МАГИЯ ИМЕНИ (часть 1)


Здравствуйте, дорогие ученики!

Рада вновь вас всех видеть у себя на уроке. В конце прошлого семестра мы изучали имена собственные и нарицательные, а теперь более подробно остановимся на имени человека. Как вы знаете, имя дается человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь. Считается, что как маленького человечка назовешь, таким он и вырастет, и раньше очень большое значение придавали выбору имени человека. Да и не только для человека важно имя. Вспомните знаменитого капитана Врунгеля, который очень тщательно выбирал название для своей яхты, твердо будучи уверенным в том, что «как яхту назовешь, так она и поплывет».

Ну, вернемся все-таки к именам людей. Сегодня на уроке мы рассмотрим пока только древние русские имена. Древнейшие памятники русской письменности относятся к X-XI векам и именно в них можно обнаружить упоминание древних русских имен. Тогда имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался по какому-либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению в племени или в семье, по отношению к нему родителей и сородичей, а иногда – по роду его занятий. Из последнего можно сделать вывод, что имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. Пари этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским».

В древней рукописной книге «Начальная русская летопись» упоминается, например, вождь восточнославянского племени древлян по имени Мал. Что значит это имя? Да ничего иного, кроме того, что владелец его был невысок ростом. Имя князя было краткой, но весьма категоричной характеристикой его. По такому имени-примете князя легко было отыскать в толпе его рослых воинов. Имя Мал сейчас кажется смешным и некоторым даже похожим на кличку, но тогда, тысячу лет назад, никому в голову и не приходило видеть в этом имени какое-нибудь умаление княжеского достоинства.

Имена Храбр и Добр обнаружены тоже в древних летописях. Они говорят о высоких моральных качествах их носителей.

Ждан, значит, «тот, кого ждали». Такое имя получали те дети, рождение которых было долгожданной радостью.

Если детей в семье было много (а раньше это так и было), то родители шли по линии наименьшего сопротивления, нумеруя их в порядке появления на свет: Первый, или Первак; Второй, или Друган, или Другаш, и так далее. Такие имена-числительные встречались не только у русских, но и у славян вообще, а также и у других народов Европы. Довольно распространены они были у древних римлян.
Я не буду давать вам много примеров древних имен, вы поищите их сами при выполнении домашнего задания.

Кроме имен, которые были в прямом смысле характеристиками человека, были и другие имена, рисующие облик человека иносказательно, путем сравнения его с каким-то другим предметом. Это имена-метафоры. И вот тут-то мы подходим к наиболее важному в нашем уроке. Мы знаем, что слово обладает чудесной силой, оно может все сделать: принести людям мир или причинить зло, остановить струящуюся из раны кровь… Сила слова велика – древние это понимали, как никто, и очень трепетно относились к нему. Именно поэтому возникают многочисленные заговоры, нашептывания, с помощью которых древние знахари боролись с болезнями, стихийными бедствиями и кознями злых духов.

Но мы отклонились немного от темы: наш урок посвящен не этому, а именам. Так вот, исходя из большой силы слова, можно сделать вывод, что личное имя человека способно не только отражать характер человека, но и формировать его. Слово может сделать человека таким, каким его хотят видеть называющие люди. Да, волк некрасив, зато силен, смел и вынослив. Эти свойства очень полезны человеку, так почему бы не воспользоваться словом «волк» как личным именем, если оно способно передать желаемые качества носителю имени. Поэтому в древней Руси можно было нередко встретить мужчин с грозным «звериным» именем. Его носили не только простолюдины, но и знатные вельможи. Из истории, например, известно, что в 1492 году из Москвы в Вену был отправлен в качестве посла опытный русский дипломат, по имени Волк Курицын.
Так и использовали древние славяне в качестве личных имен такие слова, как волк, медведь, соловей, жук, орел, щука, дуб, береза и другие.

«Знать» стремилась оформить свое особое положение среди сородичей. Кроме пышных одежд и прочих внешних знаков богатства и власти, она изобретает еще и особые личные имена, использование которых делает своей монополией. «Княжеские» имена были двусоставными, т.е. образовывались от двух слов, в отличие от обычных русских имен, имевших в своем составе один корень. Чаще всего для княжеского имени использовались такие слова, как мир, слава, воин, броня, путь, солнце, власть, месть.

И теперь немного о древнерусских женских именах. Древние письменные источники сохранили очень мало сведений о женских именах, но известно, что они делились тоже на «простые» и «знатные», а вот какие это, придется вам самим поискать. Тем более, что урок уже закончился. Но не забудьте домашнее задание. Ой, а вот вопросов я вам задам много.

1. Поразмышляйте, важен ли выбор имени для названия какого-нибудь предмета. Вспомните, как назвал капитан Врунгель свою яхту и что из этого получилось. (0-2 балла)

2. Имя Волк было не только у русских. Найдите варианты этого имени в других языках. Приведите примеры других имен такого же вида (т.е. имен-метафор) и расскажите, что эти имена могли дать человеку. (0-2 балла)

3. Теперь о княжеских именах. Приведите примеры таких имен, у которых первая часть изменяется, а вторая остается одинаковой (возьмите на свой выбор вторую часть имени, а первую изменяйте). Естественно, напишите, что означает каждое имя. И почему все-таки знатные люди использовали такие сложные имена? Как вы думаете, с чем это было связано? (0-3 балла)

4. Мы не успели разобрать женские имена, и вам придется самим найти примеры «простых» и «знатных» женских имен. И найдите произведения литературы, где эти имена употребляются (по одному произведению на «простое» и «знатное» имя). (0-3 балла)


Естественно, что приводя примеры имен, вы должны еще и написать, что то или иное имя означает, а то тогда зачем мы все это изучаем? На уроках «Обереги, талисманы, амулеты» вам эти знания по именам очень пригодятся для составления действительно действующего амулета или оберега.

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




Не крутится барабан в стиральной машине beko.
http://www.remontnik.ru/ монтаж профиля под гипсокартон.