У ИСТОКОВ

Ученики тихонько заглянули в новый кабинет. Посреди комнаты стоял длинный деревянный стол, а вокруг него - такие же длинные деревянные лавки.
- А может тут и печка есть? - послышался чей-то насмешливый голос.
- Есть! - откликнулся другой голос, принадлежащий самому смелому ученику, который оглядывался уже в самой комнате.
Все ученики, друг за другом, постепенно втянулись внутрь. Дверь за ними закрылась.
Вдруг в комнате стало темно, но в следующую минуту тьма стала постепенно рассеиваться, и все увидели, что комната немного преобразилась. Стены украсились коврами, на которых поблескивали цветы. Казалось, что все находятся в тёмной чаще, где то тут, то там вспыхивает цветок. Свечи в висящих на стенах подсвечниках постепенно разгорались всё ярче. На столе стоял самовар. Вьющийся из него дымок говорил о том, что самовар тут не для красоты, а по прямому исполнению своих обязанностей - то есть для угощения чаем. Появившиеся чашки и тарелки с печёностями были кстати.
Ученики, не долго думая, расселись за столом, но угощаться пока не решались.

Сверчок запечный "В некотором царстве, в некотором государстве..." - красивый голос медленно выводил начало фразы, которая известна каждому с детства.

Ученики стали переглядываться и шептаться: "Сказки что ли будут рассказывать?"

И тут дверь заскрипела. Все оглянулись: в комнату входила улыбающаяся преподаватель по Магии языка Чжоули.

- Ну что ж вы сидите как в гостях и даже не угощаетесь? - она стремительно прошла к окну, на которых висели красиво вышитые занавесочки. - Спасибо тебе, сверчок запечный, что не оставил учеников одних.

Со стороны печки донеслось негромкое и смущённое покашливание, а Чжоули продолжала:

- Я рада всех видеть в этом кабинете, где у нас будут проходить уроки по Славянской мифологии. А вести буду я. Да вы угощайтесь, - прервалась вдруг она и налила себе чай.

Все задвигались, загремели чашками и блюдцами. Чжоули дождалась, когда установилась тишина.

- Мы больше знаем о греческих, римских богах, чем о богах наших предков-славян. Зевс, Нептун, Афина, Венера, Афродита - эти и другие имена, кажется, сопровождают нас повсюду. Мы знаем о каждом достаточно. А вот что вам говорит имя Стрибог? Ну, кроме того, что это вероятнее всего бог, чаще ничего более сказать и не могут. Славянские боги оказались очень хорошо забытыми. Так на славу постарались христиане, искореняя из сознания славян всё, чему они поклонялись до принятия христианства. Думаю, вы знаете, что христианство было навязано славянам насильно. Деревянные идолы славянских богов, которые стояли в Киеве, были изрублены и сожжены. Не решились так поступить с идолом Перуна, сбросили его в реку и проследили до самых порогов, чтобы не прибило к берегу. Всё, чему поклонялись наши предки, было разбито, уничтожено, предано забвению. Кто этим занимался не хотели, чтобы потомкам стали известны признаки их заблуждения, которому они дотоле предавались. Это одна из причн того, что про славянских богов очень мало известно.

Славянская мифология Ещё одна причина исчезновения материальных свидетельств древней культуры состоит в следующем. Все помнят, как называлась Русь? Русь деревянная. Она стояла среди лесов. Из дерева возводились жилища, делалась домашняя утварь. Даже идолы, которым поклонялись наши предки, были деревянными. Есть даже поговорка: "В лесу родился, пню молился". Вообще, эта древняя славянская культура была очень близка к природе, и прославляла она именно соединение человека с природой. Не в обиду будет сказано греческой культуре, но она вот как раз была новым этапом в развитии человечества, который характеризовался отчуждением от природы и стремлением покорить её. А праславяне были хранителями древнейшего образа жизни людей, когда те были гармонично вписаны в природу.

Но вернёмся к причине исчезновения материальных свидетельств. Так вот, в древности и писали на деревянных дощечках и бересте. Случались частые пожары: одни - по неосторожности, другие - как следствие набега врагов, которые не щадили ничего и оставляли после себя только пустынные пепелища.

Однако нельзя полностью искоренить то, что было. Следы по-любому остаются. А тут ещё такой огромный пласт культуры. Где же ищут и находят следы древней славянской культуры?

Реконструкция славянской мифологии возможна через мифологию греков. Да-да, не удивляйтесь, греки большую часть основ заимствовали у северных славян. А так же через мифологию индийцев, иранцев, германцев, сильную мифологию балтийских славян и скандинавов. Южные же славяне почти полностью утратили сведения о былом, потому что рядом было много соседей, повлиявших на их мировоззрение: Греция, Византия, азиатские страны. Общение южных славян отличается своей бойкостью и быстрым преобразованием. А вот северные и сибирские народы более склонны к хранению глубинных истоков.
Мы должны поблагодарить древних путешественников за их записки и отчёты о путешествиях, где можно найти информацию и о славянских верованиях, мифологии, образе жизни. Это Геродот из Греции; иранский мудрец Заратустра, о котором писали, что он мудрец-маг; Прокопий Кесарийский.

Вы, наверное, на других уроках говорили о том, что такое мифология вообще. Думаю, не лишним будет вспомнить и повторить. Мифология - это не только, и не сколько сказания о каких-то легендарных героях, богах, о происходении мира. Мифология - это система взглядов древнего человека, отражающая представление людей о мире. И вот выражалось это представление не только в повествованиях, но и, непременно, в обрядах, песнях, танцах, предметах первобытного искусства. Народный фольклор в этом отношении очень богатый и благоприятный источник для воссоздания славянской мифологии. Правда, содержание элементов фольклора за столько времени далеко ушло от первоначального, но герои-то остались. Сохранились истинно славянские мифологические чудовища. Помните, такой колоритный Соловей-разбойник?

Сведения о славянских богах можно найти в немногочисленных летописях, былинах и произведениях древнерусской литературы, а так же в сочинениях некоторых богословов. Да, в отличие от богатых сочинений древних греков (где среди авторов особенно выделяются Гомер, Гесиод), которые завораживают и читаются на одном дыхании, славянская мифология не может похвастаться таким многообразием печатных источников. Однако кое-что сохранилось, и оттуда, по крупицам, можно выцарапать сведения о богах. В частности, это "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве".

Славянская мифология Данные археологии дают много сведений о жизни древних людей. При раскопках языческих святилищ, погребальных захоронений, поселений обнаруживают различные предметы, и многие из них связаны с верованиями наших предков.

Осколки древних верований сохранились в народных обрядах, песнях, заговорах, деревянной резьбе, вышивках. И в сказках. Да-да, в столь любимых русских народных сказках можно отыскать следы той древней культуры. С этой целью очень полезны этнографические экспедиции, в которых изучается и собирается устное народное творчество, передающееся из поколения в поколение, записываются народные обряды, изучается устройство жилищ, домашняя утварь, разные заклинательные знаки, украшающие дом, предметы домашнего обихода, традиционная одежда и обязательно вышивка.

Обрядовые песни лучше всего сохранили в себе мифологическое содержание, потому что представляют собой магическую формулу, которую следовало строго соблюдать, иначе она потеряет силу. А так как обрядовая песня всегда сопровождала какой-то ритуал, то, естественно, сохранила форму и содержание.

Остатки древних верований можно найти в живущих сейчас обрядах и народных праздниках: Иван Купала, Масленица, Святки.

Когда мы любуемся резными наличниками деревянных домов, вряд ли кому придёт в голову, что изображение колец - это знак солнца. Конёк на крыше - оберег, который должен защитить обитателей дома от разных несчастий. Женские фигуры, вышитые на полотенце, - это древние богини-рожаницы.

И есть ещё один ключ, который помогает раскрыть тайну древних мифов. Это язык, живое слово человеческое. В современном языке можно отыскать немало "родственников" древних мифических персонажей. Например, имя бога весеннего плодородия - Ярило - происходит от древнеславянского названия весны - яр. Но вспоминаете ли вы про этого бога, когда произносите такие слова как "ярость", "яркий", "яровой", "ярка"?

К персонажам древних мифов обращались русские художники, композиторы, писатели. Жуковский В.А., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Майков А.Н., Римский-Корсаков Н.А., Лядов А.К., Васнецов В.М., Билибин И.Я., Даргомыжский А.С.

Чжоули замолчала. Ученики молчали тоже, видимо, ждали продолжения, и преподаватель произнесла:
- На сегодня всё. Продолжение будет на следующих уроках. С удовольствием вместе с вами окунусь в этот древний, таинственный, но родной нам мир. Но закончить наш первый урок по славянской мифологии я хочу замечательным стихотворением ученицы Арциса Соули Астир:

Жёлтая осенняя дорога
Привела нас по воле небес
В златокудрый, причудливый лес,
И мы встали столбом у порога.

Как ни глянь — без конца
Стелится синее небо,
И под ним — поле ярова хлеба,
Да в полях — тридцать три молодца.

То не сказка, не быль,
То великая, мощная Русь.
Стоя здесь, я ей свято горжусь,
Не сотрут её ветер и пыль.

Она будет стоять крепостями
Над холмами и серостью гор,
Устремляя свой яростный взор
Над своими стальными градами.

И по жёлтым осенним дорогам,
Под смешливые взгляды небес,
В златокудрый причудливый лес
Проведут нас великие боги.

— Вот теперь, можно сказать, на сегодня всё, — улыбнулась Чжоули.
Послышался стук отодвигаемых чашек, шарканье ног.
- Но домашнее задание никто не отменял, поэтому не забудьте его взять, - повысив голос, чтобы было слышно в образовавшемся шуме, проговорила Чжоули.

Домашнее задание.

1. Расскажите мне о своём видении славянской мифологии. Не надо искать никакие источники, а просто расскажите то, что вы знаете на данный момент, чтобы мне знать, на что больше обращать внимания на следующих лекциях. (0-3 балла)

2. А вы знаете, что означают слова, родственные имени бога Ярило? Расскажите об этом и попробуйте найти родственников слову "ведьма". (0-3 балла)

3. Выберите одного из упомянутых в лекции писателя, композитора, художника и расскажите о его творчестве, посвящённом славянской мифологии. Если вы знаете кого-то ещё, помимо упомянутых в лекции, кто в своём творчестве обращался к славянской мифологии, то можете рассказать об этом человеке. (0-4 балла)

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона