МАГИЯ СЛОГА


- Здравствуйте, дорогие ученики!
Чжоули радостным взглядом окинула пришедших на урок, затем достала стопочку пергаментов, направила на них палочку – и они разлетелись по кабинету, аккуратно приземлившись на парте у каждого. Ученики с удивлением взяли в руки прилетевшие кусочки пергамента и увидели там только одну фразу «Магия слога».
Предупреждая возможные вопросы, профессор сказала:
- Это порталы. Через несколько мгновений они активизируются, и мы с вами попадём в некий параллельный мир. Помните правила поведения там? Главное - ничего не трогать без разрешения, никуда не убегать, иначе будут большие неприятности. Надеюсь, что монстры нас там не ожидают.

В этот момент пергаменты слабо замерцали – и все оказались… в самом обычном на вид месте. Речка. Около пристани корабль. Набережная - довольно красивая. Машины, стоящие у обочины - да-да, самые обычные с виду, как у магглов. Вороны, прыгающие по газонам.
- Фииии… - протянули ученики. – И что тут интересного? А Вы, профессор, ничего не перепутали, когда порталы делали?

Но Чжоули ничего не успела ответить, как послышался шум и звон стекла. Все оглянулись: двое младшекурсников явно что-то не поделили и успели подраться. Один толкнул другого, и тот упал прямо на стоявшую поблизости машину, разбив в ней стекло.
Профессор бросилась к драчунам, но пострадавший, явно перепугавшись, спрятал, видимо, пораненную руку за спину, прислонился к машине и, стараясь выглядеть спокойным, проговорил:
- Профессор, мы нечаянно. Всё нормально. Больше не будем…

И в этот момент машина дрогнула – и исчезла. На её месте осталась лишь шина, от которой отскочило что-то. Пострадавший, не ожидавший такого, покачнулся и упал. В его руке внезапно появилась рама – да-да, самая обычная оконная рама. Неподалёку важно вышагивающая ворона вдруг резко каркнула и взмыла в воздух. Из её крыла выпало перо, которое на глазах у всех стало превращаться в пену. Что-то ещё отлетело в сторону стоявшего корабля. Все услышали, как это что-то стукнулось о палубу и, дробно стуча, запрыгало по ней. Потом стало на мгновение тихо: скатилось, видимо, в открытый трюм – и вдруг корабль приподняло: все смогли разглядеть под его корпусом ротор. Не успев очухаться от произошедшего, ученики увидели, что противоположный берег реки, покрытый лесами, исчезает: сначала как в тумане, но потом полностью. Насколько видел глаз – впереди была вода и только вода. Стоявшая ясная погода, никакого тумана не оставляли сомнения, что на месте реки появилось море. Изменения с кораблем тоже не закончились. На глазах у всех корма его исчезла – как будто кто обрубил. По воде поплыло сено, видимо находившееся в трюме корабля, и апельсиновая корка, забавно смотревшаяся среди всего этого. Но она, застряв в сене (которое, как поняли все, было кормами для животных), вдруг начала расти, изменяться - и на глазах изумлённых учеников превратилась вновь в корму корабля, который уже начал было тонуть, как Титаник. А появившаяся хлебная корка намокла и утонула. Корабль вернулся в устойчивое положение, образовав сильную волну, которая ударилась о покачивающуюся неподалёку лодку, привязанную к пристани. И лодка исчезла, но зато проявился противоположный берег реки. Лес ярко блестел капельками воды.
От вставшего на место корабля что-то отскочило в сторону берега. Ученики бросились врассыпную. Это что-то ударилось о шину - и о, чудо! Машина – целая и невредимая, как ни в чём ни бывало стояла там же, где она и была.
А по воздуху от того места, где только что была лодка, в сторону путешественников направлялось небольшое облачко, нежно розового цвета.
Профессор внимательно поглядела на него, достала из кармана мантии небольшую коробочку, открыла её – и облачко втянулось внутрь удивительной вещицы.

- Улавливатель слов, - пояснила Чжоули, закрывая коробочку. – Думаю, это слово можно забрать с собой. Фиби отдам. Может, использует его в каком-нибудь зелье. Это ещё хорошо, что мы так легко отделались. Говорила же – ведите себя прилично. Вам повезло, что вы ещё не настоящие маги, иначе дело могло обстоять намного хуже.
Профессор ещё раз окинула всё вокруг взглядом.
- Но, думаю, здесь привыкли к таким изменениям и не особо удивятся, увидев, что не так. Не будем ничего больше трогать, дабы не навредить ещё больше.

Пергаменты-порталы замерцали – и через мгновение все оказались в кабинете.
- Да уж…
Ученики со вздохом облегчения, явно обрадовавшись возвращению назад в школу, рассаживались по местам.
- Профессор! А что это за страна была такая? – хором заговорили все.
- Как называется страна, не знаю, знаю лишь, что основной закон там – магия слога. Очень нестабильная обстановка всегда в той стране. Чуть что заденешь – и сразу поток преобразований происходит. Слова распадаются на слоги, которые соединяются в новые слова. Что поблизости оказывается – то и вовлекается в преобразование. Вот, например, в самом начале наших приключений слог "ма" отскочил от слова "машина", превратив её в "шина". Затем слог "ма", дотронувшись до слова "рана", превратил его в "рама", вытолкнув при этом слог "на". А вот, что произошло дальше, - вы найдите сами, дома, а сейчас я вам хочу кое-что интересное рассказать о слогах.
В древнерусском языке, как и в современном русском, слова делились на слоги. Но тогда действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен оканчиваться на слогообразуюший звук – а это, как вы все знаете, гласный звук.
- А как же в слове «дом», «сон» и других подобных? – послышались голоса. – Разве тогда не было таких слов?
- Были, но они писались немного не так. В древнерусском языке были буквы «ер» и «ерь», которые как раз и выполняли функцию слогообразующих букв в таких случаях. Обозначались они как Ъ и Ь. Вот и получалось: домъ, сънъ, или по слогам: до/мъ, съ/нъ. На месте О в слове «сон» я поставила «ер», потому как О исчезает при изменении слова - «сна». Бегающий звук получается, вот поэтому на месте О и писали Ъ, который означал краткий, ослабленный звук, близкий к О. А Ь обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к Е.
Ну не буду вам забивать голову этим. Скажу лишь, что эти «ер» и «ерь» доставляли массу хлопот при написании, и люди путались, где что писать, поэтому, видимо, все дружно вздохнули, когда сделали реформу правописания, убрав эти буквы.
К чему я всё это начала рассказывать? А к тому, что закон открытого слога требовал расположения звуков в слоге по возрастающей звучности, т.е. слог начинался с наименее звучного и оканчивался наиболее звучным звуком.
Наиболее звучными являются гласные. Среди согласных самые звучные – сонорные [л], [м], [н], [р]. Далее идут звонкие согласные и потом глухие. Среди глухих тоже есть своя градация, но не будем на ней останавливаться.
Например, слово «грамота». По слогам "гра-мо-та". В слоге «гра» первый звук [г] – просто звонкий, следующий [р] – сонорный, т.е. звонче, чем [г], и наконец заканчивается всё гласным звуком [а].
И хоть сейчас у нас в языке закон открытого слога не действует, построение слога по возрастающей звучности сохраняется. Нет слов, которые начинаются такими сочетаниями, как [нс], [лс], [рш] и другие (т.е. сонорный+глухой), зато слова с обратными звукосочетаниями ([сн], [сл], [шр]) вполне возможны.

Вдруг какой-то шум прервал лекцию. Кабинет заволокло дымом. Когда дым рассеялся – все увидели людей, но очень странно одетых.

- Ах, да… - спохватилась профессор. – Знакомьтесь, это наши гости из прошлого. Вот пригласила их на наш урок. ммм… наверное, им будет не слишком удобно располагаться в кабинете…

И профессор, взмахнув палочкой, наложила иллюзию: все оказались на лесной полянке, посреди горел костёр, вокруг него лежали брёвна, на которых все, включая гостей, удобно разместились.
- Эх, гитару бы сюда… - произнёс кто-то мечтательно.
Чжоули при этих словах улыбнулась своим воспоминаниям.
- Будет и гитара, но, возможно, как-нибудь в другой раз, а пока продолжим. Времени от урока осталось совсем мало. Поэтому я буду рассказывать быстрее и одновременно познакомимся с гостями. В праславянскую эпоху закон открытого слога привёл к упрощению сочетания [бв], что выразилось прежде всего в выпадении после приставки об- звука [в] в начале корня. В результате выпадения [в] образовались новые корни слов, произошло обогащение словарного состава языка. Например, древний корень –вет.
При последних словах один из гостей встал и поклонился всем. Профессор продолжила:
- Он выступает в ряде однокоренных слов: завет (завещание), ответ (ответить, отвечать), привет (приветствие), совет (совещание). При помощи приставки об- от этого корня образовалось слово обвет, из которого, в результате выпадения в, получилось уже неделимое слово обет и целый ряд родственных ему слов: обетование, обетованный, обещание, обещать, обещанный.

Прозвенел звонок, и иллюзия лесной полянки исчезла.

- Урок закончен. Я вам представлю остальных гостей. Их зовут:
ворот
видеть
вязать
вык
вращение
витать
влако
воз
вворачиваться
волочь
владеть
вернуть
власть
влачить

Они готовы вам помочь в ответе на последний вопрос домашнего задания.

А теперь само домашнее задание:

1. Восстановите цепочку преобразований, которая произошла в мире, где мы с вами были. (0-1.5 балла)
2. Потренируйтесь сами в таком преобразовании. Заклинание «разделить на слоги», надеюсь, вам знакомо? Только будьте очень аккуратны и внимательны. (0-4 балла)
3. Покажите на нескольких примерах, как вы поняли явление возрастающей звучности в слоге (не менее 3 примеров). (0-1.5 балла)
4. Познакомьтесь с гостями. Выберите любых троих из них и попробуйте выяснить, какие слова образовались от них с помощью приставки об- и в процессе выпадения звука [в]. Желательно найти целое семейство родственных слов. (0-3 балла)



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона