МИМО ОСТРОВА БУЯНА

Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии.

Чжоули подождала, пока все займут свои места, и продолжила:
- Хотела отправиться с вами в путешествие, но, к сожалению, погода не позволяет. Зима, в тех местах всё же холодно. Ну, возможно, мы туда ещё отправимся когда-нибудь, а пока послушайте.
Помните у Пушкина?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого...

Думаю, каждый знает, что это был остров Буян, на котором находился прекрасный город: "град на острове стоит, с златоглавыми церквами, с теремами да садами... Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты..."

Аркона. Всеволод Иванов

Однако не каждый знает, что это вот совсем не сказка, что такой остров был и есть на самом деле. Находится он в Балтийском море, на севере современной Германии и называется Рюген.
Кстати, в те времена это море называлось Варяжским или морем руянов, ранов, ругов, русов. К сожалению, время нам не позволяет углубиться больше в этот вопрос, но может когда-нибудь я вам расскажу и приведу доказательства того, что варяги - это не выходцы из Скандинавии, как нам упорно пытались навязать. И Рюрик был не шведом, а самым настоящим славянином, внуком новгородского князя, под предводительством которого и было написано прошение о помощи: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; приходите княжить и володети нами». И пришла помощь именно с этого острова.
В давние-давние времена на этом острове жили некоторые племена славян, которые называли себя руянами, а остров звался Руян. Впервые они появляются в древних источниках в VII веке в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство по Балтике. Естественно, что славяне появились и жили здесь ещё задолго до этого времени, а к IX-X нашей эры достигли высокого развития. Здесь сформировалась жреческая каста, и ни один серьёзный военно-политический вопрос не решался другими славянскими племенами без совета с руянами. Здесь воспитывались и великие славянские воины.

Вот что говорят древние источники:

Адам Бременский в «Деяниях священников Гамбургской церкви» (ок. 1066 г) писал: «… Другой остров [Руян] расположен напротив вильцев [лютичей]. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».

Гельмольд «Славянская хроника»: «Сюда обращаются из всех славянских земель за ответами и ежегодно доставляют средства для жертвоприношений. Купцам же, которые случайно пристанут к их местам, всякая возможность продавать или покупать предоставляется не раньше, чем они пожертвуют богу их что-либо ценное из своих товаров».

По словам датского хрониста Саксона Грамматика (1140 — 1208), известен также случай, когда даже не славянин, а датский король Свейн сделал пожертвование в храм Арконы: «Эту статую, почитаемую дарами всех славян, соседние короли не без уважения к нечестию наделяли дарами. Между прочими также король датчан Свен умилостивления ради посвятил кубок изысканной работы, предпочитая поклонение чужой вере своей». (Saxonis Grammatici. Historia Danica. P. I. V. II. Havniae,1839).

Аркона - так назывался город, который находился на острове, на высоком скалистом берегу и со стороны моря был недоступен. Со стороны суши город защищал высокий вал. Богатейший город, где были храмы, посвящённые всем славянским богам. Вы слышали вообще, чтобы где-то ещё были храмы славянских богов? В Греции сохранились храмы и Зевса, и Афины, и других богов, которые можно увидеть сейчас, а вот славянских храмов не сохранилось вовсе.

Самым почитаемым богом был Свентовит (Световит, Световид, Свентовид, Свантевит, Святовит и другие незначительные вариации). Очевидна связь со светом, святостью.

Аркона. Храм Свентовита

Саксон Грамматик оставил для нас описание храма Свентовита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».
Изваяние Свентовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами на четырёх отдельных шеях. Каждый лик, смотрящий в определённую сторону света, имел короткую бороду. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени. Получается эдакий бог пространства и времени.
В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами. Ежегодно рог наполнялся вином. Левая рука бога изогнута дугою и упиралась в бок. Рог - символ плодородия и урожайности, жизненной и растительной силы.
Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле.
Это изображение было прикрыто багряной завесой.
Поблизости от идола, на стене храма, висели узда, седло и огромный боевой меч и щит, принадлежавшие Свентовиту. Все они обладали магическими свойствами.
В храме стояло священное знамя Свентовита, называемое станицей. Эту станицу руяны чтили как самого Свентовита. Неся её перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога.
Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Свентовита.
300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога. Храмовые воины назывались витязями. Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. Свентовит

После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа для празднования. Происходило это, скорее всего, в сентябре (по-славянски - Рюен).
Накануне праздника жрец Свентовита входил во внутреннее святилище с веником в руках. Задержав дыхание, он начисто выметал пол. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного. Веник и выметание символизировали конец года.
На следующий день происходило гадание по пирогу, сходное с рождественской колядой. Но сначала жрец в присутствии народа вынимал из рук идола рог с вином и тщательно его рассматривал, предсказывая, быть или не быть урожаю на будущий год. Затем старое вино выливалось к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином, осушал его одним духом и испрашивал всяческих благ себе и народу. Затем он опять наполнял рог новым вином и вкладывал его в руку бога. После этого к идолу приносили пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Если было не видно (как символ того, что урожай был хороший и потому пирог получился большим), то жрец просил бога, чтобы и на следующий год они могли сделать такой же пирог.
В заключении жрец благославлял народ именем Свентовита, наказывал и впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на суше и на море. Потом все ели и пили до отвала, ибо воздержание от еды воспринималось за обиду божеству.

Посещали Аркону и для гаданий. При храме Свентовита содержался священный конь Свентовита, белой масти, с длинными гривой и хвостом, которые никогда не подстригались. "Яр конь", откуда возможно и произошло название священного города Аркона - "город ярого коня". Другая версия происхождения названия "Аркона": мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древности получил название Аркона, которое дословно означает “белая гора” (от индоевроп. ar, arya — белый, благородный и конъ — гора). То, что Аркона стояла на белых скалах, - это действительно так. До сих пор эти скалы выглядят очень эффектно.
Только жрец Свентовита мог садиться на этого коня, на котором, по верованию ранов-руянов, сражался сам Световит против своих врагов. Посредством этого коня гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копьё поперёк. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вёл на скрещённые копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою — это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий, возможно, символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных. Вспомните, как часто в русских народных сказках появляются три царства. Неслучайно, наверное.

Конь Свентовита выполнял ещё роль биологического индикатора жизненной силы славян. Если конь был взмыленным, с перепутанными, взлохмаченными волосами, то фаза жизненной силы считалась отрицательной и намеченный военный поход отменялся. Если же конь был в отличном состоянии, то поход благославлялся.
Что было накануне такого гадания - литературные источники не дают однозначного ответа. По одним, конь всю ночь находится в храме, по другим - жрец (или сам Свентовит) всю ночь скачет на нём верхом.

По общему убеждению всех славян, арконский бог давал самые точные прорицания, поэтому сюда стекались дары как от отдельных лиц, так и от целых племён. Остров Руян и город Аркона сейчас

Сейчас этот священный остров славян, сосредоточие славянской веры, пустынный. А когда-то храм Свентовита был одним их самых святых мест Европы и не меньшим чудом света, чем храм Зевса в Олимпии. Сюда стекались толпы паломников из самых дальних краёв. И поэтому храм возбуждал зависть и ненависть соседей. 350 лет этот остров был оплотом духа славянских богов, центром сопротивления насилию христианства.
Расположение Арконы было настолько гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому княжеству сохранять свою независимость и религию, находясь постояном состоянии войны с во многом превосходящими по численности и военной мощи соседями - католическим Польским государством, императорской Германией и датскими викингами. И не только обороняться против многочисленных врагов. Обладая мощным флотом, руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря. Огромные богатства скопились в крепости, что тоже не могло не привлекать недругов. Яромир - последний независимый князь Арконы. В 1157 году огромный флот руян в полторы тысячи кораблей погибает в шторме у берегов Норвегии. Это и решило судьбу Арконы.

9 мая 1168 года датчане под предводительством короля Вальдемара и епископа Абсалона высадились на Ругии-Руяне. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва.
Король напал на Ругию с большим количеством воинов (30 тысяч) и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. Город взять было нелегко: высота стен с валом достигала 27 метров, и камнемётные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осаждённые, уверенные в своих силах, покрыли стены и башни знамёнами и гербами...
... 12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, малое количество воды не позволило погасить пожар. Аркона была обречена. Жители, видя свою обречённость, бросались в пламя, не желая быть рабами. Город пал. И началось насаждение христианства и поругание над славянскими богами.

Аркона. Свержение идола Свентовита. Епископ Абсалон

Лишь в XX веке польские мастера вырезали из цельного дуба идол Свентовита, который сейчас встречает туристов, приезжающих на остров Рюген.

Аркона. Деревянный идол Свентовита. Сегодняшние дни

Но обратимся теперь на восток. На восток со временем передвигались те славянские племена, которые предпочитали мирную жизнь и занятие земледелием всем войнам. Здесь чтили бога Сварога - повелителя Неба и Земли, отца Солнца и огня. Его имя созвучно с древне-индийским "сварга" - небо, небесный.

Он низвергал на землю из туч блистающие молнии, которые, зажигая деревья, порождали земной огонь. Каждое утро Сварог выводил на небо солнце, согревавшее своими лучами всё вокруг. Солнечное тепло и дождевая влага, проливавшаяся с неба, давали силу земле, а земля отдавала эту силу растениям, питая животных и людей. Так в глубокой древности славяне представляли себе союз Неба и Земли. Не случайно в незапамятные времена родилась поговорка: "Без неба и земля не родит".
Но не только теплом, светом и едой одаривал Сварог людей. По преданию, бог дал им кузнечные клещи (которые упали из туч), плуг и научил ковать железо. С тех пор оно почиталось священным, обладающим волшебными свойствами, и железные предметы часто использовались в качестве оберега от несчастий, как, например, найденная на дороге конская подкова.
Сварог создал первые законы, по которым должны жить люди. Среди них был закон и о том, что каждый мужчина должен иметь только одну жену, а женщина - только одного мужа.
У Сварога были дети - сварожичи. Когда они подросли, то он передал им власть над Землёй и Небом, а сам удалился на покой. Но про сварожичей потом.

Сварог

Восточный Сварог и западный Свентовит считались одним божеством - верховным богом славян.

Кузьма-Демьян В средние века, примерно в XIV – XV вв., древний языческий бог Сварог был заменен (по созвучию с его основной кузнечной функцией) Кузьмодемьяном или двумя святыми: Кузьмой и Демьяном.
В деревенском христианском пантеоне Кузьмодемьяну отводилось весьма почётное место – нередко сразу после господа-бога и богородицы.
Помните про богатыря Никиту-Кожемяку, который боролся со змеем Горынычем, а когда его победил, то, поддавшись на уговоры змея разделить землю, выковал соху в 300 пудов, куда и впряг змея? "Змиевы валы" - так называется борозда, которая протянулась от Киева до самого моря. Мотив волшебных кузнецов очень распростанён и в былинах, и в заговорах. Украинские исследователи в 20-х годах XX века добровестно собрали кузьмодемьянские легенды. И вот что из них вырисовывается:

1. Волшебные кузнецы Кузьма и Демьян (изредка Борис и Глеб) действуют в сказочной кузнице, которая может раскинуться на 12 вёрст. У неё 12 дверей, а иногда упоминаются 12 молотов или молотобойцев. В просторную кузницу въезжает всадник, а иногда в ней спасаются люди. Кузня иногда оказывается золотой; золотыми бывают и молоты. Кузнецные клещи, которым хватают змея, весят 12 пудов. Часто повторяющееся число 12 связывает все события с годичным циклом из 12 месяцев и придаёт волшебным кузнецам космический оттенок.
Кузнецы куют соху, плуг. Известны варианты легенд, где божественные кузнецы ковали первый плуг для людей. Иногда добавляется, что этот первый плуг был сказочного веса и ковали его кузнецы целых 40 лет. В этих украинских легендах о кузнецах вторая ипостась Сварога - покровитель брака - не выступает. Зато в свадебных песнях, в заклинаниях, свадебных заговорах и оберегах у всех восточных славян она проявляется постоянно:

Господи, благослови! Кузьмодемьян, скуй нам свадьбу!

Святой Кузьма-батюшка, боже мой, боже мой!
Пречистая матушка, заиграй нам свадебку!

Ты святой боже, Кузьмадемьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со твоими апостолами.

О святэй Кузьмадемьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со своим святым кузлом
И скуй ты нам свадебку.

В момент приезда жениха в дом невесты, где их ставят на одну половицу и связывают вместе полотенцем, с печного столба (т. е. с самого священного места в избе) кричат:

Ты, Кузьма-Демьян!
Скуй свадебку
Крепко-накрепко, долго-надолго!

Из этого свадебного Кyзьмодемьяна явно выглядывает дpевний Сваpог, наyчивший людей ковать оpyжие и стpого следивший за пpочностью и чистотой yстановленной им моногамной семьи.
Упоминание об апостолах относит нас к Иисусу. И всё это вместе говорит о том, что Кузьмодемьян, как и Сварог, как и Иисус, - это верховный небесный бог.

2. Змей подробно не описывается. Он живёт где-то на юге, у моря и оттуда прилетает за человеческими жертвами. Между Змеем и людьми существует договор: люди ежегодно должны посылать к нему на поедание по человеку (чаще, это девушка, царёва дочь). Иногда говорится, что Змей просто прилетает и поедает людей.

3. Победа над Змеем происходит так. Кузнецы укрывают в своей кузницу очередную жертву, запирают толстые железные двери кузницы и предлагают Змею пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемого или одного из кузнецов. Змей начинает лизать, а кузнецы в это время разогревают клещи. Иногда это длится 20 суток. Когда Змей высовывает голову в пролизанную им дыру, кузнецы хватают Змея за язык раскалёнными клещами и побеждают.

4. Пропахивание "змиевых валов". Божественные кузнецы впрягают Змея в выкованный ими плуг и пашут на нём гигантскую борозду. Дорвавшись до воды (Днепр, море) Змей жадно пьёт и лопается. Из его чрева выползают всяческие гады и насекомые. "Днепровский" вариант более устойчивый, чем "морской".

Несмотря на парность христианских святых Кузьмы и Демьяна, исходным был всё же один кузнец, потому что рассказчики легенд постоянно сбивались на единственное число. Кузнец-змееборец, несомненно, близок к Сварогу и даже тождественен с ним.

Чжоули оглядела учеников, тихо слушавших, раскрыв рты, и улыбнулась:
- Да, я что-то увлеклась. И так старалась рассказать поменьше, но сколько ещё всего упустила из рассказа. Однако, урок подошёл к концу и получите домашнее задание:

1. Хотите побывать в легендарном городе Аркона? Ну вы знаете, что в нашей школе всё возможно. Отчёт о путешествии - ответ на этот вопрос. Первые две картинки, показанные в лекции, могут увеличиться при нажатии на них волшебной мышкой. Можете получше рассмотреть Аркону. Возможно, из путешествия вы привезёте и другие иллюстрации.

2. Попробуйте сравнить Свентовита и Сварога с известными олимпийскими богами. Вы с ними на первом курсе познакомились. На кого они похожи по своим функциям, по исполняемым обрядам?

3. А теперь подумайте, вспомните русские народные сказки и, вообще, русский фольклор и скажите, где и в чём нашёл отражение культ Свентовита. Обратите внимание на символы Свентовита, обряды.

4. Расскажите о русских традициях, связанных с Кузьмой и Демьяном.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона