СИВКА-БУРКА И ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ БЕРЕГИНИ

Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии.

Чжоули сразу направилась к незаметной двери около печки. Открыв её, она взмахом руки пригласила учеников следовать за ней. Полянка, на которой оказались все, отличалась от той, где стояла избушка на курьих ножках. Здесь ярко светило солнце, озаряя деревья, чьи лепестки слабо шевелил ветерок, гуляющий высоко в ветвях. Густая зелёная трава мягким ковром стелилась под ногами. И может в реальном мире была осень или даже зима, но тут было лето.

- А вы знаете какое-нибудь заклинание из русских сказок, призывающее волшебных коней? - обратилась преподаватель к ученикам.
- Ээээ... кажется что-то было про Сивку-бурку, - послышался нерешительный голос.
- Верно. Давайте попробуем вместе позвать. Всё же это заклинание. Здесь должно сработать, - предложила Чжоули.
Ученики воодушевились - когда им ещё позволят заклинание опробовать, - и раздался нестройный хор, но закончили заклинание довольно уже слаженно :
- Сив-ка-бур-ка, ве-ща-я ка-ур-ка! Стань пе-ре-до мной, как лист пе-ред тра-вой!

Сивка-Бурка Земля задрожала, - и все увидели летящего низко над землёй коня. Может он и бежал по земле, но бежал так быстро, что казалось - летит. Кто-то из учеников поспешил отпрянуть назад: казалось, конь сейчас собьёт их с ног. Но тот внезапно застыл перед толпой учеников. Ноздри его раздувались, из них валил пар, в котором мелькали искорки огня. Копытами конь бил землю от нетерпения. Чжоули протянула руку - и животное позволило себя погладить. Пар из ноздрей прекратился

- Извини, что позвать пришлось, но уж очень хотелось тебя показать ученикам. Многие-то не только не видели, но, возможно, даже не слышали.

Конь понимающе кивнул головой и оглядел учеников. Говорить он, похоже, не собирался. Потоптался немного по траве, даже пощипал её, как подобает приличному коню, а затем, решив, что для смотрин достаточно, сорвался с места - и вмиг исчез. Только его и видели.

Послышались разочарованные вздохи.

- Давайте вернёмся в дом и продолжил наш урок, - предложила Чжоули. - Не вздыхайте, что никакого чуда вам Сивка-Бурка не показал. Слишком нас много. Он в таких условиях не работает, - улыбнулась она.

Печенье в виде коня Все вернулись в комнату и расселись вдоль стола. Самовар был уже готов, а на тарелочках лежали разноцветные печенья. На них-то ученики и отвлеклись, потому что печенья были в виде лошадок. Но голос преподавателя отвлёк их от разглядывания красивого угощения, которое и есть-то было жалко. Поэтому ученики только прихлёбывали чай, а печенье кусать почти никто не стал.

- Как вы, думаю, догадались, сегодня мы поговорим об этом чудесном коне, который встречается во многих русских народных сказках, - Сивке-Бурке. Конь с самых давних времён сопровождает человека и потому наделялся всегда волшебными свойствами. Он защищал дом от злых духов, и поэтому изображение конской головы всегда украшало крышу дома. Украшение в виде лошади на крыше дома Быстроногие кони, по мнению древнего человека, были божественными созданиями. Славяне считали, что лошади везут колесницу Даждьбога, а бог солнца Хорс и сам может превращаться в коня.

Но давайте всё же вернёмся к Сивке-Бурке. Ведь помните ещё заклинание? Какого ж цвета этот конь? И сивый (белый), и бурый (тёмно-рыжий), и каурый (огненно-рыжий, светло-каштановый). Целых три окраса. Есть несколько вариантов сказки о Сивке-Бурке. Возьмём тот, который считается наименее модернизированным. Сверчок, не напомнишь, как о Сивке-Бурке первый раз информация появилась в этой сказке? - обратилась Чжоули к сверчку запечному, которого хоть и не было видно, но было ясно, что он не пропускал мимо своих ушей ничего из говорящегося в этой комнате.

Послышалось лёгкое покашливание, и мелодичный голос начал рассказывать сказку:

"Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.
Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
- Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большему брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:
- Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.
Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:
- Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
Сивка-Бурка - Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит - старший брат его спрашивает:
- Видел отца?
- Видел.
- Ел он хлеб?
- Ел. Досыта наелся.
Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит:
- Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
- Ладно.
Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается.
В полночь земля расступилась, отец поднялся и спрашивает:
- Кто тут? Ты ли, мой середний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?
Иван отвечает:
- Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:
- Отец ел хлеб?
- Ел. Досыта наелся.
На третью ночь настала очередь идти Ивану. Он говорит братьям:
- Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.
Братья ему отвечают:
- Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
- Ну ладно.
Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
- Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
- Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и говорит ему:
- Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.
Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой...


Сверчок смолк.

- Да, пожалуй, нам этого будет достаточно. У cлавян конь считался проводником в царство мёртвых и был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не простого коня, а того, который служил когда-то ему, а ещё раньше - его деду и прадеду. Конь умирал и возрождался. Значит, это родовой конь, и его волшебная сила происходит от того, что он обитатель царства мёртвых. Вот как он появляется? Весь в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным "уликам", найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Но вспомним про окрас коня. Три окраса - как будто у Ивана не один конь, а целых три. Может, сказка намекает, что Сивка-Бурка воплощает в себе волшебные силы сразу трёх коней, принадлежащих отцу, деду и прадеду? Есть вариант сказки, где каждый брат получает по лошади определённой масти: старший - сивого, средний - бурого, младший - каурого. Младший получил точно лучшего коня, потому что он был не просто каурый, а вещий. Значит, мог предугадывать будущее.

Сивка-Бурка наделён большими волшебными силами: и летать может, и человечьим голосом говорит, и даёт Ивану мудрые советы, как одолеть врагов, и помогает ему превратиться в красавца. И помогает, и оберегает. Так может этот конь - берегиня? Были такие древнеславянские могучие силы. Очень древние, древнее богов. Даже их облик не сохранился в истории, в противовес обликам богов, которые явно сформировались намного позднее. Зато поклонялись древние славяне этим силам с особым рвением, особенно в период созревания урожая.
Сейчас много спорят о происхождении этого слова - берегиня.
По одной версии, это слово произошло от слова "берег", "брег". Ритуалы по вызыванию берегинь обычно совершались на возвышенных берегах рек.
По другой версии, главным здесь значение "оберег", "беречь". Ведь берегини были призваны оберегать человека. Да и вообще, изначально была одна Великая Берегиня, которая и породила всё живое на земле, и вот именно это живое она и оберегает. Появляется берегиня в разных обликах, и даже кажется, что она не одна. Так и древние славяне постепенно уверовали, что берегинь великое множество вокруг.

- Задержались мы с вами сегодня, - вдруг спохватилась Чжоули. - Пора вас отпускать с урока. Забирайте с собой печенье на удачу и не забудьте домашнее задание.

1. Есть ещё один волшебный конь, про которого написал замечательный сказочник Пётр Ершов, - конёк-горбунок. Прочитайте эту сказку и проведите сравнение Сивки-Бурки c коньком-горбунком. Найти сказку можно здесь - http://www.stihi-rus.ru/deti/Erchov.htm.

2. Вспомните русские народные сказки, где появляются персонажи, выполняющие роль берегинь. Опишите их.

3. Посмотрите на картину Васнецова "Богатыри" (её можно увеличить, щёлкнув по картине волшебной мышкой у вас в руках). Расскажите о лошадях, на которых сидят богатыри.
Васнецов. Богатыри

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона