Чжоули сидела в своем кабинете, когда в дверь постучали. На предложение "войти" никто не отозвался. Профессор, заинтересованная стуком, сама подошла к двери и распахнула ее. За дверью никого не было, зато на полу лежал пергамент. Раскрыв его, Чжоули прочла следующее: "Котенок, передай этот кроссворд Чжоули. Наверное, он только ей по плечу. Ответов нет. Составляла кафедра русского языка в МГУ. Интересного времени. Тетя Крыса". Самого котенка не было. Непонятно, куда он запропастился в последнее время.
Преподаватель Магии языка улыбнулась, представив, как Лабораторная Крыса утаскивала из маггломира этот клочок бумаги с кроссвородом и вопросами к нему. Кроссворд оказался огромным, но, вчитавшись повнимательнее в его вопросы, Чжоули решила, что не всё так безнадежно: он был вполне решаем и без ответов. Увлекшись отгадыванием кроссворда, профессор вдруг подумала, а не предложить ли его ученикам. Они ничуть не хуже студентов МГУ, а некоторые даже лучше. Да и, в конце концов, магам и не такое по плечу должно быть. И Чжоули занялась оформлением новой переменки.


ПЕРЕМЕНКА 11. БОЛЬШОЙ КРОССВОРД ПО МАГИИ ЯЗЫКА


Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня на переменке вас ждет вот этот огромный кроссворд по русскому языку. Не бойтесь, он вполне преодолим, хотя на первый взгляд многое вам, возможно, будет неизвестно. Но есть замечательная волшебная машина Гугл, которая будет очень кстати. Правильно задайте ей вопрос - и она либо даст ответ, либо подскажет, где его поискать еще. Можно воспользоваться услугами и других волшебных машин. Кому как удобнее.
Но! Ответы на вопросы кроссворда - это еще не всё задание. Там, где это возможно, вы должны будете привести примеры, чтобы я поняла, что вы понимаете, о чем пишете. Постарайтесь приводить свои примеры, а не те, которые вам будет выдавать волшебная машина.
Затем выберите одно из понятий (только одно), которое вам встретилось в кроссворде, и порассуждайте, где это явление языка может пригодиться магам.
Срок для этой переменки будет всего 2 недели. Оценки я начну выставлять по истечении этого срока. В следующих семестрах эта переменка выставляться не будет.
Первый, получивший оценку 12, возможно, получит еще и приз.

По горизонтали:

1. Слово, тождественное другому по звуковой форме, но отличное от него по значению.

3. Как гласит толковый словарь Ожегова, это раздел математики, "изучающий такие количества величин, которые вытекают из отношений между величинами и не зависят от их природы".

5. Слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению.

6. Безударное слово, примыкающее к началу ударного.

9. Система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка.

11. В антонимические отношения могут вступать значения одного и того же слова. Как называется это явление?

13. Единица письменной речи (в алфавите - буква, в неалфавитных системах письма - слоговой знак, иероглиф, идеограмма и др.).

17. Слово, являющееся наименованием определенных понятий в области научных и технических знаний, а также в области политической, экономической и культурной жизни общества.

18. Речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта.

19. Звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

22. Безударное слово, примыкающее к концу ударного.

27. Устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.

28. Буква русского дореволюционного алфавита.

29. Синоним к обозначению части слова "приставка".

30. Изменение по падежам и числам называется склонением. Система падежных форм существительных называется ... склонения существительных.

35. Минимальная единица звукового строя языка.

37. Определение, выраженное именем существительным и обычно согласованное с определяемым словом в падеже и числе.

38. Короткая черточка, употребляемая для соединения частей сложного слова, двух слов.

44. Буква русского дореволюционного алфавита.

46. Влияние одного согласного звука на другой - звонкого на глухой или глухого на звонкий.

48. Один из приемов использования антонимов (например, "война и мир").

49. Влияние согласных на соседние гласные звуки или влияние гласных на согласные.

52. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.

53. Поскольку знаменательные слова могут обозначать разные признаки предметов и приобретать разные формы, подчиняясь закономерностям русского словоизменения, то можно сказать, что каждое из них обладает определенным "набором" своих форм и значений. Филолог В.В Виноградов говорил: "Взятое во всей совокупности своих форм и значений, слово получает наименование ..."

54. Слово, совпадающее по своему фонетическому оформлению, но не по написанию с другим словом.

55. Развитие нескольких значений в слове часто происходит в результате переноса наименований с одних предметов и признаков на другие. существует несколько способов такого переноса, один из них - перенос по смежности, или ...

56. Выражение в одном слове нескольких значений, связанных с обозначением разных сторон одного и того же явления или процесса, называется многозначностью, или ...

57. Изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

58. Знак препинания, разделяющий слова, группы слов или предложения.

По вертикали:

1. Стилистическая фигура, основанная на соединении слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия.

2. В лексической системе языка синонимы объединяются в синонимические ряды. Слова, образующие синонимический ряд, имеют общее смысловое содержание, но отличаются оттенками значений и(или) стилистической принадлежностью. Общее смысловое значение всего синонимического ряда называется ...

4. Он же языковед.

7. движения органов речи, необходимые для образования звука.

8. Лингвист, лексикограф, основные труды которого посвящены истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей, редактор "Орфографического словаря русского языка".

10. Слово, которое вышло из активного употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, ранее им обозначавшихся.

12. Наука о нормах произношения.

14. Наука о лексико-грамматических классах слов, грамматических значениях, формах и категориях.

15. Словоизменительная грамматическая категория глагола, которая выражает отношения действия или состояния к действительности.

16. Членение предложения, исходящее из выражаемого им конкретного смысла, на тему и рему называется актуальным членением. Учение об этом возникло в 20-30 годы XX века в Чехословакии. Его основоположником был ...

20. Историческое изменение словообразовательной структуры слова, заключающееся в перемещении границ между морфемами в результате перехода одного или нескольких звуков из состава одной морфемы в состав другой.

21. Неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая основу лексического значения.

23. Ритмико-мелодическая составляющая речи, служащая средством выражения синтаксических отношений и эмоционально-экспрессивной окраски.

24. По способу образования согласные "Ц" и "Ч" - слитные, или ...

25. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

26. Продуктивный способ образования сложных существительных путем соединения сокращенных слов.

30. Словоизменительная категория, которая выражает отношение имени существительного к другим словам в словосочетании и предложении.

31. Именно такими согласными являются р, л, м, н, й.

32. Регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы.

33. Совокупность правил расстановки знаков препинания.

34. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего.

36. Слова близкие, но не тождественные по звучанию и различные по смыслу.

39. Этот человек как никто в XVIII веке отчетливо осознавал слабые места исторически сложившегося русского правописания. В русской азбуке ему представлялись ненужными буквы i (и десятеричное) и э (е оборотное). Букву э он считал полезной лишь в русских словах "этот" и "эх", считал лишней букву "фита" и не употреблял в своих сочинениях.

40. Совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты на основе их языкового, содержательного и стилистического анализа.

41. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке.

42. Слово, противоположное по значению другому.

43. Слово, полученное в результате перевода иноязычного слова по его составным морфологическим частям, называется словообразовательной ...

45. Графическое средство передачи речи на письме, знаки письма для обозначения звуков речи.

47. Служебное слово, которое при сочетании с существительными, местоимениями и числительными указывает на их синтаксическое отношение к другим словам.

50. Дословная выдержка из какого-либо текста.

51. Буква русского дореволюционного алфавита.


Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона