Магия глагола
— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны! В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете) В будущем времени глаголы отвечают на вопросы что сделает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете) и что будет делать? Все обратили внимание, что в настоящем времени лишь один вид вопроса, а в прошедшем и будущем два? Это потому, что глаголы у нас бывают двух видов — совершенные (которые отвечают на вопрос что сделать? и означают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определённого предела (похудеть)) и несовершенные (отвечают на вопрос что делать? и означают действие в процессе). Так вот, глаголы совершенного вида не имеют форму настоящего времени, только прошедшего и будущего. Зато глаголы несовершенного вида образуют будущее время сложным способом, с помощью дополнительного слова «будет». Есть несколько глаголов, которые значение вида принимают лишь в контексте, то есть могут быть как совершенного, так и несовершенного вида: казнить, женить, крестить, обещать. Вернёмся теперь к тому, как глаголы одного времени могут замещать глаголы другого времени и для чего это надо. Например, глаголы настоящего времени заменяют формы прошедшего времени при описании прошлых событий. Это позволяет как будто приблизить события к читателю, представить их крупным планом: описываемая картина будет разворачиваться прямо на глазах, станет более яркой и чёткой. Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светит ярко. Снег блестит. Почему бы не написать всё в прошедшем времени, ведь описывались события, которые произошли вчера? Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светила ярко. Снег блестел. Чувствуете разницу? Как будто что-то ушло из созданной картинки, она стала менее чёткой и почти совсем неживой, потому что погрузилась в прошлое магией глаголов прошедшего времени. Помните рассказ А. П. Чехова про Ваньку, который писал письмо на деревню дедушке? Насколько живо переданы в этом письме воспоминания мальчика и какую огромную роль тут играют именно глаголы настоящего времени. Не только настоящее, но и будущее время может живописать прошлое. «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной...» (И. С. Тургенев) Аналогично, настоящее время может использоваться и в качестве будущего, также приближая это будущее к слушателю, делая его почти свершимся. «У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем... начинается новая жизнь». (А.П. Чехов) Для обозначения действия в будущем может использоваться и прошедшее время: «Если отряд не придёт завтра, мы погибли». Зависимость одного действия от другого выражена здесь резче, категоричнее (как будто действие уже произошло), чем было бы, если б глагол «погибнуть» стоял в форме будущего времени (погибнем). Употребление времени в переносных значениях очень оживляет повествование, позволяет ярко представить события, придаёт им повышенную выразительность и стремительность. Всё это обеспечивается гибкостью языка. И при этом нет никакой путаницы в использовании временных форм глагола. Всё логично и подчинено главному — передаче тончайших оттенков мыслей и чувств, оживлению нарисованного словами. Как в живом организме нераздельны понятия «вчера», «сегодня», «завтра», так и в языке история и современность сливаются, дополняют и объясняют друг друга. Вызывает большой интерес и использование видов глагола, передающих различные оттенки действия. Особенно выразительны глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставок и суффиксов. Об этом с восхищением писал В.Г. Белинский: «Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы... В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских , имеющих виды! Плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть, отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться. Это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!» Мы знаем, что многие слова в русском языке имеют по несколько разных значений. По развитию многозначности глаголы держат первенство среди всех частей речи. Какой глагол ни возьми, обязательно найдётся несколько разных значений для него (пусть иногда и не очень сильно отличающихся, но всё же различных). И солнце играет (лучами на речке), И кошка играет (клубком на крылечке), И Женя играет (есть кукла у Жени), И мама играет (в театре на сцене), И папа играет (на медной трубе), И дедушка (с внуком играет в избе). А бабушка внуку пеленки стирает. Бабушка в стирку, наверно, играет? (А. Шибаев) Богатыми изобразительными возможностями обладает и инфинитив. Давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлечённое понятие. Инфинитив имеет вневременной и внеличностный характер, и это придаёт высказыванию оттенок обобщённости и всеохватности по времени. Коль любить, так без рассудку Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.