ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: НАЗОВУ Я ТЕБЯ ПО ИМЕНИ
Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны!
Сегодня мы с вами поговорим о нарицательных и собственных именах существительных. Попробуем найти, в чём заключается их магия и как эффективнее её использовать.
Русский термин "нарицательный" образовался от старославянского слова нарицати - "называть". Им в первой грамматике XVII века Мелетия Смотрицкого обозначались "назывные, обыкновенные, обычные" существительные. Слово "нарицати" в свою очередь произошло от "рицати" - говорить, а это слово образовалось от древнеславянского слова "речи". Вспомните, очень часто в старых свитках встречается фраза "я реку", т.е. "я говорю". Нарицательные имена существительные - это обобщённые названия класса однородных предметов. Например, ученик, учитель, привидение, сущность, цветок, дерево, сова, ромашка, берёза и т.п.
Слово "собственный" происходит от старославянского "собьство", что означает "своё", "личное", "себе принадлежащее", а также "особенность, лицо". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. У каждого жителя в Аргемоне есть имя-ник, по которому его можно отличить от другого жителя. Ромашек в мире много, но, возможно, какая-то ромашка будет вам особенно дорога и вы дадите ей имя. В мире магов очень часто так бывает, что отдельные растения, животные имеют свои собственные имена.
Задание 1. (обязательное) Каких имён существительных больше - собственных или нарицательных?
И вторая часть задания. Что (какое слово) может выступать в качестве имени собственного в отличие от имени нарицательного? В помощь к этому вопросу (если непонятна формулировка): что легче составить (или что легче на свет появляется) - новое имя нарицательное или новое имя собственное?
Собственные имена существительные неоднородны по своему составу.
1. Индивидуальные наименования единичных предметов для выделения их из ряда однородных предметов. Это имена, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия учреждений, организаций, органов печати, произведений литературы, праздников, географических и астрономических объектов.
2. Индивидуальные названия классов предметов, выделяющие названный класс из других, сходных с ним. Эти существительные называют не единичные предметы, а выделяют из ряда нарицательных целые группы предметов, имеющих общие признаки. Названия сортов, марок, типов различных изделий. Например: "Волга", "Лада" - автомобили, "Маска", "Кара-Кум" - конфеты, "Горизонт", "Рубин" - телевизоры, "Грушовка", "Антоновка" - яблоки. В качестве наименования сортов, марок могут выступать не только слова, но и словосочетания: яблоки "Белый налив", духи "Ландыш серебристый", конфеты "Птичье молоко".
Задание 2. Выберите около 10 имён собственных по своему усмотрению (по 5 к каждому из двух описанных типов и чтобы каждое обозначало свой класс предметов) и составьте с ними небольшой рассказ, показав своё умение владеть такими существительными.
Задание 3. (обязательное) Есть ли лексическое значение у имени собственного?
Нарицательные имена существительные обычно бывают в единственном и во множественном числе. Исключения есть, но они не так часты, и о них мы поговорим на другом уроке, посвящённом магии числа. Собственное же имя существительное всегда единственного числа. Ну это и понятно, ведь оно обозначает один конкретно взятый предмет. Я вспоминаю сейчас одну ситуацию, которая разыгралась в маггловской школе между учителем начальных классов и дотошными родителями. Некоторые ученики в контрольной работе по русскому языку в задании "написать форму множественного числа данных слов" привели такую форму для слова "Солнце". Учитель засчитал это за ошибку, но родители принялись доказывать, что ведь есть слово "солнца", которое обозначает светила в других системах, подобных нашей солнечной. Тогда этот спор так и остался незавершённым. Возможно, учитель не обладал нужными знаниями, чтобы доказать, что имя собственное не имеет формы множественного числа, да и внимание учеников на это не обратил на уроках, и у них так и осталось в памяти, что может иметь. Действительно, ведь можно сказать "Маши, Пети" и т.д. Все эти слова очень легко принимают форму множественного числа. Но если подумать, что они могут означать? Слово "солнца" как раз обозначает светила других систем и пишется уже с маленькой буквы, т.е. переходит в нарицательное существительное, потому что Солнцем называем мы своё светило, а как называется вон та звезда жителями планеты, которая вокруг неё вращается, никто не знает. Так и "маши, пети" - это нарицательные имена существительные, обозначающие группу каких-то абстрактных людей.
Так мы постепенно перешли к вопросу о переходе этих существительных - собственных и нарицательных - друг в друга. Этот процесс происходит в обе стороны, и иной раз трудно сказать, какая сторона побеждает.
Иногда употребление большой буквы, отличающее имя собственное, сильно влияет на смысл предложения. А если это слово стоит в начале предложения, то иногда приходится поломать голову, хотя, конечно, первое в голову приходит то слово, которое в данный момент чаще употребляется.
Например, "Батист нам очень понравился". Фламандский мастер Батист де Шамбре, который изобрёл тонкую, полупрозрачную льняную и хлопчатобумажную ткань, которая так и стала называться "батист", жил в 13 веке, и сейчас мало кто о нём знает и, тем более, мало кто помнит его. Однако, если бы такую фразу сказали в то время, когда мастер жил, то она могла бы привести в некоторых случаях к неправильному пониманию сказанного.
Задание 4. (обязательное) Приведите минимум по 2 примера к каждому процессу перехода существительных друг в друга (собственных в нарицательные и наоборот) и составьте минимум 2 предложения, смысл которых будет пониматься по-разному в зависимости от того, каким существительным - собственным или нарицательным - будет являться слово.
Конечно, самые любимые имена собственные - это имена, отчества, фамилии. Маги обязательно ищут в каждом имени лексическое значение. Что означает та или иная фамилия, то или иное имя - волнует практически каждого. Но если, допустим, имя Александр означает "защитник, оберегающий людей", то разве может такое же значение нести в себе слова, образованные от этого слова? Вот посмотрите на занятную "вселенную" этого имени.
Эти имена, которыми называют человека родные, близкие ему люди, составляются просто из букв первоначального имени для ласкового обращения. Несут ли они в себе магию первоначального слова?
Задание 5. Попробуйте поразмышлять над этим. А потом возьмите любое имя и создайте его "вселенную".
Задание 6. Найдите пословицы, поговорки, загадки, где употребляются имена собственные (имена людей, названия городов). С какой целью они там используются?
Виктор Михайлович Васнецов был великим русским живописцем, настоящим магом. В его картинах отразился мир руской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом. Словно гигантская птица, парит в небе ковёр-самолёт, и стоящий на нём русский витязь приветствует занимающийся над горизонтом рассвет; ослепительно сверкает в клетке пленённая жар-птица. На опушке леса на сером "горючем" камне сидит Алёнушка; здесь, наедине с родной природой, что словно замерла, затаив дыхание, может дать она волю своей безысходной печали. Через лес дремучий, сквозь чащу непроходимую мчится серый волк, а на нём отважный царевич и прекрасная девица.
Всю жизнь Васнецов - и это стало главной, ведущей идеей его творчества - стремился найти такой образный лад и изобразительный язык, которые выразили бы в этих сказочных и легендарных сюжетах черты национального характера, присущие народу лиризм, поэтичность и душевную чистоту, мужество и патриотизм, постоянную готовность к ратному подвигу во имя свободы и независимости родной земли. "Я не историк - художник. Я только сказочник, былинник, живописный гусляр", - так писал о своём творчестве Васнецов.
Картины Васнецова часто содержат в своих названиях имена собственные (хотя сами названия картин - это тоже имена собственные).
Задание 7. Вспомните названия картин Васнецова, содержащие в себе имена собственные. Почему приведённая картина названа "Алёнушка"? Ведь есть синонимы этого имени - Елена, Алёна.
Задание 8. (обязательное) Очень часто в художественном тексте можно встретить сравнение не с чем-то, а с кем-то. Для чего это делается? Приведите примеры.
4 вопроса являются обязательными. Из оставшихся выберите на своё усмотрение ещё один вопрос.
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной
Карта сайта (с) Чжоули
Последние изменения:
17.11.2015