославянское слово и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками. Так произошло, например, со словами прах и порох, страна и сторона, власть и волость, глас и голос, страж и сторож и др.

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Чжоули взмахнула палочкой - и на парте у каждого ученика оказался пергамент с табличками.
- Вот можете сами познакомиться с этими группами слов. А я скажу еще следующее. Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им слова с полногласием. Сравните: гражданин (страны) и горожанин; верный страж (отчизны) и сторож; влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).

В поэтической речи XIX века были распространены неполногласные формы, носившие отпечаток высокоторжественного стиля и в обычной речи не встречавшиеся. Например, в известных строках поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» старославянские неполногласные формы придают стиху торжественность и патетическую интонацию.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

Некоторые неполногласные формы сохранились во фразеологизмах, например: глас вопиющего в пустыне (напрасный призыв к чему-либо); начать за здравие, а кончить за упокой; от младых ногтей (с детства, с юных лет); кипеть млеком и мёдом (иметь изобилие, богатство).

А теперь запишите домашнее задание.

1. Найдите в литературе 18-19 веков стихотворный отрывок, в котором встречаются неполногласные формы слов. Разберите, что это за слова. Пергамент, выданный каждому, поможет в этом. И подумайте, почему же неполногласные слова придают речи торжественность и патетическую интонацию. За счет чего, на ваш взгляд?
А так же поищите фразеологизмы с неполногласными формами слов. 3 примера достаточно. (0-4 балла)

2. А теперь давайте попробуем сконструировать небольшие зарисовки, состоящие только из полногласных слов и только из неполногласных. Значит, зарисовок будет 2. Это могут быть прозаические или поэтические. Естественно, там могут употребляться для связки и другие слова, но лучше не употреблять в отрывке с неполногласными словами полногласные и наоборот (если это возможно).
Либо это может быть небольшое сочинение, где вначале используются одни слова, а во второй части - другие.
Принимаю и ваши варианты выполнения этого задания. Думаю, идея понятна. Тема - на ваше усмотрение, хотя мне всегда нравятся рассказы о жизни в ХС и волшебном мире, но принимается и любая другая тема.
В конце желательно выписать слова, которые вы использовали. Их должно быть не менее 14 (по 7 каждого вида). Или вы можете выделять их по тексту.
(0-6 баллов)

И кстати, совсем маленький дополнительный вопрос: а для чего нам надо знать о полногласии? Что это дает или в чем поможет?

А теперь можете бежать на переменку. Удачи!
Гав, пойдем-ка отнесем пока слова обратно в Заповедник. По пути заглянем в кафе. Составим компанию Чиффе))) А когда вернемся, может ученики уже работы сдадут. Хочешь посмотреть, что у них получится?
- Да, очень! - котенок аж начал подпрыгивать от нетерпения.
- Ну-ну, потерпи немного, я тебе обязательно покажу их работы.
И Чжоули вместе с котенком вышли из кабинета.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




Пластиковые окна в киеве купить дешево http://www.alladin-plus.com.ua/.