Н. Толстой) Видно, что красочность, живописность и точность художественных текстов во многом зависит от глагола, возможности которого кажутся безграничными, благодаря универсальной организации. Нельзя не вспомнить о глагольных формах — причастии и деепричастии. Обе эти формы обладают огромной изобразительной силой. О причастии мы уже говорили при изучении прилагательных, но там мы его рассматривали исключительно как форму прилагательного. Причастие соединяет в себе энергию глагола и описательные возможности прилагательного, поэтому оно не только образно описывает предмет или явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Благодаря тому, что причастие совмещает в себе признаки разных частей речи, оно становится более богатым по содержанию и экономичным по воспроизведению. Вот как отзывался о причастии А.С. Пушкин: «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». А М.В. Ломоносов утверждал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Деепричастия совмещают в себе значения глагола и наречия. Деепричастия украшают глагол, дополняя его другими действиями, создают живописную картинку, как бы дорисовывая движение. Вот пример из воспоминаний Д. В. Григоровича: «Он, Достоевский, по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: „Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика“. „Не то, не то, — раздражённо заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая… “ Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым литературно-художественным приёмом». (Д. В. Григорович). На этом мы закончим нашу лекцию и перейдём к домашнему заданию (выберите любые три вопроса на свой вкус): 1. Возьмите тексты из вопроса 4а вот этой лекции. Разберите их на предмет наличия в них глаголов. Какого типа глаголы преобладают в каждом тексте? Сделайте соответствующий вывод: какие нужны глаголы, чтобы описываемая картинка была живой, а какие нужны для статической картинки? 1*. Задание то же самое, но тексты (их отрывки) можно выбрать самому (из любых произведений других авторов или своих). 2. Приведите 2-3 примера градаций с использованием глаголов (из произведений других авторов или свои собственные). 3. Возьмите любой глагол и напишите небольшой рассказ, в котором постарайтесь употребить этот глагол в разных значениях. 4. Возьмите стихотворение Блока «Превратила всё в шутку сначала» (или найдите другое стихотворение, изобилующее глаголами) и выясните, глаголы какого вида и для чего используются в произведении. Превратила всё в шутку сначала, Поняла — принялась укорять, Головою красивой качала, Стала слёзы платком вытирать. И, зубами дразня, хохотала, Неожиданно всё позабыв. Вдруг припомнила всё — зарыдала, Десять шпилек на стол уронив. Подурнела, пошла, обернулась, Воротилась, чего-то ждала, Проклинала, спиной повернулась, И, должно быть, навеки ушла... Что ж, пора приниматься за дело, За старинное дело своё. Неужели и жизнь отшумела, Отшумела, как платье твоё? 5. Предлагаю вам стихотворение В.Высоцкого. Какие слова здесь преобладают и что с их помощью автору удалось создать, нарисовать? В рощах и чащах, В дебрях и кущах Сколько рычащих, Сколько ревущих, Сколько пасущихся, Сколько кишащих, Мечущих, рвущихся, Живородящих, Серых, обычных, В перьях нарядных, Сколько их, хищных И травоядных, Шерстью линяющих, Шкуру меняющих, Блеющих, лающих, Млекопитающих, Сколько летящих, Бегущих, ползущих, Сколько непьющих В рощах и кущах И некурящих В дебрях и чащах, И пресмыкающихся И парящих, И подчинённых, И руководящих, Вещих и вящих, Рвущих и врущих — В рощах и кущах, В дебрях и чащах! 5*. Найдите произведение другого автора, изобилующее причастиями, или напишите своё собственное. Расскажите, какова магия причастия в нём. 6. Расскажите о магии деепричастия на примере отрывков из произведений любых авторов или своих собственных. 7. Сделайте небольшую прозаическую или поэтическую зарисовку, где постарайтесь применить все (или большинство) полученные на данном уроке знания. Объясните, что и для чего вы использовали. Удачи! Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО (с) Чжоули Последние изменения: 18.12.2024 |