ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: ВСЕМУ СВОЁ НАЗВАНИЕ


Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны!

Сегодня мы начинаем разговор о самой важной части речи - существительном. Очень часто можно услышать, что нет важных частей речи. Все они важны и все они нужны, но всё же история развития человечества и языка приводит определённые факты, которые говорят о том, что именно существительное - самая важная часть речи. Именно с неё началось освоение окружающего предметного мира древним человеком. Первые слова, которые произносит ребёнок, начиная осваивать окружающий большой мир, - тоже имена существительные в подавляющем большинстве своём. Всё подвластно именам существительным: они могут отразить не только вещную сторону мира, не только его постижение на уровне абстракции, но и могут передать звуки, краски, движение. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
< Давайте немного послушаем, о чём могут говорить разные части речи.

Чжоули взмахнула рукой - и на стене появилось изображение, и даже послышался звук разговора.

- Самый важный, конечно же, я, - разглагольствовало одно из трёх появившихся на магоэкране слов. - Только я могу назвать действие и состояние: бежать, прыгать, сидеть, думать, болеть, стареть, хорошеть... - все сразу же узнали глагол, который продолжал: - Если бы не я, то весь мир оказался бы без движения. Без меня ни приказать, ни попросить нельзя.
- Ну, уж кто важен для описания мира - так это я, - перебило глагол второе слово. - Я передаю постоянно изменяющиеся краски, называю неповторимые оттенки, любой признак, свойство, качество. Без меня мир тусклый и скучный, а кому захочется жить в таком мире?
Конечно, это было прилагательное.
Глагол с прилагательным ещё долго препирались, кто из них важнее, а третье слово слушало их и скромно молчало.

Магоэкран погас, и Чжоули продолжила:

Узнали третье слово? Да, это было имя существительное. Ему подвластно назвать всё в этом мире: конкретные вещи, людей, птиц, животных, растения, события, признаки, действия... Имя существительное - самая частотная часть речи. По данным "Частотного словаря русского языка", из 9 тысяч наиболее употребительных слов 4 тысячи - имена существительные. Это 44%, т.е. почти каждое второе слово в нашей речи - это имя существительное.

А сейчас задание 1. Приведите по 5 примеров имени существительного по тем разделам, что я перечислила только что. То есть, что называют имена существительные. Возможно, вы дополните эту своеобразную классификацию имён существительных. Вместе с примерами, конечно. Пока рассматриваем только имена нарицательные (кто не помнит, что это такое, посмотрите следующую лекцию модуля).

Но поехали дальше. Термин "существительное" - это перевод с латинского substantivus, что означает "субстанция, сущность". Сущее - это имеющееся в действительности, существующее, настоящее, подлинное, истинное. Вот такое значение наши далёкие предки вкладывали в слова, называя всё, что видели вокруг. "Суть" - это слово тоже родственное термину "существительное".

И тут же задание 2. Соберите всех родственников слова "существительное". Расскажите об их лексическом значении. Какой у них всех корень?

История языка свидетельствует о том, что по происхождению в своих истоках существительное и прилагательное близки. Люди не сразу научились выделять свойства предметов: для этого требуется достаточно высокий уровень мышления... Поэтому первоначально для говорящего названия свойств раскрывались через предметы, которые заключали в себе эти свойства. Свойство твёрдого выражалось сначала так же, как "камень", красного - как "кровь", голубого - как "небо"... Следы старых отношений слов сохранились в языке и до наших дней: жар-птица, царь-девица, душа-человек...
А теперь давайте обратимся к сказкам. Именно там много героев и предметов-помощников, которые именно таким образом и называются. Не маленькая девочка, а именно Крошечка-Хаврошечка, не огненная птица, а именно жар-птица. И согласитесь, ведь именно в таком сочетании предмет смотрится ярче, выразительнее, живее и одушевлённее что ли. Ну стали бы использовать термин "быстрые сапоги" вместо "сапоги-скороходы", и что бы получилось?

Задание 3. (обязательное) Приведите по 3-5 примеров таких названий сказочных героев и волшебных предметов-помощников и попробуйте порассуждать: как изменится магия этих слов, если одно слово заменить именем прилагательным. Чаще всего их можно встретить в произведениях фольклора. Почему?

Идём далее. Существительное - это сердце языковой вселенной. Оно является душой всех частей речи и образует их центр.

На доске появилось следующее:

сердце языковой вселенной


Тут, конечно, не все сочетания являются именно словосочетаниями в правильном их понимании, но видно, что имя существительное сочетается почти со всеми частями речи. От имени существительного образуются другие существительные, прилагательные, глаголы.

Задание 4. Разберите языковую вселенную слова "сердце" (т.е. выпишите все сочетания, показав связь слов в них вопросами и написав, где словосочетание, а где нет и это что-то другое, а также покажите образование других слов от слова "сердце") и попробуйте составить свою вселенную с другим именем существительным.

А теперь послушайте следующее:

"Это была стремительная гроза в самый разгар золотой осени, в ту пору, когда гроз почти не бывает.
В этом была её мощь - в невиданном пожаре солнечного света, бившего в осеннюю заржавленную землю через прорывы бешеных туч.
Взрывы солнечного огня, его косые лучи проносились и тотчас гасли в угрюмой дали. Там узкими домоткаными холстами уже лились из леса и пустоши короткие ливни.
Каждый взмах солнца выхватывал из сумрака то одну, то другую отлитую из чистейшей меди берёзу...
Свет, золото, багрянец, пурпур и снова - быстрый свет! Синий блеск молний, длинные раскаты грома, и вдруг вдали, в путанице поваленных ветром берёз, - рыжая огненная лисица с поджатой лапой и настороженными ушами".

Задание 5. (обязательное) Попробуйте найти в этом отрывке "цветовые" и звучащие имена существительные. Ну и, конечно, объясните, почему именно эти слова. Учтите, что цвет со словом может и просто ассоциироваться, а не прямо называться им.

Задание 6. (обязательное) Попробуйте составить небольшой текст из существительных (прозаический или стихотворный) и передать в нём не только предметность, но и динамику жизни, её красочность. Объясните, как и при помощи чего вам это удалось сделать.

Три задания обязательные. Из остальных выберите на своё усмотрение ещё один вопрос. Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015