ЗАГАДКИ ПОЛНОГЛАСИЯ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Не успела Чжоули произнести слова приветствия, как дверь в кабинет распахнулась и вкатились несколько разноцветных клубочков, а следом за ними появился еще один клубочек, на этот раз рыжий и пушистый — котёнок Гав.
— Гав, ты что здесь делаешь? — удивилась преподаватель.
— Я подумал, что вот это, — котёнок кивнул в сторону весело катившихся клубочков, — Вам пригодится.
Чжоули внимательно пригляделась к разноцветным шарикам:
— Ой, а откуда они у тебя?
— Я вышел погулять, пока Алгебра уроки проводит, — начал рассказывать котёнок. — На улице тепло, я выскочил за школьные ворота и бегал по полю. Знаете, как здорово!
— Знаю-знаю, — улыбнулась Чжоули.
— Так вот... я не заметил, как оказался около Заповедника слов, — продолжал Гав. — Слышу, а оттуда шум доносится странный. И вдруг — выкатились на дорогу вот они, а следом за ними выскочил Чиффа. Весь взъерошенный такой. Увидел меня, остановился, встряхнулся и говорит: «Ну, вот... в кои веки решил поохотиться, что-нибудь вкусненькое раздобыть в лесу, а там такое!!! Не знаю, куда я попал. Вроде и пахнет съестным, но ничего похожего на дичь нет. Катаются по полянкам вот эти, — лисёнок кивнул в сторону разноцветных шариков. — Хотел было поближе посмотреть, что это такое — может новый вид еды какой — на зуб попробовать, да куда там. Раскатились в разные стороны. Запыхался, пока бегал за ними. Дарю! Играйся с ними, а я лучше пойду в кафе при Оракуле, может, что перепадёт. Там, помнится, мне курицу жареную обещали, — лисёнок облизнулся. — А вон тот, который белый, молоком пахнет. Тебе должен понравиться». И Чиффа, гордо подняв свой пушистый хвост, направился в сторону школы, а я хотел с шариками поиграться, но когда пригляделся — увидел на них какие-то буковки. И смог разобрать. Вот на этом, который белый и пахнет молочком, так и написано «молоко». Вот на этом, блестящем, похожем на снитч, написано «золотой». А вот этот холодный, — котёнок осторожно прикоснулся к шарику лапой. — На нём так и написано «холодный». Профессор, а что это за шарики такие?
— Гав, ну ты же знаешь, в Заповеднике слов живут, конечно же, слова. Они разную форму могут приобретать. Эти вот круглые. А знаешь, почему?
— Ну в них столько букв О! — догадался котёнок. — А О — оно такое — самое круглое-прекруглое.
— Правильно, — похвалила Чжоули. — Если тебе интересно узнать, чем знаменательны такие слова, оставайся на уроке. Я как раз сегодня про них рассказывать буду ученикам. Вот пока тебе сметанка. Небось проголодался, пока гулял, — и Чжоули поставила в уголок блюдечко со свежей сметаной, а сама обратилась к ученикам, которые с интересом прислушивались к разговору преподавателя и котёнка.

— Исконно русским словам и в древности и сейчас присуще полногласие. Слышали про такое? Это наличие в корне и некоторых приставках сочетаний -оло- (-ело-), - оро-, -ере-. Вы, наверное, много слов таких можете вспомнить?
— Корова! Ворона! Борода! Соловей! Жеребёнок! Голова! Город! Дерево! — послышалось со всех сторон.
— Верно-верно, — поспешила вмешаться в этот разноголосый хор Чжоули. — Так вот. А когда на Руси ввели христианство, появились церковные книги, написанные на старославянском языке. Там те же слова звучали уже по-другому. Старославянскому языку, который был распространён среди южных славян (сербы, болгары...), было присуще неполногласие, такие сочетания, как ла, ра, ре (глава, град, бразды, древо, предел). Вот так и стали сосуществовать на Руси вместе слова полногласные и неполногласные.
Результаты взаимодействия русских и старославянских слов оказались различными, причём в одних случаях сохранились оба слова, в других же — одно слово осталось в языке, а другое было утрачено.

Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили старые русские формы с полногласием. Например, вместо исконно русских веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий, норов, сором в современном языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий, нрав, срам (сравните: сохранившиеся в диалектах веред в значении «болячка» и производное ворожба; пословица «Что ни город, то норов»; термин солод).

Когда язык сохранял оба слова, происходило их лексическое или стилистическое размежевание: старославянское слово и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками. Так произошло, например, со словами прах и порох, страна и сторона, власть и волость, глас и голос, страж и сторож и др.

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Чжоули взмахнула палочкой — и на парте у каждого ученика оказался пергамент с табличками.
— Вот можете сами познакомиться с этими группами слов. А я скажу ещё следующее. Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлечённый, книжный характер, чем соответствующие им слова с полногласием. Сравните: гражданин (страны) и горожанин; верный страж (отчизны) и сторож; влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).

В поэтической речи XIX века были распространены неполногласные формы, носившие отпечаток высокоторжественного стиля и в обычной речи не встречавшиеся. Например, в известных строках поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» старославянские неполногласные формы придают стиху торжественность и патетическую интонацию.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво...

Некоторые неполногласные формы сохранились во фразеологизмах, например: глас вопиющего в пустыне (напрасный призыв к чему-либо); начать за здравие, а кончить за упокой; от младых ногтей (с детства, с юных лет); кипеть млеком и мёдом (иметь изобилие, богатство).

А теперь запишите домашнее задание.

1. Найдите в литературе XVIII-XIX веков стихотворный отрывок, в котором встречаются неполногласные формы слов. Разберите, что это за слова. Пергамент, выданный каждому, поможет в этом. И подумайте, почему же неполногласные слова придают речи торжественность и патетическую интонацию. За счёт чего, на ваш взгляд?
А также поищите фразеологизмы с неполногласными формами слов. Три примера достаточно. (0-4 балла)

2. А теперь давайте попробуем сконструировать небольшие зарисовки, состоящие только из полногласных слов и только из неполногласных. Значит, зарисовок будет две. Это могут быть прозаические или поэтические зарисовки. Естественно, там могут употребляться для связки и другие слова, но лучше не употреблять в отрывке с неполногласными словами полногласные и наоборот (если это возможно).
Либо это может быть небольшое сочинение, где вначале используются одни слова, а во второй части — другие.
Принимаю и ваши варианты выполнения этого задания. Думаю, идея понятна. Тема — на ваше усмотрение, хотя мне всегда нравятся рассказы о жизни в ХС и волшебном мире, но принимается и любая другая тема.
В конце желательно выписать слова, которые вы использовали. Их должно быть не менее четырнадцати (по семь каждого вида). Или вы можете выделять их по тексту.
(0-6 баллов)

И, кстати, совсем маленький дополнительный вопрос: а для чего нам надо знать о полногласии? Что это даёт или в чём поможет?

А теперь можете бежать на переменку. Удачи!
Гав, пойдём-ка отнесём пока слова обратно в Заповедник. По пути заглянем в кафе. Составим компанию Чиффе. А когда вернёмся, может, ученики уже работы сдадут. Хочешь посмотреть, что у них получится?
— Да, очень! — котёнок аж начал подпрыгивать от нетерпения.
— Ну-ну, потерпи немного, я тебе обязательно покажу их работы.
И Чжоули вместе с котёнком вышли из кабинета.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона