Способность озарять слова (часть II)


— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!

Мы продолжаем рассматривать удивительную способность прилагательных озарять слова.

Интересно использование прилагательных, обозначающих цвет, которые наряду с прямым значением получают и символическое.

Синий май Например, у Есенина цвет получает символическое значение времени. Это пора юности: «голубые года», «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»; зрелого возраста: «Увяданья золотом охваченный»; угасания жизни, её конца: «Снежная равнина, белая луна/Саваном покрыта наша сторона».

Цвет окрашивает времена года: «синий май»; время суток: «Предрассветное. Синее, Раннее».

Цвет у Есенина олицетворяет пространство, родину, отношение к ней: «Не видать конца и края — только синь сосёт глаза», «О, Русь, малиновое поле».

Наиболее частым содержанием цвета является эмоциональное состояние героя: «души сиреневая цветь», «глаза — голубень», «синее счастье», «Несказанное, синее, нежное...»

Значительное место среди эпитетов занимают сочетания противоположных понятий. Такие сочетания называются оксюморонами. Например, «седая юность» (Герцен) «сладкая грусть» (Курпин). Такое, казалось бы, несочетаемое сочетание слов сразу приковывает внимание читателя, усиливает изобразительность образа, оказывает психологическое воздействие. Сирени шелест голубой

Эмоциональный оксюморон с включением цвета есть и у Есенина: «Есть тоска весёлая в алостях зари», «На душе — холодное кипенье и сирени шелест голубой».

Через движение цвета передаётся движение жизни и чувства: «Люблю, когда на деревьях огонь зелёный шевелится», «заметался пожар голубой».

Имена прилагательные играют большую роль не только в пейзажных зарисовках, но и в портретном описании. Авторы пользуются разными способами описания своих героев, чтобы достичь задуманного.

Например, доминирующими в портрете Веры Николаевны Ельцовой, главной героини повести И.С. Тургенева «Фауст», являются слова «белый», «чистый», «прозрачный», «светлый», «холодный». Частое их употребление делает естественным появление в финале такой метафоры, используемой для характеристики героини, как «мирный ангел» (тут реализуются слова «белый», «чистый», «светлый»).

Если будем анализировать тексты летописей, былин, сказок, народных песен, то там выявляются в описании героев слова, которые определяют такие доминирующие признаки, как богатырское телосложение, высокий рост, широкие плечи, крепость тела, большая физическая сила.
Лишь со временем в произведениях фольклора начинают проявляться признаки, характеризующие с эстетической стороны удалого добра молодца: тело белое, руки белые, очи соколиные, брови соболиные. Красна девица обретает такие признаки, как округлость лица, белый цвет кожи, румянец и другие ассоциации: лебёдушка, пава, утица луговая, берёзка...

Образ внешности и характер героя начинает детализоваться в XIX веке. Главное — стремление проникнуть во внутренний мир человека, отразить его неповторимость и уникальность. «Большая величина тела», «богатырская сила» утрачивают свою привлекательность. Получает распространение литературный приём контраста: привлекательная внешность — отталкивающий внутренний мир (например, Василий или Элен Курагина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Всё более частыми становятся такие описания внешности, в которых за скромной, порой неяркой внешностью таится глубокий внутренний мир персонажа. Такой приём требует длительного всматривания в героя, чтобы оценить привлекательный внутренний мир героя (княжна Марья). Всё более детализированными становятся описания частей лица, выделяются особенности взгляда, выражения лица, характер улыбки.

В описаниях внешности уделяется большое внимание особенностям движения героя, подчёркиваются особенности его походки, привычных жестов. По манере двигаться, осанке, костюму, мимике воссоздаётся образ жизни персонажа, его психологический портрет.

Характерной деталью описания человека может быть присущий ему или ассоциируемый с ним запах.
Например, «запах её тела, напоминавший ему почему-то запах молодых клейких почек тополя» (Куприн), «Поручик взял её руку, поднёс к губам. Рука маленькая и сильная, пахла загаром» (Бунин).

Как мы видим, эпитеты могут быть выражены не только прилагательными (полными или краткими — об особенностях употребления кратких прилагательных мы говорили ранее), но и причастиями, сравнениями. Интересные прилагательные встречаются у Гомера: часто они состоят из двух основ и сделаны из словосочетаний типа прилагательное+существительное (например, златокудрая — златые кудри), считаются индивидуальными, потому что относятся к конкретному персонажу, описывая характерные признаки его внешности, голоса, характера.

Таким образом, употребление имён прилагательных придаёт речи точность, меткость, особую выразительность, помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.

На этом мы закончим нашу лекцию и перейдём к домашнему заданию (выберите любые три вопроса на свой вкус):

1. Найдите больше прилагательных в произведениях Гомера. Проанализируйте, для чего используется то или иное прилагательное.

2. Возможно, вы знаете писателей и поэтов, в произведениях которых прилагательное занимает особое место. Возьмите одного из них и расскажите, какую роль в его произведениях играют имена прилагательные.

3. Встретились две цивилизации. Одна говорит существительными, другая — прилагательными. Как отличается их мышление?

4. Возьмите какую-то часть тела (например, рука, пальцы, шея...), выражения лица человека (например, улыбка, глаза), мимику, походку, осанку и т.д. и найдите в произведениях поэтов и писателей, какими прилагательными они характеризуются. Нужно выбрать что-то одно, что будете рассматривать.

5. Можете написать своё прозаическое и поэтическое произведение небольшого объёма по теме данной лекции. Какие прилагательные вы использовали, для чего?

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015