ВВЕДЕНИЕ. СЛОВОМ ТВОРИМ МИР


Приветствую вас, студенты вуза Аргемоны, на новом уроке!

Хочу сразу сказать, что предмет предполагает глубокое погружение в русский язык, более глубокое, чем было на уроках Магии языка в школе. Очень хорошо, если вы, прочитав материал лекции, подойдёте серьёзно к выполнению домашнего задания. Как всегда будут приветствоваться собственные размышления по теме лекции, дополнительные исследования. Вопросы домашнего задания будут озвучиваться иногда и посреди лекции. Поэтому будьте внимательны. Разбалловки по вопросам, как в школе, не будет, чтобы вы могли высказывать свои мысли, не ограничивая себя заранее числовыми рамками озвученных баллов. Если вопросов к лекции вы видите много, то, возможно, будет предоставлен выбор. Часть заданий будут обязательные для выполнения, а из остальных можно выбрать понравившиеся. На сколько всего вопросов надо ответить - каждый раз будет своё, и об этом будет сообщаться в конце лекции.

В течение пяти курсов на уроках Магии языка в школе Аргемоны мы с вами пытались прикоснуться к магии языка. Рассматривали язык с разных точек зрения. Учились видеть волшебство в звуках и буквах. Забирались глубоко в слово, в самый его корень, который несёт самую суть слова. Пытались творить магию с помощью суффиксов и приставок. Учились конструировать магические слова на основе анализа звуков. Раскрашивали слова и целые тексты. А теперь пришло время более серьёзно посмотреть на само слово.

Есть древнеиндийская легенда, которая говорит следующее:

Мысль сказала: "Я лучше тебя. Ведь не говоришь ты того, что не достигнуто мною. Так как ты подражаешь мне, следуешь мне, я лучше тебя!"
Затем речь сказала: "Я лучше тебя. Ведь то, что знаешь ты, делаю я известным, делаю я понятным".


Язык и мышление взаимосвязаны. Мысль кристаллизуется в языке, в словесной форме. Возможна ли мысль без языка? Этот вопрос не имеет смысла, потому что мышление возникает только в языковой форме и существовать "вне языка" не может. Мышление посредством языка совершенствуется, принимает стройный вид, хотя есть такое явление как пустые фразы, пустопорожние разглагольствования. Как сказал Гёте, "бессодержательную речь всегда легко в слова облечь". Однако, казалось бы пустые фразы тоже приобретают своё значение. Сейчас это часто называется троллингом.
Слово - явление уникальное, так как имеет значение. Оно может объединять, разъединять, вдохновлять, наводить тоску, исцелять, ранить... Поэтому когда-то превыше слова не существовало ничего. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог", - так пишется в Новом завете от Иоанна.

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Это замечательное стихотворение написал в 1956 году Вадим Шефнер.

Много известных людей писали о слове.

Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои; дар говорить... Сочетание звуков, составляющих одно целое, которое само по себе означает предмет...; толкуется Сын Божий; истина, премудрость и сила... (В. И. Даль)

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А. Ахматова)

В мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей, а звук - одежда слова. (М. Горький)

У слова есть как бы два начала: звучание и значение. Они связаны. Слово - как клубок. Человек берёт его и начинает разматывать. Одни люди увидят смысл; другие - не только смысл, но и другие значения (переносные); третьи - ничего не видят. Всё зависит от человека. Человек берёт слово, вводит его в свою речь, и слово начинает говорить.

А что слово для вас? Какие слова представляют ценность для вас лично? Это будет первым заданием.

Корень в слове "слово" тот же, что и в "слава", "слыть", "слух". Интересно в этом случае посмотреть на слово "славяне". Первоначальное написание было "словене". Древнее название предков славян - венеды. "Словене" - значит, "слывущие венедами", то есть имеющие славу венедов. А венеды оставили следы по всей Европе: на Дунае их имя носит Вена, в Северной Италии – Венеция (при Юлии Цезаре там жили венеды), а на северо-западе Франции – Вандея, то есть земля, где когда-то жили венеды. И когда ильменских ещё называли словене, то всех вместе взятых уже называли "славяне". "Словене" - народ славы. Написание «славяне» уже никак не связано с корнем «вене», он отходит на задний план, и остается только лишь "слава". Это очень доброе слово: славный мальчишка (ясно, что мальчишка - хороший человек, хотя славы ещё не заработал), славный муж (тут это слово относится не только к военной славе, но и к добродетели).

Итак, слово имеет много значений. В узком терминологическом смыле слово - единица языка, представляющая собой звуковое выражение понятия о каком-либо явлении действительности. Но слово может выступать в более широком значении:
- "Сказать слово"; "Слово - серебро, молчание - золото" - высказывание, словесное выражение;
- "Он слово знает" - заговор, заклинание;
- "Слово о законе и благодати митрополита Илариона" - речь, проповедь;
- "Слово о полку Игореве" - повествование;
- "Давши слово - держись, а не давши - крепись" - обещание.

Итальянский сказочник Джанни Родари рассказал, как можно проникнуть в прекрасный мир слова.

"Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в своё движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь . Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.
Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь , вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем "западании" звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжён с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остаётся пассивным, он всё время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает."

И сейчас я предложу вам выполнить следующее задание.
Прогуляйтесь про своему дому или только по своей комнате. Или где-то ещё - на ваш выбор. В Аргемоне, конечно. Запишите названия предметов, которые вас окружают, звуки, шумы, заполняющие выбранное пространство. Из какого материала изготовлены эти предметы? Как окрашены?
А теперь, используя полученные материалы, напишите фантастическую историю, в которой самостоятельным персонажем будет любой предмет или явление, которое вы "поймали" во время своей прогулки по дому.
Думаю, названия некоторых тем вам помогут определиться: "Господин письменный стол", "Подслушанный разговор мантии и шляпы", "История кровати, которая не давала спать", "Обиженная волшебная палочка".
Тему, конечно же, предлагаете свою, но можете воспользоваться и какой-то из озвученных.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015