Ярила (Ярило)
Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!
Пётр Бутурлин
— Здравствуйте, дорогие ученики!
Недавно мы с вами говорили о солнечных богах — Даждьбог и Хорс. В славянской мифологии есть ещё одно божество, оказавшееся в сознании славян связанным с Солнцем с лёгкой руки (или, правильнее сказать, пера) писателя Александра Николаевича Островского в сказке «Снегурочка» (1873 год), а потом и композитора Римского-Корсакова в одноимённой опере (1880—1881 годы), которые очень выразительно показали жизнь в Берендеевом царстве.
На первом курсе, в самой первой лекции, я просила вас найти родственные слова к имени этого бога. Многие хорошо справлялись с заданием, указывая, что слова, связанные с корнем «яр», характеризуют весну, молодость, большую силу, возбуждённое состояние, неутомимость. Связывают этот корень и с такими значениями, как «движение вверх, возвышение» (от соответствующего греческого корня), «быстрый, стремительный, бегущий» (от санскритского слова «конь»). Находится этот корень и в чешских, и в польских, и в словацких словах.
Большое количество разных слов с корнем « яр» говорит о том, что культ Ярилы был одним из наиболее распространённых среди восточных славян. До сих пор сохранилось множество топонимов: Ярилины Плеши, Ярилины Горы, Яриловы Поля (Кострома), Яриловы Рощи (Кинешма), Яриловы Долины (у Владимира), названия населённых пунктов как Яриловичи. Имена Ярослав и Ярослава популярны до сих пор.
Культ Ярилы оказался самым долгоживущим.
Ярила получает такую характеристику: распространяющий весенний солнечный свет, возбуждающий силу роста в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке.
Изображали Ярилу в виде красивого юноши на белом коне. Босоногого. Его голову украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Где Ярила пройдёт — там будет хороший урожай, на кого глянет — в сердце того разгорается любовь. Поэтому в Ярилин день 23 апреля выбирали красивого парня (а иногда и девушку), сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, в руки давали колосья и водили коня с «Ярилой» по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Назывался этот обряд «Отмыканием Земли»: Ярила «отмыкает» Мать Сыру Землю после зимней спячки, выпускает на белый свет росу, выгоняет из-под спуда земного траву зелёную, даёт силу-мочь всходам — и начинается бурный рост трав. К этому моменту природа как раз завершает все свои весенние циклы пробуждения от зимнего сна. Ярила на белом коне объезжает Белый свет, обязательно посещает леса и раздаёт наставления волкам, чтобы те не охотились на молодняк, давая ему вырасти. Поэтому Ярила считается и волчьим пастырем. В обычай этого дня входит и кормление волков.
Считается, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод. Надо только искренне попросить его об этом в уединённом месте на утренней заре. Это единственное средство избавления от сглаза, порчи, заклятий, болезней (в том числе и неизлечимых).
Целебные свойства росы в этот день просто огромные, потому что сила солнечного света передаётся именно росе. И поэтому очень полезно умываться росой, бегать по ней и даже буквально купаться. Надо пахать землю в этот день с самого раннего утра и до позднего вечера, а потом продолжать игры на этом же поле до заката.
В этот день собирают лекарственные травы и другие растения, наделённые магическими свойствами. Травы хранили для лечения, ими кормили скот, использовали для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей (украшали ими дома).
С этого дня начинаются хороводы и весенние свадьбы. Небо как бы вступает в это время в брачный союз с Землёю и зовёт к священному союзу и человека. Именно идея любви и последующего за ней брака и есть главный мотив в хороводных представлениях.
Второй раз чествуют Ярилу ближе к середине лета. Народ собирается за селением на специальном месте — «ярилиной плешке». Целый день люди шумно гуляют, угощаются разными блюдами, поют, танцуют. С наступлением темноты зажигаются «ярилины огни». Иногда это празднество заканчивается «похоронами» Ярилы: соломенное чучело старика (к этому дню, считается, что Ярила уже состарился, отдав всю свою живительную силу Земле) выносят в поле и оставляют там или бросают в воду.
«Похороны Ярилы» отражают важнейшую аграрную фазу — полное отмирание старого зерна-семени, брошенного в землю весной, и вызревание новых зёрен на колосьях. «Похороны Ярилы» никого не огорчали, проходили весело, со смехом и шутками. Хлеба уже начали колоситься, посеянное зерно успешно выполнило свою функцию и породило зёрна нового урожая, поэтому «ярости» Ярилы уже не требуется.
После христинизации Руси многим языческим праздникам церковь объявила непримиримую войну, но откреститься полностью от Ярилы не удалось, и тогда он превратился в христианского святого Георгия. Его также называют Юрией, Егорием. Имя Юрий созвучно имени Ярила, а Георгий по-гречески (георгиос) — земледелец. Да-да, это тот самый Георгий-Победоносец, который убивает змея. Часто змей, которого убивает Георгий, толкуется иносказательно как язычество. Святого Георгия изображают в виде всадника на белом коне. В христианской традиции он покровитель земледелия и скотоводства, но никаких сексуальных мотивов в его культе, конечно, нет.
Вот что пишет А.Н. Афанасьев об обрядах на Юрьев день: «В некоторых местностях России выбирают на Юрьев день красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажжённым факелом в руке он несёт этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поёт в честь Юрия обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костёр, оставляя в середине его пустое место, куда кладут принесённый пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собой пирог — так, чтобы каждому досталось по куску... по всей Руси служат на пашнях молебны и окропляют их святой водою; в Тульской губернии молебны совершаются у колодцев... рано поутру крестьяне катаются на нивах по росе, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса...»
Святой Георгий считается покровителем Москвы со времён Дмитрия Донского, потому что город был основан Юрием Долгоруким.
На этом лекция закончена. Не забудьте взять
домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):
1. Охарактеризуйте Ярилу, используя данные лекции и, возможно, какие-то свои знания. (0—2 балла)
2. Давайте обратимся к сказке А.Н. Островского «Снегурочка». Попробуйте выбрать из неё материал, относящийся к Яриле, и проанализировать, каким предстаёт бог в этой сказке. Действительно ли он там бог Солнца или это просто неверное толкование? (0—8 баллов)
3. Вы попали на праздник Ярилы (любой из двух). Опишите его. (0—5 баллов)
4. Приведите примеры пословиц, примет, связанных с Ярилой (или Юрием, Егорием). Не менее 5. И расскажите, какие качества бога тут проявляются. (0—3 балла)
5. Каждому богу посвящается какой-то камень. Какой бы камень подошёл Яриле? Почему? (0—2 балла)
6. С каким древнегреческим богом можно сопоставить Ярилу? (0—2 балла)
7. Есть много топонимов, связанных с Ярилой. Вам посчастливилось попасть в один из них. Опишите свои впечатления от посещения этого места. (0—4 балла)
8. Найдите произведение, связанное с Егорием (былину, предание, миф, легенду), перескажите его вкратце и попробуйте провести небольшой анализ на счёт сопоставления черт Ярилы и Егория. (0—3 балла)
9. Вы можете написать своё предание, миф, сказку или легенду про Ярилу. (0—5 баллов)
10. Если хотите, то сочините оду, посвящённую Яриле. (0—5 баллов)
11. Рисунок, посвящённый Яриле. (0—5 баллов)
12. Попробуйте порассуждать, как мог зародиться культ Ярилы. (0—4 балла)
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной