МИР БОГОВ И МИР ЛЮДЕЙ

На следующей лекции по Славянской мифологии ученики оказались более смелыми. Они заходили в уже знакомый класс, напоминавший изнутри русскую избу с печкой. Усаживались на длинных деревянных лавках, вытянувшихся вдоль длинного деревянного стола. Самовар уже пыхтел. Слышался стук чашек. И было непонятно, ученики больше пришли лекцию послушать или чай попить?
Из-за печки слышалось покряхтывание и покашливание. Наверное, сверчок готовился в случае задержки преподавателя развлекать учеников сказками, но Чжоули пришла вовремя. Ученики даже ещё чай не успели разлить по чашкам, как обнаружили, что урок начался.

Приветствую всех на второй лекции по Славянской мифологии!
Сегодня мы поговорим в целом о мире богов и мире людей. Как они уживались друг с другом и как взаимодействовали. То, что наши предки были очень сильно связаны с природой, думаю, известно всем. Они не делили природу на живую и неживую. Вся природа для них была живая: и дерево, и камень, и плывущее по небу облако, подгоняемое ветром, и находящиеся высоко небесные светила, все стихии — огонь, вода, воздух, земля, — не говоря уже о животных. В хорошем настроении природа могла помогать людям, но она могла и сердиться, и наказывать, даже творить зло.

В нашем языке сохранилось много таких фраз, которые как раз и характеризуют всю природу как живое существо:

Солнце непременно садится или прячется за тучку.
Небо может нахмуриться.
Земля дышит.

Мировое древо древних славян В представлении древних людей мир делился на три части: Небо, Земля и Подземное царство мёртвых. Славяне не были исключением в этом вопросе. Образ трёхчастного мира воплотился у них в Мировом древе. Корни — подземный мир, преисподня. Тут обитает всякая нечисть и «нечистые» животные — барсуки, змеи и др. Ствол соотносится с миром людей, Землёй. Крона — с небом, где живут боги. Само древо соединяет воедино все три мира.

По Мировому Древу можно взобраться на любое из девяти небес, которые окружают Землю. А кто же на них живёт? Солнце и звёзды; Месяц; тучи и ветры; Заря; прародители зверей и птиц и т.д. На одном из небес расположен славянский рай. Сначала ключи от рая были у вороны, но она прогневала богов, и ключи передали другой птице. По одним сведениям, ласточке, по другим — жаворонку. Здесь находится терем Солнца, источники с чистой водой, около которых благоухают удивительные цветы, на деревьях зреют молодильные яблоки, сладко поют райские птицы. Течёт молочная река. Время бежит стремительно: год как миг.

Плоды Мирового Древа — это семена всех растений. Образ этого древа воплотился во многих сказках. То бобовое зёрнышко, то жёлудь попадают в подпол и начинают прорастать. Сначала до пола, потом до потолка, потом до неба. И герой взбирается по стволу выросшего дерева на небеса.

Сохранились до нашего времени и загадки, где главным действующим героем является это древо. Да, кстати, в славянской интерпретации это был дуб.

Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит.
Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом суку по 4 гнезда, в каждом гнезде по 7 яиц.


Фигурирует дуб и в заговорах:

На море-Кияне стоит дуб широколист, у того дуба сто веток и едина ветка не гнутся от ветра, не ломятся от дождя…

Мировое древо древних славян на вышивке Изображение Мирового Древа часто встречается на вышивках.

До появления богов у славян были существа, которые их оберегали, помогали в охоте и хозяйственных делах, защищали от врагов. Это могли быть животные, растения, водные источники и даже камни. Они считались родоначальниками племени.

У восточных славян, живущих в лесах, особо почитаемыми были, конечно, животные: медведи, лоси, олени, кабаны, волки, зайцы. На русском Севере долгое время Большую Медведицу называли Лосем, Сохатым. Например, известный купец Афанасий Никитин, который ходил за три моря, в своём сочинении писал: «Лось стоит головой на восток».
Волк очень часто встречается в сказках в качестве помощника, обладает даром всеведения. Славянское имя Волк существовало на Руси почти до XV века, а в некоторых европейских странах и до сих пор это имя распространённое — Вульф, Вольф. В некоторых преданиях говорится о людях, которые могут обращаться в волков, а потом обратно. Вы, думаю, знаете, кто это. Это оборотни.

Не меньше животных славяне почитали и растения, но особенно деревья. Это могло быть и отдельное дерево, и целая священная роща, где проводились обряды, устраивались праздники. Чаще всего поклонялись дубу и берёзе. До сих пор сохранилось много песен про берёзу и обрядов, связанных с ней. Вокруг берёзы водили хороводы, украшали ленточками, приносили дереву угощение.

Радуйтесь, берёзы,
Радуйтесь, зелёные,
К вам девушки идут,
К вам красные,
Квам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.

Дуб символизировал мужское начало, берёза — женское. Если заболевал мальчик, то его болезнь передавали дубу, если девочка — то берёзе.
Почиталась не всякая берёза. Плакучую берёзу, стоящую одну в поле или на лугу, обходили стороной, потому что она считалась пристанищем духов умерших девушек, которые по ночам бродили вокруг дерева. Если полено из такой берёзы попадало в печь, то при горении издавало жалобные звуки — так стонал дух дерева.

С развитием человечества и осознанием его роли в мире стали появляться боги, которые своим видом были похожи на человека. Богов было много. Есть разные классификации славянского божественного пантеона. Мы пока будем придерживаться не самой сложной и более привычной всем.

В ней богов делят на три группы в порядке старшинства и той роли, которую они играли в жизни людей.

В первую входят высшие боги, деятельность которых носит вселенский характер. Изображения именно этих богов стояли в киевском святилище, разрушенном князем Владимиром в период крещения Руси.

Во вторую группу включаются календарные божества, которые связаны с какими-то календарными праздниками.

И в третьей группе (причём самой многочисленной) находятся различные духи природы. Кто их называет низшими божествами, ну а мы их называем нечистью.

Об одних богах и божествах существует много рассказов, легенд, преданий, а о других — совсем мало и противоречивых. И до сих пор учёные спорят о том или ином славянском боге, о его роли. Существовали ли те или иные боги вместе или сменяли друг друга на протяжении веков? Многие мифы реконструируются на основе знаний, полученных из разных источников.

Формировался славянский божественный пантеон очень долго и под влиянием мифологий и религий соседних племён, а также в результате выделения славян из индоевропейской общности. Поэтому неудивительно, что в славянской мифологии есть боги, похожие по своим функциям на индоевропейских богов. Предполагается, что к ним относятся одни из главных божеств. Я сейчас не буду их перечислять, а вот когда мы будем знакомиться с конкретными богами, тогда и узнаем о их родстве с богами других народов.
На религию славян оказали влияние и кельты, и ираноязычное население: западные славяне находились под влиянием кельтов, восточные — под влиянием ираноязычного населения.
Очень близки к верованиям славян и мифологические системы балтов, тюркских народов, финно-угорских.
То есть видно, что у соседей некоторые божества отчасти похожи на славянских. Поэтому ещё одним источником познания славянской мифологии являются мифологии соседних народов. Сравнивая и анализируя, можно найти те крупицы знаний о славянских богах, которые были так тщательно уничтожены, чтобы не стать известными нам, их потомкам.

Ну, я, пожалуй, завершу нашу лекцию. Допивайте чай и бегите на переменку. Только домашнее задание не забудьте взять с собой.

1. Пофантазируйте и расскажите, как вы попали на то небо, где находится славянский рай, и что там увидели. Попутно узнайте, на каком небе это происходит.

2. Как вы думаете, почему именно дуб стал олицетворением Мирового Древа славян? Какое ещё дерево принималось у древних славян за Мировое древо? Почему?

3. Ваше мнение. С чем может быть связано то, что об одних богах сохранилось много преданий, а о других — мало и противоречивых?

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона



Изображался славянский бог Лель в виде младенца с крыльями и волосами золотистого цвета.