Славянская нечистая сила

Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии.

Ученики привычно зашли в уже знакомый кабинет-избушку и... попали в картинную галерею. По всей комнате были развешаны портреты.


Анчутка Овинник Домовой Дворовой Болотник Полевик Леший Кикимора Банник Водяной

- Проходите, рассаживайтесь и осматривайтесь, - приветствовала всех Чжоули. - Сегодня мы с вами поговорим о славянской нечисти. Тут ещё не все, а лишь самые известные. Нечисти у славян было видимо-невидимо. С большинством вы уже успели (или ещё познакомитесь, но слышали про них и знаете) познакомиться на уроках профессора Таданы, поэтому давайте пройдёмся вместе с древним славянином и посмотрим, что за нечисть его подстерегала. Перво-наперво, мы попадаем в дом славянина и там встречаем... Правильно, домового, - улыбнулась Чжоули в ответ на радостные выкрики учеников. - Самая известная и, пожалуй, самая любимая нечисть. Говорить много про него не буду. Домовой за домом присматривает, чтобы порядок был. По хозяйству помогает, однако нерадивых хозяев наказывает.
Но, кроме домового, в доме можно было встретить запечника, подпольника и др. То есть в каждом уголке дома жила своя нечистая сила.

Идём во двор. Тут всем заправляет дворовой. Дворовой, в отличие от домового, не был таким уж добрым. Это, больше, злой дух. В дружбе только с козлом и собакой, остальных животных не любит.

Идём дальше по крестьянскому двору. Овин, где снопы хлеба перед молотьбой сушили. Овинник с горящими как угли глазами жил в яме под овином. Считался самым зловредным из всех домашних духов. Он обычно следил, чтобы огонь в яме несильно разгорался, не позволял разжигать овин по праздникам, а также во время сильных ветров. Если хозяин делал всё вопреки порядку, заведённому овинником, то тогда не избежать было пожара, который овинник такому хозяину устраивал. Сгорал овин вместе с хлебом, и семья была обречена на голод.
Овины у древних славян служили местом поклонения Огню Сварожичу. Об этом есть упоминание в летописи: "И огневи молятся под овином". Венецианов. Гумно

Близко к овиннику находится гуменник - нечисть, живущая на гумне. Однако тут некоторые спорят: разная это нечисть или одна и та же. По сути, гумно и овин - это разные помещения в крестьянском хозяйстве. В овине сушили снопы, на гумне - обмолачивали. Информации сейчас, к сожалению, по тому, что есть гумно, а что овин, - очень мало и непонятной. Есть замечательная картина художника Венецианова "Гумно", на которой видно, что гумно - это очень большое помещение, открытое со многих сторон, чтобы пыль от обмолота быстрее уходила. А вот овин должен быть закрытым со всех сторон, иначе какая же сушка будет? Возможно, конечно, овин мог располагаться внутри гумна, в какой-то его части, а мог и быть отдельно стоящим помещением неподалёку или даже совсем рядом с гумном. На данной картине не видно, где тут овин располагается внутри гумна. Поэтому я считаю, что гуменник и овинник - это всё же разная нечисть.
Гуменник помогал обмолачивать зерно. И иногда, когда хотел угодить радивому хозяину, совершал чудо: утром на гумне вдруг появлялись кучи зерна, которого у крестьянина не было.

Кстати, именно овин, а не гумно, служил местом для гадания. Ночью девушки подходили к овину и клали руку на окно: если никто не дотронется - незамужней останется; если голой рукой погладит - за бедным быть; если мохнатой - за богатым.

Ещё гадали в бане. А там жил, как вы уже, наверное, догадались, банник. Баню любили, но побаивались. С одной стороны, верили, что "баня парит, баня правит", "баня все грехи смоет", с другой - баня считалась нечистым местом, и на том участке, где она когда-то стояла, нельзя было строить дом: либо клопы одолеют, либо мыши изгрызут все запасы, либо дом сгорит.
Нельзя было ходить в баню в "четвёртый пар". Считалось, что после того, как поются люди, наступал черёд банника, домовых, рысалок и чертей. Поэтому баннику оставляли мочалку, кусок мыла и воды в лохани. После мытья обязательно благодарили банника: "Спасибо, байнушко, на парной байничке". Рассердившись, банник мог напугать человека, забросать его горячими камнями, ошпарить кипятком, задушить паром.

В общем, куда ни сунься в крестьянском подворье - везде поджидает нечистая сила. Так что вести себя надо аккуратно и соблюдать порядок, установленный этими духами.

Но и вне крестьянского жилья было полно нечисти. В поле жил полевик - дух, охраняющий хлебные поля. Если прочая нечисть в основном по ночам появляется, то полевика можно видеть в жаркий полдень, когда раскалённый воздух струится над хлебным полем. И хоть полевик - добрый дух, но любит подшучивать над людьми: то с дороги собьёт, то в болото заведёт, то заставит пьяного пахаря такие кривые борозды наделать, что тому будет стыдно людям в глаза смотреть.
Нельзя спать в меже, потому что тут бегают шустрые детишки полевого - межевички и луговички. Увидят спящего - навалятся и задушат. Полевик, как и другие духи, любяи, кого его задабривают. Обычно приносят несколько яиц и старого безголосого петуха. Только это надо делать в глухую ночь и чтобы никто не видел, иначе полевик рассердится и перепутает хлеб или напустит вредителей на поля. Во время жатвы полевику приходится бегать и уворачиваться от острого серпа. Прячется он с несжатых полосах. Поэтому оставляют ему жнецы в поле последний сноп, где полевик может спрятаться. А чтобы полевик мог перезимовать, несколько колосьев оставляют на корню и связывают пучком - "завивают бородку Велесу".

