Велес-Волос
— Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня мы поведём разговор о хорошо всем известном боге — Велес, или, как его ещё называют, Волос. Очень сложный бог, со множеством функций. Попробуем со всем этим разобраться.
Велес считается сыном Рода, братом Сварога. Надо сказать, что по известности Велес обогнал Сварога. Если про Сварога знают лишь некоторые, то Велеса знает почти каждый. Знаменита скандальная Велесова книга, якобы списанная с утерянных дощечек IX века. Но, к сожалению, и текст, и фото самих дощечек признаны фальсификацией.
Судя по найденным при раскопках предметам, Велес — древнейшее из всех славянских божеств. Корни о его представлении восходят к медвежьему культу неандертальцев. Владение огнём, выслеживание зверя (может быть, даже перенаряженными в его шкуру охотниками; название «Волос» возможно произошло от русского «волоха» — шкура, «волохатый» — косматый), всеобщая охота, закалывание зверя рогатинами, постройка жилищ — всё это влияло на выработку представлений о взаимоотношениях людей между собой, людей и животного мира. В результате появились магические представления, отражённые в медвежьем культе, чему способствовало обитание медведя в таких же пещерах, в каких жили сами люди, наделение медведя человеческими качествами (из всех звериных шкур — бизона, коня, носорога — охотнику легче всего было надеть на себя шкуру медведя и воспроизводить в ней движения этого зверя на охоте).
Почитание медведя выразилось и в его имени. Настоящим русским именем медведя было Бер (берлога — логово Бера), но произносить это имя было запрещено, чтобы не накликать беду. Поэтому у славян осталось в ходу иносказательное имя этого зверя: Мёд-ведь, Вед-мідь — мёд ведающий.
В. Даль приводит ещё несколько наименований русского медведя: ведмедь, мечк, бирюк, лесник, ломака, ломыга, костоправ, куцый, косматый, космач, мохнач,
Наши далёкие предки верили, что произошли от медведя, и поэтому называли его ласково «дедушка», «батюшка».
Медвежий культ в лесных, богатых медведями местах дожил до средвевековья. У убитого медведя отрубали голову и лапы и прятали их в особом месте, что говорит о том, что их наделяли особыми магическими свойствами. Делались амулеты в виде медвежьей лапы или когтей. И даже в начале XX века подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота вывешивалась медвежья лапа, которая носила название «скотьего бога», а как известно, скотий бог — это Велес.
Медведь повсеместно считался символом здоровья и силы, что нашло своё отражение в целебной магии: медвежьей шерстью окуривали больных лихорадкой, сквозь медвежью челюсть протаскивали захворавшего ребёнка. Медвежьим салом лечили боли в костях. Когти и шерсть медведя носили как амулет от порчи и сглаза.
Особое значение придавалось крови медведя: охотник, застреливший зверя, протирал его кровью ружьё, чтобы оно не давало осечек. Обагрённая кровью убитого медведя рогатина использовалась в качестве оберега при первом выгоне скота в поле.
Связан образ медведя и с богатством. Так Русском Севере родители жениха встречали молодых в вывороченных наизнанку шубах. Молодая спрашивала: «Батюшко и матушка, отчего вы мохнаты?» Те отвечали: «Оттого мохнаты, чтобы вы жили богато». С той же целью молодых после свадебного обряда сажали на разложенную в Красном углу медвежью шубу.
С медведем связан целый ряд календарных примет и поверий:
— считалось, что на Воздвиженье-Таусень/Родогощ (14—27 сентября) он залегает в берлогу;
— на Спиридона Солнцеворота-Коляду (12—25 декабря) поворачивается на другой бок;
— на Сретение–Велесов День (2—15 февраля) выходит из берлоги, чтобы взглянуть на «молодое» солнце, сшибить рог с Зимы;
— на Благовещенье–Масленицу (25 марта—7 апреля) встаёт.
Первобытные охотничьи магические обряды содержали две идеи — идею добывания зверя и идею плодовитости зверей. Поэтому у земледельческих народов медвежий праздник стал модифицироваться и постепенно перешёл в разряд весенних аграрных праздников. Произошло это после установления приоритета земледелия в хозяйстве. Но паралллельно продолжали сосуществовать старые охотничьи обряды.
В записях середины XIX века, сделанных на территории Белоруссии, зафиксирован настоящий медвежий праздник — комоедицы. Он празднуется накануне христианского Благовещения — 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекут специальные кушанья, а в самый медвежий день надевают вывороченные шерстью наверх шубы и тулупы и исполняют особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя. Природа здесь олицетворена медведем. Смысл праздника — магическое содействие возрождению жизни.
Древние следы медвежьего культа обнаружены у села Волосова, ритуальный топор с головой медведя найден в центре Ростова, где в XI веке было капище Велеса.
Созведие Плеяд имеет русское народное название «Волосожары», «Волосыни». Сияние Волосынь предвещало удачную охоту.
В летописях мы встречаемся с этим богом. Например, в «Повести временных лет», когда летописец Нестор рассказывает о договоре славян с греками в 907 году: «...и кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом скотием богом...»
Велес был богом богатства, скотоводства и плодовитости. Идея богатства выражена как раз посредством слова «скот» (равнозначное слово в латинском языке «pecunia» &mdaqh; «скот», «богатство»). Именно скот (стада крупного рогатого скота, «говяда») в бронзовом веке составлял богатство племени.
До средневековья слово «скот» имело более широкое значение, чем сейчас.
Велес считался вторым по значению божеством после Перуна, а где-то даже первым, соперником Перуна. Если идол Перуна стоял на холме за палатами Владимира, то идол Велеса — на Подоле, в нижнем, «трудовом», районе Киева, где жили земледельцы, торговцы. То есть Перун был богом дружинников, а Велес — богом всей трудовой Руси.
Идол Велеса постигла участь, похожая на участь идола Перуна: его не решились изрубить и сжечь, а пустили по реке. Как бы похоронили старого бога, отправили его в плавание в царство мёртвых: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи», — говорится в «Житие Владимира».
Велес также был связан с культом мёртвых, предков, душ умерших. Прежде всего обращает на себя внимание свзяь по имени. Например, у балтийских народов «welis» — литовск. — покойник, «welci» — души умерших. Поэтому название бога Велес больше относится к западным славянам, а Волос — к восточным.
Так как Велес — скотий бог, то считалось, что он «пасёт» на пастбищах загробного мира души умерших. И именно обряд оставлять на сжатой ниве полоску колосьев «Волосу на бородку», который сохранился до XIX века, — это попытка задобрить Велеса через его подопечных — души предков, которые могли замолвить доброе словечко в счёт будущего урожая.
Как же так получилось, что Велес к своим качествам скотьего бога ещё прибавил и черты характера бога, связанного с подземным миром?
В далёком охотничьем прошлом Велес означал «дух убитого зверя», «дух охотничьей добычи». В это время более ранний культ небесных рожаниц-лосих вытесняется представлением о мужском божестве, хозяине леса, выступающем в виде медведя. Тогда же созвездие Лоса становится Большой Медведицей.
Поскольку скотоводство развилось из охоты (отлова и выращивания дикого молодняка), то повелитель лесного зверья был переосмыслен и стал покровителем одомашненного зверя, то есть стал в прямом смысле скотьим богом. Охотник преследовал и убивал свободного зверя, скотовод резал связанную скотину, но цель в обоих случаях одна — убийство животного с целью накормить себя и своих соплеменников.
Позднее добавился Перун. Велес оберегал и умножал стада, принадлежащие племени, а Перун вдохновлял на захват чужих стад и новых пастбищ. При переходе к земледелию скот продолжал оставаться богатством племени: он обеспечивал вспашку полей, шерсть, кожу, мех для одежды, молоко, сыр, масло для еды, кость и рога для поделок. Но теперь та, возникшая в охотничью пору, связь Велеса с духом убитого зверя осмысливалась шире: умершие предки предавались земле и в сознании древних пахарей содействовали плодородию и урожаю.
Наряду с колосьями, оставляемыми Волосу на бородку, сохранилось почтительное отношение в последнему снопу, увозимому с поля. Его называли «дедом», его зёрна считались особо плодовитыми и потом их примешивали к посевным.
Выражение «Волосу на бородку» сохранилось только у русских, у западных и южных славян этого нет. Но у югославов сохранилось выражение «божья борода», а вот имя бога уже позабылось.
Сочетание мёртвого сжатого поля с последним снопом в какой-то мере тоже объясняет связь Велеса с миром предков, покоящихся в земле и помогающих её плодородию.
Велес изображался в виде бородатого мужчины с огромным турьим рогом («рогом изобилия») в руке.
Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год — на зимние святки и на масленицу; оба срока связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места церковным календарем). Дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя, когда, как уже говорилось, белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу.
Большие храмы, посвящённые Велесу, находились в Великом Новгороде, Ярославле, Ростове. Хозяин леса украшает до сих пор гербы Новгорода и Ярославля. До основания Ярославля тут находилось языческое поселение, которое называлось Медвежий угол. И, соответственно, был храм.
В «Сказании о построении града Ярославля» прямо говориться, что волхвы были жрецами «скотьего бога»:
«Сему же многоказнённому идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури».
Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили.
«И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься…
При засухе язычники молили слёзно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь».
С приходом христианства на месте капища Волоса был построен деревянный храм по имя святого Власия, который и заменил Велеса.
День его памяти — 24 февраля. В этот день крестьяне угощают домашних животных хлебом и поят крещенской водой. Если на скот нападают болезни, то люди «опахивают» деревню, неся икону святого Власия и вознося ему молитву.
Однако в Ярославле до сих пор можно найти упоминание о почитании тут бога Волоса. Медвежий угол — очень популярное название, которое носят гостиница и ресторан. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица и выстроен новый храм. Храм святого Власия есть и в Ростове, построен на месте бывшего идола Велеса.
Сохранились капища Велеса в Волосовском районе Ленинградской области и Павлоградском районе Днепропетровской области.
В Ленинградской области, в окрестностях города Волосова находится огромный валун, который счиатется культовым камнем, камнем Велеса. Располагается в заболоченном хвойном лесу. Высотой более 5-ти метров и в обхвате около 38 метров. На вершине камня имеются выступы наподобие ступеней или сидений. Природное это явление или дело рук человека — непонятно.
На поверхности камня можно рассмотреть знаки латиницы и два косых креста 40 на 30 см. Есть две версии: то ли эти кресты были оставлены христианами в период борьбы с язычниками, то ли это рунические знаки.
Согласно поверью, камень не подпускает к себе плохих людей: можно пройти мимо него и не увидеть, хотя расположен он примерно в ста метрах от кромки леса.
День Велеса — среда, камень — опал или обсидиан, металл — свинец или ртуть, дерево — ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса.
Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Велес любит дремучие, непролазные леса, мхи да лишайники, а также грибы. Возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трёх лесных дорог. Ничего не вспоминается? Да-да, знаменитое «заблудиться в трёх соснах».
Три вечнозеленых дерева и муравейники — тоже знаки Велесовы.
Если надо сделать подношение на равнинной местности, то подойдёт перекрёсток с одиноким деревом или камнем на нём.
Капища Велеса украшали скотьи черепа или рога. Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он якобы научил людей готовить.
Очень часто в источниках указывается о противостоянии Велеса и Перуна. Велес осмысливается как бог подземного мира, во власти которого находятся источники воды и души умерших. Его представляют крылатым змеем, из пасти которого вылетает огонь, сжигающий всё живое, а сам он боится молний Перуна и прячется от них в дереве, камне, воде, животных и даже в человеке. Описываются битвы, которые постоянно происходили между Перуном и Велесом: то Велес запрёт все водные источники, то скот похитит у людей, то болезни нашлёт. Вот и приходится Перуну выходить на бой с Велесом.
Так как Велес связан с циклическими действиями, то считается, что именно он привёл в движение мир, сотворённый Родом и Сварогом: день стал сменять ночь, за зимой следовала весна, лето, осень. Добро и зло также сменяют друг друга, составляя саму жизнь.
Очень хорошим итогом этой лекции внезапно стало стихотворение Ивана Есаулкина:
Он идёт лесной тропою,
Что выводит к водопою,
Старый и, как лунь, седой,
И с длиннющей бородой.
Всё ль вокруг него в порядке
На пригорке иль в распадке?
Коль обидел кто зверей,
Он поможет им скорей,
Словом, делом ли уважит,
А виновного накажет.
Бог животных и лесов,
Скотоводов и купцов –
Велес, мудрый и всевластный,
Временами и ужасный, –
Любит хвойные леса,
Где творит он чудеса.
Бог поэтов и учёных,
В ремесло людей влюблённых,
Бог развилок и дорог –
Вещий Велес, русский бог.
Он наш мир привёл в движенье,
Дал ему Коловращенье:
Ночь сменив, приходит день;
Светом вытеснена тень;
Времена меняя года,
Изменяется природа.
Научил готовить нас
Мудрый Велес пиво, квас.
Исполать тебе,, бог Велес!
В зелень дерева оделись,
Где и птахи, и зверьё
Строят гнёздышко своё.
Исполать тебе, бог Велес!
Всё под солнышком согрелось.
Славят травы и цветы
Бога редкой доброты!
На этом я закончу сегодняшнюю лекцию. Не забудьте взять домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):
1. Найдите, что обозначали ранее слова с корнем «скот». (0—2 балла)
2. Какое отношение имеет слово «волхв» к рассматриваемой теме? (0—1 балл)
3. Почему в «Слове о полку Игореве» Боян называется «внуком Велесовым»? Какое отношение имеет исполнитель сказаний к скотьему богу? (0—2 балла)
4. Попробуйте собрать воедино все качества, присущие Велесу. (0—3 балла)
5. Ваше мнение насчёт противостояния Велеса и Перуна. (0—2 балла)
6. Давайте обратимся к русским народным сказкам, в которых говорится о медведе. Найдите несколько таких сказок (не менее двух) и расскажите о роли медведя в них. Попробуйте соотнести с тем, о чём говорилось на лекции. (0—4 балла)
7. Какая связь между комоедицами и комедиями? (0—1 балл)
8. Вы попали на один из праздников, посвящённых Велесу. Расскажите о нём. (0—5 баллов)
9. Вы можете написать своё предание, миф, сказку или легенду про Велеса. (0—5 баллов)
10. Если хотите, то сочините оду, посвящённую Велесу. (0—5 баллов)
11. Рисунок, посвящённый Велесу. (0—5 баллов)
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной