Способность озарять слова


— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!
Сегодня мы подробнее рассмотрим одну из самых важных способностей имени прилагательного — озарять другие слова.

На первой лекции я говорила, что в переводе с греческого слово «прилагательное» значит «эпитет», «приложенное».
Эпитет — это не простое слово, причём эпитетов как отдельных слов нет. Эпитетом слово становится при другом слове, когда начинает влиять на выразительность этого другого. Эпитетом может быть существительное (веселья шум), наречие (горячо любить), числительное (вторая жизнь), но чаще всего эпитетом выступает прилагательное. И опять же не всякое прилагательное и не в любой ситуации будет эпитетом.

В словосочетаниях «деревянный стол», «серебряный нож» относительные прилагательные «деревянный» и «серебряный» лишены качественного оттенка, а просто констатируют и уточняют факт, что стол был сделан из дерева, а ложка вылита из серебра.
А вот эти же слова в словосочетаниях «деревянный» лоб и «серебряный голос» уже заставляют остановиться, задуматься и определить, какие же качества могут быть у такого лба и голоса. И тут уже всё зависит от способности человека видеть предметы, их внутреннее содержание, их магию.

Эпитеты относятся к золотому фонду языка, так как удачно подобранный эпитет усиливает выразительность и образность речи, обогащает содержание, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления.

Море синее Выделяются три типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические и индивидуально-авторские.

Общеязыковые эпитеты составляют самую многочисленную группу: трескучий мороз, ироническая улыбка.

К народно-поэтическим относятся те, которые пришли к нам именно из произведений народного фольклора и близких к нему: синее море, горькое горе, буйный ветер и многие другие.

Ну и индивидуально-авторские встречаются в произведениях различных авторов: голубое настроение (Куприн), мармеладное настроение (Чехов), цветастая радость (Шукшин).

Итак, эпитет — слово или словосочетание, эмоционально характеризующее предмет или действие.

На ранних ступенях развития эпического творчества — как устного народного, так и литературного — эпитеты отличались тем, что в них не было отчётливо ощутимой эмоциональности, они обладали вещественностью своего значения и раскрывали физические свойства изображаемых явлений. Но герои сказок, эпических песен и повестей, их подвиги и приключения постепенно идеализировались, вещественные эпитеты со временем стали обозначать всегда наиболее совершённые, мощные, ценные физические свойства изображаемых явлений и предметов. В старинном сказочном и песенном «мире» солнце всегда было «красным» или «светлым», ветер — «буйным», туча — «чёрной», море — «синим», лес — «тёмным» поле — «чистым», молодцы — «удалыми», девицы — «красными» (красивыми), очи — «ясными», ноги — «резвыми», кони — «борзыми», мечи — «булатными».

При традиционном исполнении сказок и песен эти эпитеты прочно закреплялись в определённых образах и переходили из одних произведений в другие. И эта традиция в значительной мере распространилась и на лирическую народную поэзию.
В фольклоре такие эпитеты получили название постоянных.

Тучи чёрные Интересен тот факт, что и в творчестве других народов было много подобного.
Например, у Гомера море синее или серое, снег холодный, немочь злая, вино тёмное, красное, небо звёздное, медное.
В северном эпосе и сагах: земля, пути зелёные, лес тёмный, волны холодные, море синее, тёмно-синее.
Много постоянных эпитетов в сербских, болгарских, украинских народных песнях.

В художественной литературе такие эпитеты применяются только в произведениях, следующих традициям устного народного творчества.

В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый...

Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник...

Думаю, вы сразу узнали, чьи это строки. Да это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

А вот что мы можем прочитать у Михаила Юрьевича Лермонтова:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие...

Ещё одно имя не могу не упомянуть. Это Кольцов Алексей Васильевич — певец русского народа.

Понесут её
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.

Эпитеты эти не зря называются постоянными — они накрепко соединяются с определяемым словом, как бы каменеют и уже не расстаются с существительным, которое характеризуют.

Литература, в свою очередь, издавна училась у фольклора. Не случайно Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».
Эпитеты в творчестве разных писателей изменяются и становятся более эмоциональными по содержанию, обогащаясь различными психологическими ассоциациями.

В русской поэзии очень много произведений, посвящённых зимним и осенним пейзажам. Именно эти пейзажи являются доминирующими. Летняя тематика освещена меньше (произведений, посвящённых лету, меньше раза в три). Каждый поэт, конечно, предпочитает что-то своё.

Теперь не свестники поэтов,
Вся ширь проселков, меж и лех
Рифмует с Лермонтовым лето
И с Пушкиным гусей и снег.

Зима... Это глубочайшее обнажение души русской природы, то «посмертное» её состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость. Ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, воплощая художественные представления о самом небытии или сверхбытии в его отношении к цветущему земному бытию.

Да. Пушкин был любителем описывать зиму. Она у него всегда разная. И каждый раз поражаешься, какие слова находит поэт, чтобы описать это время года. Он виртуозно владеет именами прилагательными, которые у него раскрашивают, оживляют любую картину, озаряя то один уголок, то другой. И не успеваешь переводить взгляд: так всё привлекательно и заманчиво.

Зима В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Мороз и солнце! День чудесный!
...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
...
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Пушкина можно цитировать бесконечно. И в каждой новой его строчке зима вырисовывается с новой стороны, показывается ещё одна маленькая её особенность, которая удивляет, поражает. А ведь каждый видит эту картину и не один раз, но не каждому суждено её действительно увидеть. Это особый талант, которым маги, несомненно, обладают. Надо только не лениться развивать этот талант.

Для того, чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые.

Первую лекцию по эпитетам на этом закончим. Домашнее задание будет такое:

1. Расскажите о магии эпитета.

2. Сделайте небольшую подборку отрывков из поэтических и прозаических произведений, описывающих ваше любимое время года (или любимое состояние природы). 2-3 произведения будет достаточно. Какими прилагательными пользовались авторы и что им удалось с их помощью показать?

3. Сделайте свою небольшую зарисовку этого времени года (или состояния природы) и расскажите, какими словами вы пользовались для того, чтобы раскрасить, озарить вашу картину.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015