Если человек идёт в лес, то там его поджидает... Кто? - Чжоули оглядела учеников.
- Леший! Кикимора! - раздались голоса.
- Верно, - покивала Чжоули. - Кикимора, правда, ещё и домашняя была. Считалась женой домового, но была и лесная. Думаю, на уроках у профессора Таданы вы с ними познакомились или познакомитесь. А также с водяным, русалками, болотником. Поэтому я на них останавливаться не буду, но хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Все места, где обитает славянская нечисть, имеют общий признак. Подумайте пока, какой. В домашней работе будет вопрос по этому поводу.

Обитала нечистая сила в определённых местах и наибольшую опасность для человека представляла в определённое время года и суток: в дни рождественских святок, в ночь на Ивана Купалу, в полночь (глухую ночь) и полдень, после захода и до восхода солнца, в определённые периоды жизни человека - от рождения до крещения. Все эти периоды также имели общий признак. Про него вы тоже порассуждаете в домашней работе.

Немного в стороне стоит такая славянская нечисть как чёрт, или бес. Мохнатое существо, покрытое тёмной шерстью, с рожками и хвостом. На передних лапах - когти, на задних - копыта. Может чёрт летать по небу и через печную трубу залезть в дом, а там спрятаться под печкой, столом или в пустой посуде. Вот поэтому посуду в старину всегда накрывали крышечками, дощечками или сложенными крест-накрест двумя лучинками. чёрт постоянно вмешивается в жизнь людей и толкает их на дурные поступки. Пытается заключить договор с человеком, забрать у того душу в обмен на разные блага. Опасаясь накликать чёрта, люди не произносили его имя, а называли "лукавым", "анчуткой", "окаянным". Проникать он мог куда угодно, даже в церковь, и постоянно вредил, вредил и ещё раз вредил человеку. Обернуться может кем-угодно: хоть кошкой, хоть зверем страшным или девицей прекрасной, добрым молодцем. Только вот волосы у такого человека дыбом стоят - шишом, отсюда и ещё одно название чёрта - шиш.
В русском языке много выражений, связанных с этой нечистью: "чёрт попутал", "бес вселился", "чёрт ногу сломит", "в тихом омуте черти водятся". На перекрёстках черти пируют по ночам и справляют шумные свадьбы с ведьмами, поэтому нельзя ничего подбирать тут, иначе чёрт увяжется за найденной вещью.
Думаю, все знают известную примету: чтобы уберечь себя от плохого, нужно плюнуть через левое плечо три раза. Народная молва утверждает, что каждому человеку от рождения даётся свой чёрт и свой ангел-хранитель. Чёрт сидит за левым плечом, ангел - за правым. Они постоянно борются за своего подопечного: чёрт пытается поддтолкнуть его к плохим поступкам, а ангел оберегает от всяких несчастий. Поэтому, чтобы уберечь себя от плохо, надо плюнуть через левое плечо три раза и отогнать чёрта.

Откуда же столько нечисти у славян? По преданию, в давние времена восстал дьявол против Бога и к нему присоединились некоторые ангелы. Разгневанный Бог послал архангела Михаила с огненным мечом, и тот сбросил отступников с неба на землю. Падшие ангелы оказались в разных местах: кто на дворе или в доме, кто в овине или в бане, а кто в лесу или в поле. Вот и превратились они в домовых, дворовых, банников, овиников, леших, полевых и другую нечисть.
По другим версиям, нечисть создана самим Богом - из его отражения в воде, из плевка, или Сатаной, который в противоборстве с Богом создал свою собственную армию нечисти.
Есть поверья, по которым разного рода демонические существа появляются из некрещённых детей, самоубийц, умерших неестественной смертью, детей, проклятых родителями, людей, похищенных нечистой силой, детей, рождённых от связи с нечистой силой.
Однако, если посмотреть на все эти версии, то они уже христианского периода. А как древний славянин объяснял происхождение нечисти - осталось глубоко в древности. Но доподлинно известно, что эти существа обладали как божественным началом, так и бесовским. И именно поэтому существуют обряды задабривания всякой славянской нечисти, что созвучно с задабриванием богов. Правда, богам жертвы приносились щедрее и богаче, ну а тут можно обойтись миской каши, ломотью хлеба или несколькими яйцами.

Ну, вот вкратце о славянской нечисти. А теперь домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут 10 баллов):

1. Подумайте и предложите свою версию происхождения нечисти у славян. (0-3 балла)

2. А почему нечисть жила только в сельской местности? И существовала ли городская нечисть? Дворцовая? Чем можно охарактеризовать время года или суток, когда нечисть представляет для человека наибольшую опасность? (рассматриваем только классическую славянскую нечисть; подсказка есть в теме лекции) (0-3 балла)

3. Вспомните сказки, произведения русских классиков, в которых одним из героев был чёрт. Расскажите о нём именно в разрезе этих произведений: какой его вид, какими способностями обладал и т.д. Надо использовать не менее двух произведений. (0-4 балла)

4. Возьмите любую славянскую нечисть и найдите в русском языке пословицы, поговорки, да и просто крылатые выражения, которые с этой нечистью связаны. Объясните их смысл и возможное происхождение. (0-4 балла)

5. Расскажите, какие обереги делали славяне от нечисти. (0-2 балла)

6. Практика. Вы отправились в лес/крестьянский дом/на подворье/поле/овин/и т.д. Расскажите, что с вами приключилось, как вы смогли выбраться из сложившейся ситуации. (0-6 баллов)

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона