ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:
конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные
Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны! Добрались и до этой лекции? Рада вас всех видеть!
Сегодня тема нашего урока, возможно, для некоторых окажется достаточно сложной, потому что про собственные и нарицательные имена существительные все часто слышат, а вот про тех, о которых мы будем говорить сегодня, слышат очень редко и, в конце концов, про них забывают. А ведь магия использования конкретных слов напрямую зависит от имеющихся знаний об этих словах. Поэтому давайте запасёмся терпением и приступим к совместному изучению имён существительных конкретных, отвлечённых, собирательных, вещественных. На самом деле тема не такая уж и сложная.
Конкретными именами существительными являются такие, которые могут сочетаться с количественными (собирательныи) и порядковыми числительными. Надеюсь, все помнят, что это такое? Количественные числительные - это количество предметов: один, два, двести, сотня и т.д. Собирательные - двое, трое... Порядковые - первый, второй... Поэтому конкретными именами существительными являются названия предметов (лист, дерево, стол), конкретных действий (прыжок, полёт), факты и явления действительности (урок, поединок). В большинстве своём эти существительные имеют формы обоих чисел. Исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы.
Отвлечённые (абстрактные) существительные - это названия отвлечённых понятий - свойств, качеств, действий, состояний: ум, радость, мудрость, сострадание.Такие существительные, как правило, не образуют формы множественного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. Однако некоторые из них обладают способностью сочетаться с неопределённо-количественными словами: много радости, мало мудрости, немного счастья.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь), предметов (мебель), животных (молодняк), насекомых (мошкара), растений (листва, малинник) и т.п., представленных как единое целое. Употребляются они только в форме единственного числа и не могут сочетаться с количественными числительными, но возможно их употребление с неопределённо-количественными словами (мало листвы) и с дробными числительными (одна треть молодёжи).
Не являются собирательными похожие на них по семантике существительные типа "полк", "стая", "роща", "груда".
Задание 1. Какими существительными являются "полк", "стая", "роща", "груда"? Докажите это.
На признак собирательности указывают суффиксы: -й- (бельё), -ств- (богатство), -ник- (ельник), -няк- (березняк), -ур- (профессура), -итет- (генералитет), -в- (листва), -н- (родня), -от- (беднота), -ёжь (молодёжь).
Вещественные существительные включают наименования однородных по составу веществ: пищевых продуктов (мука), материалов (цемент, ситец), полезных ископаемых (уголь, золото), химических элементов (уран), лекарств (аспирин), растений (пшеница, картофель), ягод (малина) и других однородных делимых масс.
Они могут употребляться либо в форме единственного числа (вода, капуста), либо в форме множественного (чернила, макароны, духи).
Не могут сочетаться с количественными числительными, но зато могут сочетаться со словами, обозначающими меру количества: литр воды, грамм золота, грядка капусты, пачка макарон, флакон духов.
При изменении лексического значения вещественные существительные могут иметь форму множественного числа. Например, минеральные воды (подразумевается, разные виды воды), пески, снега (занимаемое пространство).
Задание 2. Чтобы понять, насколько вы разобрались с этими существительными, приведите по 3 примера к каждому виду. Составьте с ними предложения, проиллюстрировав применение полученных знаний.
А теперь давайте попробуем разобраться с магией этих существительных. Вот вам текст:
Шлем, да панцирь, да седло, бинт, бальзам, примочка.
Есть такое ремесло - рыцарь одиночка.
Путешествуй там да сям, выручай кого-то.
И всё время действуй сам - вот и вся работа.
Право, если рассудить - это сумасбродство,
Плетью обух колотить, что за донкихотство
Смертным потом изойдёшь - никакого толка.
Только сгинешь ни за грош - вот и вся недолга.
Задание 3. (обязательное) Найдите в этом тексте существительные и определите, какие они. Какую роль в тексте играют конкретные существительные? Какие строчки напоминают фразеологизмы? Напишите оригиналы этих фразеологизмов.
Существительные в художественном тексте, кроме того, что могут называть предметы, участвуют в создании метафор, сравнений, устойчивых выражений, которые ещё сильнее позволяют оживить текст.
Метафора (от древне-греческого "перенос", "переносное значение") - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Этот термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.
Метафора позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т.д.
Примеры метафор:
заход солнца, вой ветра, пробуждение надежды - олицетворяющие метафоры;
острота ума, теплота улыбки, подошва горы, кладезь премудрости - овеществляющие метафоры.
А вот следующие выражения являются сравнениями: ноги дугой, волосы копной, хвост трубой. Сравнения тоже играют большую роль в оживлении сказанного. Пока рассматриваем конструирование таких оборотов из имён существительных.
Задание 4. (обязательное) Разберите приведённые метафоры (хотя бы по 1 из каждой группы). Какие прямые значения слов, какие переносные. Что помогает создать сочетания совершенно с другим смыслом? Сконструируйте свои подобные сочетания. Составьте небольшой текст с их использованием.
А вот ещё один текст:
Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. За ним душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клён, в тени которого разостлан для отдыха ковёр; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушёных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряжённый вол, лениво лежащий возле него, - всё это для меня имеет неизъяснимую прелесть...
А теперь задание по этому тексту. Оно будет большим.
Задание 5. (обязательное) Выберите из текста существительные и укажите те, которые помогают нарисовать картину. К какому разряду они относятся?
Затем выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в тексте?
Найдите метафоры и сравнения. Какой частью речи они создаются?
А теперь укажите существительные, которые раскрашивают картину. Помните, что существительные могут явно называть цвет, а могут просто ассоциироваться с ним.
Ну и напоследок вот такая мысль, завершающая нашу тему:
"Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке: ведь ничего этого отдельно не существует".
Задание 6. О какой категории существительного тут говорится? Согласны вы с этим? Немного ваших размышлений по этому поводу.
Три задания обязательные. Из оставшихся трёх можно выбрать какой-то один вопрос.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной