Стрибог
Есть чёрная скала средь моря-океана:
Там Стрибог властвует, и внуков-бегунов
Он шлёт оттуда к нам с дождями для лугов,
С грозою, с вьюгами, с покровами тумана.
Тот вторит хохоту Перуна-великана,
А этот голосит тоскливей бедных вдов;
От рёва старшего гудит вся глушь лесов,
А песни младшего нежней, чем песнь Баяна.
Но на своей скале в равнине голубой
Горюет старый дед, взирая вдаль сурово:
Могучие уста закованы судьбой...
А лишь дохнул бы он! — летели бы дубравы,
Как в летний день в степи летит сухой ковыль,
И от высоких гор стояла б только пыль.
Бутурлин П.Д.
— Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня мы с вами поговорим ещё об одном боге, идол которого стоял на Киевском холме среди других идолов Владимирского пантеона. Это Стрибог. С определением функций этого бога очень много неясного, сведений осталось очень мало, но попробуем разобраться с тем, что есть.
Итак, сначала обратим внимание на само имя — Стрибог. Некоторые лингвисты истолковывают это имя как «Отец-бог» или «Небо-бог». В этом имени, конечно же, сразу привлекает внимание часть имени «стр». Согласитесь, что похожее сочетание звуков встречается во многих современных русских словах: стрела, струна, струя, остриё, стремительный, быстрый и другие. Старое русское слово «стрый» означало брата отца.
Давайте вспомним «Слово о полку Игореве»:
«Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки».
Итак, Стрибог на два поколения старше ветров, которые названы его внуками. Очень часто считают, что Стрибог — это сам бог ветра, но он дед ветров, повелитель повелителя ветров. Родился из дыхания Рода.
Стрибога считали владыкой воздушного пространства, повелителем ветров и бурь. Этому находится подтверждение в языке моравских чехов, где «stri» переводится как «воздух». К такой трактовке имени бога склоняются многие исследовали.
Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений, как божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире.
По другой версии, Стрибог или Стриба(га) — древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени. Согласно восточно-славянской традиции, Стриба является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе — колчан со стрелами. Ветер играет струями — струнами дождя и лучами — стрелами света, тот же ветер колышет струны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог.
Обитель Стрибога располагается между Землёй и Небесами. В древности очень прочно было представление о «небесной тверди», разделяющей всё наземное пространство на два яруса: в верхнем ярусе находились хляби небесные (запасы дождевой воды), а в нижнем, под гигантским куполом тверди, ходило солнце, а края купола опирались на край земли. Верхний ярус небес над твердью — царство Стрибога. Нижний с солнцем и землёю — царство Даждьбога. Оба яруса вместе — небеса. Поэтому Стрибога считали посредником между высшим и нижним мирами. Даждьбог даёт блага, Стрибог их разносит по Земле. Считали, что Даждьбог и Стрибог дополняют друг друга. Тем более, что они находились рядом на холме во Владимирском пантеоне.
Кроме того, считалось, что Владимирский пантеон был сделан как ответ христианству, когда Руси пришлось противопоставить христианству разнозначные религиозные категории.
Христианскому Богу-Отцу был противопоставлен небесный бог-отец Стрибог.
Богу-Сыну противопоставлен бог-сын Даждьбог — Солнце, сын Сварога.
Божьей Матери противопоставлена Макошь — женское божество, мать судьбы и урожая.
Создавалась эта система, скорее всего, не юным Владимиром, только начавшим княжить, а жрецами Древней Руси. Создав такой чётко продуманный пантеон, русские волхвы могли вступать в богословские дебаты с христианскими миссионерами.
Но некоторые исследователи считают иначе. Одни считают имя Стрибог происходящим от праславянского глагола «стрити» — «уничтожать», и значит это разрушающий, уничтожающий бог, бог войны. Другие возводят имя Стрибог к древневерхненемецкому «strit» — «спор». Третьи сравнивают с литовским «styreti», «styru» — «быть жёстким, делаться жёстким». И вторые, и третьи тоже относят Стрибога к богам войны.
Вот такие разные мнения, которые пытаются связать воедино и объяснить. Есть мнения, где проводится параллель Стрибога и Даждьбога с Чернобогом и Белобогом, о которых мы ещё не говорили, но из их имени ясно, что это были боги света и мрака, боги, противоположные по своим функциям. Действительно ли Стрибог — противоположность Даждьбога или же они друг друга дополняют, или же это бог со своими отдельными, уникальными функциями, так и неясно. Но то, что ветер может быть как благодатным, так и разрушительным, несущим огромные бедствия, известно каждому.
Вспомните, когда была лекция о птицах, мы говорили, что Стратим — это птица Стрибога, помощник. Стрибог может ей оборачиваться. Откройте свои конспекты по той лекции и освежите знания о Стратиме.
Наши предки очень почитали Стрибога. Это и понятно, ведь именно ветра нагоняли тучи, несущие живительную влагу. Именно у Стрибога моряки просили попутного ветра.
Мельники просили Стрибога о милости, чтобы мельницы не простаивали. Кстати, символ Стрибога напоминает как раз лопасти мельницы.
Главные храмы, посвящённые Стрибогу, находились на берегах, морских островах, близ устьев рек. К этим местам подходили торговые суда перед тем, как выйти в открытое море, и приносили Стрибогу богатые дары.
В топонимике известно много названий, образованных от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.
Почитание Стрибога сохранялось долго, и даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней:
«Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!»
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зёрна в муку.
Есть ветры земные — это токи воздуха в пространстве, а есть и ветры иные — это токи силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, которые расположены вдоль позвоночника человека.
Как ветры земные доносят до богов прошения, которые изрекаются во время жертвенных приношений на огне, так и ветры иные доносят до богов наши внутренние просьбы, приносимые нами на сокровенном внутреннем огне. А то, что внутренний огонь есть, мы уже узнали об этом на уроке, посвящённом Огню Сварожичу.
Представляли его чаще всего в виде седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря–океяна, либо летящего на воздушном корабле над Землёй, или плывущего на ладье по синим хлябям небесным. Он держит в руках копьё и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог — лучник, держащий в руках лук со стрелами, разящими всё вокруг.
В каком же христианском образе нашёл отражение этот бог? Исчезнуть он не может, поэтому поищем его среди христианских святых. И такой святой находится — это Святой Касьян. Есть мифы, посвящённые этому образу. Скованный и пленённый Касьян вырывается на свободу и освобождает при этом двенадцать ветров, прикованных посреди океана к скале. Одна из характерных особенностей этого святого — его суровость и особенно губительный взгляд. Вот что говорят русские поговорки: «Касьян на скот взглянет, скот валится»; «Касьян на что ни взглянет — все вянет»; «Касьян на народ — народу тяжело»; «Касьян на траву — трава сохнет»; «Касьян на скот — скот дохнет». День Касьяна — 29 февраля. В этот день нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай. Вспомнили известное литературное произведение, в котором описывается похожее существо? Многие исследователи упоминают суровый взгляд Стрибога, что роднит его с Вием — охранником мёртвого царства. Часто Ветер в индоевропейской мифологии помещают в разные пропасти, ямы, рещеры. Например, Эолова пещера — подземное жилище ветров. Южные славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.
Считается, что у Стрибога четыре сына — четыре ветра четырёх сторон света:
Посвист-Хладовей — Северный Ветер, ледянящий души, в чёрных одеждах;
Догода-Тепловей — тёплый Южный Ветер, в красных одеждах;
Сумрачный Западный Ветер — посланец Смерти, одетый в белые одежды;
Светлокрылый Востоный Ветер — вестник Рассвета, в зелёных одеждах.
От этих четырёх ветров народились другие ветра — стрибожьи внуки. Трубят ветра в огромные рога, выдувают бури и шторма, вихри, вьюги и метели, или просто выпускают их из своих ртов.
На этом лекция закончена. Не забудьте взять
домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):
1. Какая птица, кроме Стратима, подходит Стрибогу. Почему? Опишите эту птицу. (0—1 балл)
2. Посмотрите на слова, имеющие в своём корне сочетание «стр». Охарактеризуйте их лексическое значение. Есть ли что, роднящее их? (0—2 балла)
3. Составьте небольшой рассказ (это, может быть и сказка, миф), где употребите по максимуму слова, содержащие сочетание «стр». (0—3 балла)
4. Какой, по вашему мнению, был Стрибог — добрый бог или злой? (0—2 балла)
5. Вспомните приметы, связанные с ветрами, и порассуждайте, какие черты Стрибога в них попытались выразить люди. (0—3 балла)
6. Напишите миф, легенду, связанные со Стрибогом (его сыновьями, внуками). (0—5 баллов)
7. Кто хочет, может написать оду, посвящённую Стрибогу. (0—5 баллов)
8. Художники, а это задание для вас. Рисунок на тему лекции. (0—5 баллов)
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной