Тайна имени существительного:
одушевлённые - неодушевлённые
Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны! Рада вас всех видеть!
Речь сегодня пойдёт о категории, незнание которой, казалось бы, не мешает правильному написанию слов русского языка, составлению предложений. Однако мы остановимся и на ней, потому как и тут есть своя особенность, свои загадки и своя магия.
Итак, все нарицательные имена существительные являются либо одушевлёнными, либо неодушевлёнными. Причина, основание для такого деления заключается в следующем. У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа того же числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, т.е. форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа.
В значительной степени понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" совпадают с бытовыми представлениями о живом и неживом. При этом, под живым предметом, по-видимому, понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, к самостоятельным действиям. Так, названия птиц, животных, рыб, насекомых, мифологических существ (русалка, кентавр) грамматика русского языка относит к одушевлённым; названия предметов, явлений, процессов, событий - к неодушевленным.
Исключения, как обычно, есть, но их немного. Это:
1) названия шахматных и карточных фигур;
2) существительные "мертвец", "покойник";
3) названия кукол (петрушка, марионетка) и слово "кукла";
4) слова, называющие совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т.п.
Задание 1. Я не сказала, к какой категории относятся исключения. Установите это и докажите там, где это возможно доказать грамматически, а по поводу остальных слов сделайте соответствующий вывод.
Существительные "амёба", "бактерия", "бацилла", "зародыш", "личинка", "эмбрион" имеют две формы винительного падежа. В общелитературном употреблении это неодушевлённые существительные.
Сделаем экскурс в историю. В XI веке не было такой разницы между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Винительный падеж всегда совпадал с именительным. Тогда, например, говорили: "Выпусти ты свой муж, а я свой" (своего воина, а я своего), "Повеле оседлати конь" (оседлать коня).
Постепенно у некоторых слов винительный падеж начинает совпадать с родительным. Однако старые формы сохраняются ещё долго. Даже у писателей 18-19 веков можно встретить винительный падеж, сходный с именительным. Вот у Пушкина в "Сказке о золотом петушке":
Медлить нечего: "Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!"
Известна русская загадка: "Кто таков Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь".
Или в "Военных записках" героя войны 1812 года Дениса Давыдова: "... сел на конь и уехал; Мы вскочили на конь " (это выражение жило очень долго)
Процесс замены был длительным. Не все слова одинаково легко и одновременно поддались изменению. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: "Поищем себе князя" (вместо старого князь).
Потом категория одушевлённости проникает во множественное число. Однако сначала она действовала лишь для слов мужского рода, обозначавших лиц, потому как в единственном числе эта разница уже была стёрта (винительный падеж имел форму родительного).
А XVI веке категория одушевлённости укрепилась во множественном числе и для слов женского рода, обозначающих лиц, у которых формы винительного и именительного падежей не различались.
К XVII веку категория одушевлённости охватила слова, обозначающие и другие живые существа.
Однако некоторые слова до сих пор сохраняют "привычки старины".
Задание 2. Вам надо поискать такие выражения, которые сохранили привычки старины. В качестве помощи даю стихотворение Маяковского "Кем быть?" Выпишите оттуда все выражения, сохранившие для одушевлённых существительных именительный падеж в качестве винительного.
А теперь вам надо вспомнить устойчивые выражения, которые употребляются сейчас, имеющие тот же принцип образования.
И да. Назовите отгадку к загадке про Ивана Пятакова. Имейте в виду, что загадка старинная, поэтому и отгадка из быта того времени, хотя и сейчас это кое-где сохранилось.
Чтобы легче было найти эти устойчивые выражения, дам подсказку в виде начала словосочетаний:
пошёл в ...
вышел в ...
взял в ...
выбран в ...
записался в ...
Задание 3. Исправьте ошибки в следующих предложениях:
В булочных пекли жаворонки с подгоревшими изюмными глазами (Катаев).
Я сдал в утиль все свои старые куклы (Катаев).
Вы купили "Москвича". "Москвича" нужно было где-то поставить (из газеты).
Это автозавод, который делает вездеходы - любимцы и баловни наших поселков (из газеты).
Там, где в июне, в июле, в августе собираешь крепеньких маслят, там в сентябре и октябре ищи ядрёных, как молодая морковь, рыжиков (Солоухин).
Вешенки по своему внешнему виду и вкусу напоминают опят (из газеты).
Обоснуйте.
А теперь давайте обратимся к следующим строкам:
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Задание 4. Установите автора этих строк. Найдите подобные обращения у этого же автора или у других. Трёх примеров достаточно. Какими словами выражены в этих строках обращения? Как называется такой приём в литературе? Расскажите, что даёт использование этого приёма в языке.
А теперь поговорим о сравнении. Это одно из самых распространённых средств изобразительности в речи. Видов сравнений есть много, но сегодня мы остановимся на том, которое выражается именем существительным при помощи союзов "как", "словно", "подобно", "будто", "как будто", "точно", "что", "чем", "нежели". И даже, в основном, будем рассматривать сравнения с союзом "как", потому что в постановке знаков препинания в этом случае путаются практически все.
Задание 5. Для чего используется сравнение? Какую магию оно несёт в речи?
А теперь правила постановки запятых при сравнительных оборотах.
Запятая ставится, если:
1) сравнительный оборот обозначает уподобление и не содержит никаких других оттенков:
И подлинно, как жар, червонец заиграл.
Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную.
2) сравнительному обороту предшествуют слова "так", "такой" и т.п.
3) это оборот "не(ни) кто иной, как", "не (ни) что иное, как".
Запятая перед "как" НЕ ставится, если:
1) сравнительный оборот можно заменить существительным в творительном падеже или наречием:
Как дым рассеялись мечты (мечты рассеялись дымом).
Как демон коварна и зла (коварна демонически).
2)основное значение оборота - приравнивание или отождествление:
Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам неизвестной. (смотреть на меня, считая пациентом)
3) оборот образует именную часть сказуемого или тесно связан по смыслу со сказуемым:
Одни как изумруд, другие как коралл.
Совсем как сумасшедший стал.
Отец и мать ей как чужие.
Она сама ходила как дикая.
Брызги и волны были как чужие.
4) оборот имеет характер устойчивого выражения:
Всё шло как по маслу; льёт как из ведра; летит как стрела; побледнел как смерть; упал как подкошенный; мечется как угорелый; вертится как белка в колесе; улыбнулся как ни в чём не бывало; холодный как лёд; здоров как бык; крепок как дуб; свеж как огурчик; сделать как следует; отвечать как попало...
Разбойник мужика как липку ободрал.
5) сравнительному обороту предшествует отрицательная частица "не":
Поступил не как друг.
Это такая морока со сравнительными оборотами, начинающимися на "как". А вот сравнительные обороты, начинающиеся словами "словно", "будто", "как будто", "точно", "что", "чем", "нежели", всегда выделяются запятыми.
На этом всё. Ну, я думаю, что надо бы задать ещё одно задание на сравнительные обороты с союзом "как".
Задание 6. Напишите по одному предложению со сравнительным оборотом на все случаи, данные в лекции, и соедините их в связный рассказ. Можно использовать для связки и другие предложения, но не очень много.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной