ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МАГИЯ ПАДЕЖА.


Здравствуйте, дорогие ученики!

Чжоули после приветствия махнула палочкой - и стена напротив столов, за которыми сидели ученики, превратилась в маговизор, на котором все увидели, как по льду крадется свинья. Да-да, самая обычная свинья, которая любит лежат в лужах, а вернее, в грязи. Сейчас она, видимо, решила, искупаться в чистой воде, потому что... Потому что далее случилось вот что. А впрочем, немое магокино озвучилось следующими стихами:

Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.

Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!

Маговизор погас, а слова стихотворения остались висеть в воздухе, напоминая о неудачной попытке свиньи искупаться.

- Стихотворение вам еще пригодится, - проговорила Чжоули, - при выполнении домашнего задания. Вопрос будет озвучен там. А пока я расскажу вам очень интересные факты из жизни падежей. Да-да, именно так: из жизни.

Термин "падеж" пришел в грамматику из старославянского языка, где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis, суффиксального производного от глагола pipto - "падать". Полагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением, "падением" существительного с получением им того или иного падежного окончания. Наблюдения за существительными привели к мысли, что существительные имеют 2 формы - прямую и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой.
Давайте вспомним: сколько падежей имеет существительное?

- Шесть! Шесть... - послышалось со всех сторон.

- Правильно. Основных падежей, которые мы все знаем еще из маггловской школы, именно шесть. Попробуем с ними познакомиться заново, а заодно, может, откроем что новое в них.
На основе чего мы относим данную форму слова к тому или иному падежу?
Первое - это вопрос, который задается к слову.
Второе - окончание, которое слово принимает в этом падеже.
Третье - это значение слова вообще.

Большинство названий падежей - это дословный перевод с греческого и латинского.

Когда говорят, назовите имя существительное в его начальной форме, подразумевают именительный падеж. Существительное в этом падеже - это как раз прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова.
Назвать прямой падеж "именительным" впервые предложил в своей грамматике Мелетий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало "именующий, называющий имя". Именительный - тот, который называет по имени, именует.

Родительный падеж получил свое название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого genike. Родительный означает "полученный с рождения". Его главная функция - обозначать род, принадлежность происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Но посмотрим вот на эти сочетания: чашка чая или чашка чаю? банка мёда или банка мёду? В словаре в качестве родительного падежа указывается обе формы. Часто говорят "чаю?", когда спрашивают, налить ли чай. Получается, что падеж один, а окончания разные. Этот факт был поводом для того, чтобы выделить еще один падеж - количественно-отделительный, который обозначает часть целого. Вот как раз формы слов на -у/-ю и относили к этому падежу. Но... но такие формы употребляются всё реже и количество существительных, принимающих такое окончание, невелико. Поэтому этот падеж не задержался в русском языке у большинства его носителей и помнят о нем только лингвисты.

Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески "дательный". Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом "дать, давать". Основное значение дательного падежа - название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Винительный падеж ввел один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизания в XVI веке на базе прилагательного "виновный". Это перевод с греческого слова aitiatike, что означало "причинный". Название падежа дано по слову "вина", в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение "причина". Основное значение винительного, "причинного" падежа - называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?

Творительный падеж также ввел Лаврентий Зизания. В 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом "творить" - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа - орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы - кем? чем?

Чтобы начать разговор о последнем падеже, посмотрим вот на эти словосочетания: танцевать на балу - думать о бале, гулять в лесу - писать о лесе. Одно слово с разными предлогами предложного падежа имеет разные окончания. Такой двойственности подвержены некоторые существительные мужского рода.
Формы слов на -у/-ю обозначают место, пространство, где что-то находится, то есть имеют местное значение. Раньше существительное в этом падеже употреблялось без предлога и часто служило для обозначения обстоятельства места, поэтому в древности этот падеж называли местным. Любимые предлоги местного падежа - в, на.
Формы слов на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным и дополнил им русскую падежную терминологию в своей "Грамматике" 1616 года. Любимый предлог этого падежа - о.
Таким образом, в предложном падеже объединились два падежа - местный и сказительный.
М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак - обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.

В древнерусском языке был еще один падеж - звательный. Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение - это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определенная форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"

"старче" - как раз слово "старик" в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и ее следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: "На тебе, небоже, то, что нам негоже". "небоже" - звательный падеж слова "небога", что значит - убогий, нищий.
Современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усеченные формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д'].

Ну как? Не уснули еще? - улыбнулась Чжоули, весело поглядывая на учеников. - Я уже закончила свой увлекательный рассказ о падежах существительных, а теперь обрадую вас домашним заданием.

Вам надо взять по 1 существительному на каждый случай разных окончаний в падежах. Поясню. Как вы помните, существительные делятся на 3 склонения в зависимости от того, какие окончания они принимают при изменении по падежам.
К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода на -а/-я.
Ко 2-му - существительные мужского рода без окончания и среднего рода на -о/-е.
К 3-му - существительные женского рода, оканчивающиеся на ь.
Есть еще разносклоняемые существительные. Их немного. Это знамя, время... Ну, в общем, вы их должны помнить. А если не помните, то поищите.
А еще есть существительные на -ий/-ия/-ие, при изменении которых очень многие делают ошибки в окончаниях.
Итак, вы выбираете себе в помощники по 1 существительному, которые принимают уникальные, только ему присущие окончания. Постарайтесь охватить разные случаи всех падежных окончаний.
Ну а далее. Далее вы просто пишете любой рассказ о жизни в ХС или сказку, или рассказ о жизни в магомире, где ваши выбранные слова должны принять все облики, причем по 1 разу. Берем пока случай единственного числа. В скобках около каждого такого слова укажите падеж. Можно кратко, как учили в магглошколе - И.п., Р.п. и т.д. Можно вообще только одну букву падежа.
Звательный падеж можно не брать в рассмотрение. Но попробуйте указать формы слов в местных, сказительных и количественно-отделительных падежах.

Ах, да. Я вспомнила про стихотворение. Оно всё еще висит в воздухе. Скажите, в чем его особенность. Это очень простой вопрос. На тему урока. И да, в чем всё же заключается магия падежей?

И всё это присылайте мне на оценку.

Если будут какие вопросы ко мне - добро пожаловать в Консультационный центр.

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона